Публикации
Формирование коммуникативных УУД в процессе анализа эпического произведения в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование коммуникативных УУД в процессе анализа эпического произведения в начальной школе
Автор: Мясникова Галина Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование коммуникативных УУД в процессе анализа эпического произведения в начальной школе
Автор: Мясникова Галина Викторовна
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕСодержаниеВведение………………………………………………………………….3Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе анализа эпического произведения……………………………………………………………..6Коммуникативные универсальные учебные действия……….6 Анализ эпического произведения в начальной школе………11 Возможности формирования коммуникативных УУД в процессе анализа рассказа……………………………………...23 Выводы по I главе………………………………………………….28Глава 2. Содержание работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в процессе анализа эпических произведений…………………………………………………………….292.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий………………………………..292.2 Система заданий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в процессе анализа рассказа в начальной школе…………………………………………………….372.3 Результаты опытно-экспериментальной работы……………..45Выводы по II главе…………………………………………………49Заключение………………………………………………………….50Список литературы………………………………………………...52Введение Начать формирование коммуникативных умений весьма важно уже в младшем школьном возрасте, побуждая учеников к целенаправленному общению. Общение считается неотъемлемой частью какого-либо урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к увеличению качества учебно – воспитательного процесса.Дети начинают общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу они как правило уже владеют целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеют конкретный навык общения со взрослыми. В возрасте 6—7 лет у деток появляется интерес к сверстникам. Случается активное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников: учащиеся помогают друг другу, исполняют взаимоконтроль и т. д, что собственно считается одной из наиглавнейших задач развития на школьном этапе. Развитие коммуникативных умений младших школьников — очень актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений оказывает большое влияние не только на результативность обучения младших школьников, но и на процесс их социализации и развитие личности в целом. Умения формируются в работе, а коммуникативные умения формируются и улучшаются в процессе общения младших школьников на уроках. Начальная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также навык самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть основные тенденции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится в данной школе.[21, С.91]Объект: процесс формирования универсальных учебных действий.Предмет: формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе анализа эпического произведения в начальной школе. Цель: разработать систему занятий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в процессе анализа эпического произведения. Задачи:- изучить содержание коммуникативных универсальных учебных действий- рассмотреть методы анализа эпического произведения-разработать комплекс заданий по формированию коммуникативных ууд.- проверить экспериментальным путем эффективность предлагаемой системы занятий.Гипотеза: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе анализа эпического произведения будет более эффективным, если будут учтены педагогические условия:-будут учтены особенности восприятия эпического произведения в младшем школьном возрасте;-система заданий будет нацелена на нахождение информации, вычитывать информацию в явном, неявном виде главной мысли в тексте;-будет проводиться словарная работа;-будет проводится работа по подготовке рассказа к творческому пересказу.Методологическая база: Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. Вопрос формирования у младших школьников умения учиться интересовал многих психологов и педагогов (Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркову, С.Л. Рубинштейна, В.В. Репкина, Н.Ф. Талызину, Т.И. Шамову, Д.Б. Эльконина и др.) в контексте обсуждения проблемы учебной деятельности: умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности. Методы исследования:1. Теоретический - анализ психологической, педагогической литературы по коммуникации младших школьников.2. Экспериментальный (констатирующий, формирующий и контрольные опыты)3. Статистический качественно-количественный анализ экспериментальных данных.Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что она может быть использована учителями, заинтересованными литературным развитием младших школьников. База исследования: Республика Бурятия, Заиграевский район МБОУ «Онохойская» СОШ №1, 4 классСтруктура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиография, приложения.Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе анализа эпического произведения. На сегодняшний день школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, вместе с тем информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного без помощи других обучатся и постоянно переучиваться на протяжении непрерывно удлиняющейся жизни, готового к принятию решений и самостоятельным действиям. Базисным различием школьных стандартов нового поколения считается их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, а, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение всеми универсальными способами учебной работы, обеспечивающими удачливость в познавательной деятельности на всех этапах последующего образования.22 декабря 2009 года Приказом № 373 Минюста России вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно содержанию образования, определенному стандартом, наиболее значимым в обучении младших школьников является формирование у них универсальных учебных действий. [39, С.5]Универсальные учебные действия — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию методом ответственного и интенсивного присвоения новейшего социального опыта; совокупность поступков учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новейших знаний и умений, включая организацию данного процесса. В наиболее нешироком, психологическом значении данный термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новейших знаний и умений, включая организацию данного процесса. [3, С.27]Функции универсальных учебных действий включают:- обеспечение возможностей ученика лично осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, выискать и использовать нужные средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс эффективной работы;- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на базе готовности к постоянному образованию; обеспечение удачного усвоения знаний, умений и навыков и составление компетентностей в каждой предметной области. Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личного и познавательного становления и саморазвития личности; гарантируют преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности младшего школьника вне зависимости от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. [4, С 65]В зависимости от вида мыслительной деятельности существует следующая классификация УУД:1. Познавательные УУД;Включают общеучебные и логические действия, а также действия постановки и решения трудностей. Общеучебные универсальные действия: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, структурирование знаний, выбор более действенных приемов решения задач исходя из точных критерий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов, моделирование.Логические универсальные действия: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.2. Регулятивные УУД;Обеспечивают организацию ученикам своей учебной деятельности при помощи целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки и саморегуляции.3. Личностные УУД;Гарантируют ценностно-смысловую ориентацию ребёнку (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в общественных ролях и межличностных отношениях.4. Коммуникативные УУД;Остановимся более подробно на коммуникативых универсальных учебных действиях. Однако, в первую очередь дадим определение коммуникации. [3, С.12 ].Коммуникация - это трудоёмкий процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, любой из данных шагов важен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Любой шаг - это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен. Существует определение коммуникации в общих выражениях как процесс передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла. [27, С.79].Общение - сложный разносторонний процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя, по крайней мере, три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.[12, С.50]. Коммуникативные способности, навыки, опыт конструктивного взаимодействия являются необходимой основой для дальнейшего интеллектуального роста ребенка в условиях современной школы.К коммуникативным действиям относятся:- проектирование учебной совместной работы с преподавателем и сверстниками - определение цели, функций участников, приемов взаимодействия;- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;- разрешение инцидентов - раскрытие, идентификация проблемы, поиск и оценка других способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;- управление поведением напарником - контроль, коррекция, оценка действий партнера;- умение с необходимой полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.[23,С. 76]Таким образом, под коммуникативными универсальными учебными действиями будем понимать действия, которые гарантируют социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности. Искусство слушать и вступать в диалог; принимать участие в коллективном обсуждении трудностей; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.[28, С.13]Анализ эпического произведения в начальной школе Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учётом своеобразия его рода и жанра.