Публикации Новгородская азбука

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Новгородская азбука
Автор: Журавина Нина Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности«Новгородская азбука»для учащихся 1 класса Составитель:Журавина Н.В. учитель обществознаия 2023-2024 учебный год.Пояснительная запискаАктуальностьВ связи с переходом на новые ФГОСы особое внимание в начальной школе уделяется организации внеурочной деятельности.Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений. Младший школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Краеведение, интерес к которому в последние годы усилился, становится интересным и полезным направлением дополнительного образования детей в рамках внеурочной деятельности.ЦельЦелью программы является содействие формированию личности ребенка на основе уважения истоков, национальных традиций, истории родной землиДанная программа носит краеведческий характер, предназначена для пропедевтического ознакомления с историей Новгородской землиОсновой для занятий является книга «Новгородская азбука»(автор: Виктор Смирнов, 2023, Москва .Вече.).ЗадачиДанная программа реализует воспитательные, образовательно-познавательные и развивающе-коммуникативные задачи.Образовательные:сформировать представления о истории, Новгородского края , формировать понятийный аппарат через введение новых слов и терминов.научить первичным навыкам проектно – исследовательской работы на основе краеведческого материала;Воспитательные:воспитывать уважение к России, своему народу через уважение к своей малой родине, ее культурно-историческому наследию, символике, родному языку, народным традициям, старшему поколению;Развивающие:начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации;Личностными результатами изучения являются:научиться ориентироваться в важнейших для Великого Новгорода событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;приобрести способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;Ребенок получит возможность для формирования:чувства гордости за, свой край, Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД:Регулятивные УУД:определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему;учиться планировать свою деятельность;высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки;работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач;делать предварительный отбор источников информации для решения задачи;перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.Коммуникативные УУД:доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и понимать речь других людей;вступать в беседу с одноклассниками и учителем;совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).Целевая аудитория:учащиеся 1 классаОсобенности набора детей:свободный Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности.Объем программы:Программа рассчитана на 33 учебных часа, исходя из количества учебных недель для учащихся 1-х классов. Формы организации:Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 30-40 минут.Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, Формы контроля:
  • педагогическое наблюдение;
  • диагностика;
  • учебное исследование;
  • качество выполнение практических заданий.
  • Основные направления содержания деятельностиДля решения поставленных в программе задач используются следующиетехнологии:информационно-коммуникативные технологии;здоровьесберегающие технологии;технология развивающего обучения.Условия реализации программы:кабинет географии с мультимедийным оборудованием;школьный музей;музейные экспонаты для занятий в кабинете;тематические компьютерные презентации;книга «Новгородская азбука»(автор: Виктор Смирнов, 2023, Москва .Вече.).учебно-методические материалы.Содержание программы:Вводное занятие.Что такое азбука. Какие бывают азбуки. Особенности «Новгородской азбуки». Зачем нужна «Новгородская азбука». Герои «Новгородской азбуки» Буква «А» - Археология. Александр НевскийЧто такое археология. Как проводятся и о чем могут рассказать археологические раскопки. Будущий великий полководецБуква «Б» Берестяные грамотыЧто такое берестяные грамотыде и когда они были найденыБуква «В» ВечеолховЧто такое «вече»олхов –историческая река, по которой проходил торговый путь « из варяг в греки»Буква «Г» - Гербанза .ГуслиЧто такое герб. Герб Новгорода. Торговый союз городов..Старинный музыкальный инструментБуква «Д» - ДетинецрачуныСердце Великого Новгорода .Кулачные боиБуква «Е» - Едапископ.Пища наших предков. Традиционные блюда новгородцев. Роль православной церквиБуква «Ж» - Жемчук. Женщины новгородскиеИзделия из жемчуга. Роль женщин семьеБуква «З» -Звонница.ЗодчествоЧто такое «звонница»скусство проектировать и строить зданияБуква «И» - ИльменьгрыБольшое озеро Новгородской области. Активные игры преддковБуква «К» Кирил-НовгородецупцыУчение о числах .Кого называли купцамиБуква «Л» - Лен. Летописцы«Северный шелк» Новгородской земли. Кто такие летописцыБуква «М» - Мастера. Мостовые. МостМастера-ремесленники. Мостовые Великого Новгорода. Главный мост через ВолховБуква «Н» - Новгородская Земля. НорманныГосподин Великий Новгород. Северные людиБуква «О» -ОдежданфимСредневековая одежда новгородцев .Мальчик по имени «Онфим»Буква «П» Партизан Леня Голиков. Пиры и праздники. ПосадникПодвиг Лени Голикова. Народные праздники. Глава вечевой республикиБуква «Р»-Рыбаки. Рюриково городищеРыбаки и их промысел .Холм с руинами древнего храма Буква «С» -.СадкокоморохиГусляр Садко. Скоморохи и их рольБуква «Т» - Торг. Знаменитый новгородский Торг .Символ Великого Новгорода -памятник «Тысячелетие России»Буква «У» - УлицышкуйникиЧто такое «концы»овгородские речные разбойникиБуква «Ф» - ФрескиаунаНастенная живопись. Животный мир Новгородской области.Буква «Х» - Холынские огурцы. Храмы.Храм – дом Бога. Отличия храма от обычного дома. Софийский собор. Старинная деревня ХолыньяБуква «Ц» - Царевна Волхова. ЦераДочь морского царя .Что такое «цера»Буква «Ч» -Числаудь.«Чистолюбцы» древнего Новгорода. Угро- финские племенаБуква «Ш» - ШвальколаКто такие «швали»..Первые школы в НовгородеБуква «Щ» -Щитука Щиты новгородских дружинников. Щука-символ силы и богатства.Буква «Э» - Экология. ЭнциклопедияНаука о окружающей среде. Первая русская энциклопедия- Великие Четьи-МинеиБуква «Ю» - Юродивые. Юрьев монастырьКто такие «юродивые»ревнейшая монашеская обительБуква «Я» -Ямщикирослав Мудрый«Водитель» лошади. Основатель первой школы в Новгороде.Учебно-тематический планированиеСписок литературы:Книга «Новгородская азбука»(автор: Виктор Смирнов, 2023, Москва .Вече.).