[19,С.96]Художественное произведение — это единство содержания и формы. Каждая составляющая содержания (тема, идея, художественный образ, конфликт) художественно оформлен. При всей относительности границ, отделяющих один поэтический род от другого, при всей сложной системе взаимопереходов, любое художественное произведение всегда представляет тот или иной поэтический род – эпос, лирику или драму. [8, С. 16]Каждый из родов литературы обладает особым, только ему присущим комплексом свойств.Лирика (др.-гр. lyra — музыкальный инструмент, под звуки которого осуществлялись стихи) — род литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение реальности: отдельные состояния человеческого сознания, чувства, идеи, впечатления автора. В лирике создается образ-переживание, если в ней иногда и присутствует событийный ряд, то он очерчен весьма скупо. Наиглавнейшим свойством лирики является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее.[40, С 350]Драма (др.-гр. drama — действие) — род литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. Драматические произведения созданы для постановки на сцене, этим определяются специфические черты драмы:1) отсутствие повествовательно-описательного изображения;2) «вспомогательность» авторской речи (ремарки);3) главный текст, драматического произведения представлен в виде реплик героев (монолог и диалог);4) драма как род литературы не имеет такого изобилия художественно-изобразительных средств, как эпос: речь и поступок — основные средства создания образа героя; 5) объём текста и времени действия ограничен сценическими рамками;6) требованиями сценического искусства продиктована и такая особенность драмы, как некое преувеличение.[40, С.353]Эпос (от греч. epos — слово, повествование, рассказ) — род литературы, для которого характерно изображение действительности в объективно повествовательной форме. Слово «повествование» в использовании к литературе используется по-разному. В узком смысле — данное развернутое обозначение словами того, что собственно произошло когда-то и имело временную протяженность. В наиболее широком значении рассказ имеет в себе также описания, т. е. воспроизведение при помощи слов чего-то устойчивого, стабильного или совсем неподвижного (таковы большая часть пейзажей, характеристики бытовой обстановки, черт внешности персонажей, их душевных искренних состояний).[40, С 367]Жанры эпоса делятся на большие (эпопея, роман), средние (житие, повесть) и малые (сказка, басня, притча, новелла, рассказ, очерк, эссе). Крупные жанры эпосаРоман-эпопея. Более крупный эпический жанр, обхватывающий великий исторический период, включающий большое количество пересекающихся сюжетных линий, как правило, очень большой по объему. Традиционными романами-эпопеями в русской культуре считаются, например «Война и мир» Л. Н. Толстого или «Тихий Дон» М. А. Шолохова.Роман – один из самых знаменитых эпических жанров нашего времени. Исторически роман формировался из циклов новелл, однако современный роман – совершенно особый жанр. Данный жанр подразумевает достаточно объемное (как правило, в сотни страниц) произведение со многими героями и несколькими сюжетными чертами. Однако, заключительное условие в современной литературе выполняется далеко не всегда, к примеру, в детективном романе нередко имеется только одна линия. Роман допускает большое число жанровых модификаций: социальный роман, семейный роман, женский роман, детективный роман, научно-фантастический роман, роман-фэнтези и т. д. Вообще для современности характерны жанровые пересечения. Скажем, есть роман как жанр со своими признаками, есть фантастика как жанр литературы со своими признаками. Их пересечение и дает нам фантастический роман.Средним жанром традиционно называют повесть. Жанр повести известен в России давно, однако древняя повесть предполагала лишь указание на повествование, без определения объема и характера этого повествования. В современном значении жанр повести проявился лишь только в XIX веке как нечто среднее между рассказом и романом. Повесть, в большинстве случаев избегает большего количества сюжетных линий, сосредотачиваясь на одном событии или же одной судьбе. Жанр повести очень известен, повести писали и Гоголь, и Тургенев, и Достоевский, и Толстой, и многие другие авторы вплоть до сегодняшнего дня (В. Распутин, и В. Астафьев и др.).[24,С.146]Малые жанры эпосаСказка — один из старейших видов народной словесности, эпическое, в основном прозаическое произведение волшебного, авантюрного или же бытового характера с установкой на выдумку, что собственно не лишает сказку взаимосвязи с реальностью. По теме и текстуре сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных. Какая-либо часть сказок о животных возникла в доклассовом сообществе и была связана с тотемизмом. Некоторые из волшебных сказок о животных сначала были соединены с мифами и имели волшебное значение (представители мифологической школы в фольклористике изучали их как «осколки древнего мифа»), бытовые сказки о мужике, барине, умном солдате нередко выделялись острой сатирической направленностью. По характеру отношения к изображаемому им предоставлялась возможность быть юмористическими и сатирическими. К сказке как виду словесного творчества обращаются писатели: они применяют сказочные образы и литературно обрабатывают их. Это делали П. Бажов, А. Толстой, А. Платонов и др. Многие писатели (П. Ершов, А. Пушкин, М. Салтыков-Щедрин, В. Каверин, В. Катаев и др.), сохраняя приемы народных сказок, создавали литературные сказки (сказки А. Ремизо- иа, «Сказки не совсем для детей» Л. Андреева).[24, С.150]Новелла (итал. novella – новость) — это то, что собственно произошло не так давно, что передают из уст в уста. Изначально фабльо во Франции и шванки в Германии, послужившие прототипом новеллы, распространялись устно, в новелле же обычно присутствуют рассказчики. В основе новеллы лежит смешной рассказ, необыкновенное событие, судьба героя и т.п. Сюжет в новелле, обычно, острый, действие развивается стремительно, важную роль в инциденте играет развязка, показывающая нрав героя с неожиданной стороны. Преобладает устный тип повествования. Наибольшее своё развитие новелла получила в литературах Западной Европы. В некоторых произведениях русских писателей присутствуют черты новеллы (новеллистичны, например, пушкинские «Повести Белкина», «Легкое дыхание» И.А Бунина), но в русской литературе все же больше распространен рассказ.[24, С. 153]Басней называется стихотворное либо прозаическое литературное произведение, которое носит поучительный сатирический нрав. Причем действующими лицами в баснях в первую очередь выступают не люди, а животные. И характерны этим животным абсолютно человеческие качества: лисе - хитрость, сове - мудрость, ракам - упрямство, а обезьяне - глупость.[17, С.56]Эссе (с французского еssai — «попытка, проба, набросок») — прозаическое сочинение не очень большого объема и свободной композиции, выражающее личные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.[2, С 14.]Притча – это рассказ или история, в которой герои попадают, как правило, в такие ситуации, в которые может попасть каждый человек, но выходы из ситуаций в большинстве случаев, описываются не обычные. В притче вся история подчинена выводу, главной идеи, которая выводится и формулируется в конце. Данная идея практически постоянно считается нравственным поучением, уроком, который преподнесен философски и иносказательно. В каждой такой притче рассказан небольшой или очень большой, но всеобщий закон жизни. Также в притчах нет необыкновенных тем и случаев из жизни, сюжеты их довольно реальны. Этим они подкупают еще более и принуждают мыслить, в чем смысл притчи. А интересной трактовкой событий они запоминаются чрезвычайно просто. Так же легко потом при случае достаются из подсознания.[2, С.16]Очерк - это литературное произведение небольших размеров, в котором описаны честные события или происшествия. Любой очерк всегда основан на описании фактов или событий, которые произошли ранее. Характерная черта такого рассказа - описательный характер глазами очевидца. Очерк - это неиссякаемый источник правдивой исторической информации о тех или иных людях, событиях, фактах. В очерке нет временных рамок. Событие, которое преподносится читателю, может быть как прошлого, так и настоящего времени. Главное, чтобы действия или происшествия, о которых рассказано в очерке, были важны для общества. Такой рассказ исключает использование собственных предположений и субъективную оценку автора.[2, С.19]Остановимся более подробно на рассказе.Рассмотрим, как в различных источниках определяется термин «рассказ».Рассказ – небольшая конфигурация эпической прозы, соотносимая с повестью больше развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. - и очерка. Временами новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.[5, С.298]Рассказ - это небольшое по объёму произведение, содержащее маленькую численность действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.[24, С.146]Одним из самых распространённых в детском чтении жанров литературы считается рассказ. В книжках «О счастливом детстве» он составляет приблизительно 30% учебного материала.В основе рассказа для ребят лежит повествование о каких-то событиях действительности, то есть ключевым, стойким признаком жанра считается определённым образом организованный сюжет – осмысленная и воплощённая писателем в произведении система мероприятий, в котором раскрываются инциденты и характеры в определённых критериях социальной среды. Повествование в рассказе представлено в маленьком объёме, обеспечивающем тематическую однородность произведения, ограниченное число деятельных лиц, единство и замкнутость воздействия. Житейский эпизод, избранный писателем для детского произведения, выделяется, как правило, отчётливым идеологическим значением.[13,С. 160]Таковы постоянные признаки жанра. Уже они выделяют взять в толк и понять, что рассказ может быть полезен и благоприятен, как учебный материал по литературному чтению. Жанр, владеющий большой художественной ёмкостью, разрешает писателю, высветив свойственное появление реальности, познакомить с ним читателей. Данный жанр разрешает осуществить целостное, абсолютное, эмоциональное восприятие произведения. Жанровая специфичность рассказа соответствует запросам юного читателя. В случае если принимать во внимание интерес учащихся к различным сторонам жизни, то проблематика художественного рассказа удовлетворяет их любознательность. Ребят увлекает подробное развитие действия, другие эмоционально – окрашенные компоненты сюжета. Без сомнения, воспитательную пользу навивает анализ отношений членов событий, характеристика персонажей. Заинтригованные темой, а именно сюжетом, ученики желают в обязательном порядке прочесть произведение до конца. [41, С. 82]Основные этапы работы с рассказом:· подготовка к восприятию текста;· чтение текста учителем;· краткая беседа для выявления эмоционального отношения к прочитанному;· чтение текста учащимися по частям и анализ текста;· повторное чтение текста учащимися;· пересказ прочитанного;· заключительная (обобщающая) беседа.[38, С.56]Этапы работы над произведением имеют все шансы варьироваться, их численность имеет возможность возрастать или уменьшаться в зависимости от объема произведения.Основные этапы работы над текстомI. Подготовка к восприятию текста. Задача данного этапа - расширить представления младшего школьника о событиях и явлениях, изображенных в произведении, подготовить ребят к чувственному восприятию произведения, раскрыть лексическое значение слов или словосочетаний, без осознания, значения которых усвоение произведения будет затруднено. Подготовка к первичному восприятию имеет возможность быть организована в всевозможных формах. Вот кое-какие методы, формы и приемы, которые применяются при подготовке учащихся к восприятию художественных произведений. Вступительное слово. Учитель очень коротко сообщает учащимся о том, какое произведение они будут изучать в тематическом разделе учебникаБеседа проводится с разной целевой установкой:1) выявить запас знаний и представлений учеников о событиях, являющихся составной частью содержания. 2) воссоздать чувства, которые ребята ранее чувствовали в той или иной ситуации. Организуется, как правило, перед чтением произведений о природе для углубления познаний младших школьников и формирования у них умений следить за сезонными изменениями в природе. В лесу, в поле, на реке можно не только увидеть то, что изобразил автор в произведении (снег, как белая скатерть, цвета золотой осени, пробуждение природы весной, появление первых цветов и листьев), но и услышать то, о чем автор пишет (стук дятла, звук капающего дождя, шум воды, пение птиц).3) Слушание музыки. Считается действенным средством для восприятия произведений, несущих большущий чувственный заряд. Программы по чтению и музыке дают большие возможности для использования музыкальных произведений и отрывков из них перед чтением текстов на историческую тему. В некоторых случаях перед чтением полезно продемонстрировать учащимся картину, подходящую к конкретному тексту, или фрагменты из диафильмов и кинофильмов.4) Словарная работа. На данном этапе объясняются лишь только те слова, недопонимание значения которых затрудняет восприятие текста. Все отобранные для объяснения слова должны включаться в живую речь учащихся или учителя, например как, оторванные от контекста, они практически непонятны. [18,С.13]II. Чтение текста учителем. Цель данного этапа - обеспечить первичное целостное восприятие текста, которое не подразумевает основательного проникновения в произведение, осмысливания его со всех сторон. На данной ступени восприятия ответы учеников имеют все шансы быть спорными или даже ошибочными. Но не следует сразу же давать правильный ответ, лучше весь дальнейший анализ произведения провести с учетом первичного восприятия, подводя учащихся к правильным суждениям и выводам. Художественное произведение первым читает учитель. Его чтение, несомненно, поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей такого актуального качества чтения, как выразительность.III. Краткая беседа для выявления эмоционального отношения к прочитанному, как правило, ведется в тех случаях, когда изучается произведение остросюжетного нрава, или тогда, когда эмоциональные переживания героев явны и доступны для осознания учениками. Впоследствии первого прочтения проводится краткая беседа по содержанию, в ходе которой ученики отвечают на вопросы общего характера, не углубляясь в значение и содержание текста. Кроме того, иногда учащиеся должны ответить на вопрос, который учитель ставит непосредственно перед чтением.IV. Чтение текста учениками по частям и анализ текста. Главная задача данного этапа - усвоение содержания читаемого текста и его анализ. Учитель заблаговременно намечает, на какие логически завершенные части делится текст. После прочтения учащимися каждой части выясняются ее содержание, главная мысль, значение непонятных слов и выражений. С поддержкой соответствующих вопросов учащиеся подводятся к пониманию образов, их взаимоотношений. При этом выявляется отношение писателя и учащихся к действующим лицам.V. Повторное чтение текста учениками. Задача повторного чтения - зафиксировать в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения. Задания здесь могут быть самые различные. Все вопросы, задания и объяснения учителя должны быть хорошо продуманы, чтобы большая часть времени была потрачена на чтение, а не на беседы по поводу прочитанного. Ориентиром постановки ведущей группы вопросов должны служить вопросы и задания из методического аппарата учебника. С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана. Работа над планом предусмотрена методическим аппаратом книги и включает следующие задания: озаглавьте части рассказа, из заголовков составьте план прочитанного, составьте рассказ по предложенному плану.VI. Пересказ прочитанного. Задача пересказа - узнать, насколько ученики правильно поняли содержание прочитанного текста, как они прочувствовали его. При передаче содержания прочитанного своими словами учащиеся упражняются в построении фраз, учатся излагать текст по плану и последовательно. В зависимости от характера произведения, его размера, целевой направленности и возраста учащихся на уроках могут практиковаться различные виды пересказов: словесное рисование, подробный и короткий пересказ, пересказ из личного опыта.VII. Завершающая (обобщающая) беседа. Задача заключительной беседы состоит в том, чтобы ученики, глубже осознали все частные выводы, сделанные при разборе частей. В завершающую беседу входят вопросы, ведущие к обобщению. Тут разбираются черты характера героев произведения, выявляется, как к ним относятся автор и сами учащиеся. Заключительная беседа проводится не на каждом уроке, а лишь тогда, когда работа над произведением уже завершена.[19, С.37] План анализа рассказа1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе? 2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает: повествование (рассказывает); описание (показывает); рассуждение (доказывает).3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа. 4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа? 5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему? 6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным? 7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем. 8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор? 9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова, близкие по смыслу). 10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем? 11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?Мы назвали лишь основные этапы работы над художественным произведением. Но необходимо помнить, что чтение нельзя проводить всегда по одному плану. Несомненно, что формы работы будут меняться в зависимости от возраста учащихся, характера произведения, его объема.[22,С. 48]1.3 Возможности формирования коммуникативных ууд в процессе анализа рассказаЛитературное чтение – осознанная, творческая духовная деятельность, обеспечивающая освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия.[52]Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения содействуют развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Необходимость реализации собственных замыслов, их воплощения в слове и трансляции требует от детей интенсивного освоения средств языковой коммуникации.[1,С.74]Совершенствованию коммуникативных действий способствует методика учебной дискуссии, которая создает эти значимые умения, как выслушивать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Учащиеся приобщаются к особо значимой характерной для искусства, форме коммуникации – они вступают в «диалог» с автором через текст.[9,С.140]Каждая работа по формированию коммуникативных умений и навыков школьников начинается с установления и принятия всеми учащимися правил, позволяющих сделать общение эффективным:• любое мнение ценно,• ты имеешь право на любую реакцию, кроме не внимания,• повернись так, чтобы видеть говорящего,• дай другому возможность сказать, не перебивай,• обращение начинай с имени.[14,С.83]На уроках литературного чтения для достижения поставленных целей могут быть успешно использованы следующие методические приемы:1) Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация) Есть формы драматизации различной сложности, которые вводятся постепенно. Ведущими формами драматизации являются:• анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на них героев («Что изображено на картинке?»), выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»); толкование смысла «эмоционального знака» («Когда так делают?», «В каких случаях у людей случается такое выражение лица?»). Для того чтобы ученики более остро ощутили эмоциональное положение героя, изображённого на иллюстрации, можно усложнить работу, предложив им задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете?» Все дети, сидя на своих местах, воспроизводят жест, позу или мимику героя. Затем учитель уточняет: «Так каково же состояние персонажа в этот момент? Почему?» Последний вопрос обращает внимание детей на содержание иллюстрации или текста, к которому она имеет отношение, и тем самым разговор переключается на решение следующих учебных задач: на работу по развитию речи на основе иллюстрации или на анализ содержания текста. В целях усложнения работы анализ иллюстраций чаще всего является не самостоятельным видом работы, а подготовительным этапом перед проведением более сложной формы драматизации.[15,С.50]• постановка индивидуальных и групповых «живых картин». «Живая картина» — это момент из художественного произведения, запечатлённый не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, в манере одежды персонажей, реквизите.Например, при работе над рассказом В. А. Осеевой «Сторож» детям было предложено следующее задание: «Давайте представим себе, как сидел мальчик, который не играл, а охранял игрушки от ребят. Вот скамеечка, вот игрушки... Кто покажет, как сидел мальчик, когда он кричал: «Моё! Моё!»? (Дети по желанию пробуют себя в этой роли). А теперь покажите нам, как он сидел после разговора с воспитательницей» (снова показ 2–3 раза);• подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только лишь интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений);• чтение по ролям. Подготовка к чтению по ролям протекает в надлежащей очередности: знакомство с текстом (чтение или же слушание); общая проверка восприятия; определение количества действующих лиц; чтение текста, молча, обозначение принадлежности реплик действующим лицам и авторских слов; определение необходимости чтения авторских слов (иногда их чтение необязательно); анализ чувственного состояния или же свойств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов «за них» (цель доводится до сведения учащихся); определение того, с какой интонацией нужно читать слова героев; выбор чтецов и первое чтение по ролям (прерывать его возможно лишь только в случае крайней необходимости); анализ достоинств и недостатков чтения по ролям; выбор новых исполнителей и повторное чтение по ролям (может проводиться на следующем уроке после подготовительной домашней работы); подведение результатов и оценка работы. Чтение по ролям вполне вероятно при работе над любым произведением, в котором есть диалоги;• драматизация развёрнутой формы — самая сложная, заключающая в себе все средства драматической выразительности, вследствие этого она вводится не сразу, а постепенно. В зависимости от целей урока, этапа обучения, подготовленности класса развёрнутой драматизации может подвергаться один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение полностью.2) Учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации) Обоснование строчками из текста заявленного чужого мнения. Пример. «Автор пишет о смехе как о живом существе. Докажи это при помощи текста». 3) Постановка вопросов по изучаемому произведению. Вопросы, составляющие беседу, обязаны быть целесообразны, т. е. нужно знать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос. Вопросов и заданий к тексту должно быть немного. Их предназначение в том, чтобы направить внимание на такую особенность художественной детали произведения, которая имеет возможность остаться незамеченной, возбудить мысль и чувства учеников, чтобы содействовать обогащению их духовного мира, вызвать живой обмен мнениями. Побуждая школьников к свободному обмену мнениями, не стоит забывать о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному. Например: «Что вам хочется сказать об этой сказке (басне)?»; «Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?» Необходима особая работа по обучению ребят обмену мнениями. Они должны не перебивать друг друга, учиться развивать мысль, высказанную товарищем, отстаивать своё мнение. Беседа не должна состоять из одних вопросов, лучше, чтобы она сопровождалась увлекательными репликами и высказываниями учителя. Более продуктивным, на наш взгляд, является такой вид работы, как постановка вопросов самими учащимися. Этому их нужно научить. Сначала проводится анализ готовых вопросов: «Для чего задан вопрос? С каких слов обычно начинаются вопросы? Какие из предложенных вопросов наиболее интересны?..» Затем следует пояснить, что, перед тем как задать вопрос, необходимо внимательно прочитать текст, выделить ту часть, к которой хочется поставить вопрос, продумать его формулировку. После этого школьники упражняются в постановке вопросов).4) Ситуации формирования речевых умений:• Участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках. «Кто из персонажей тебе понравился? Чем? Кто тебе неприятен? Почему?»• Умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев• Владение монологической речью (умение находить монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах). «Как относится каждый персонаж к обучению в школе? Ссылайся на текст». В развитии монологической формы речи большое значение имеет работа над пересказом прочитанного, обучение которому начинается с 1 класса. Большое место в курсе «Литературное чтение» занимает обучение детей созданию собственных высказываний. К примеру, задание на создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) появляется уже с 1 класса «Придумай свою небывальщину» (загадку, считалку). На создание устного рассуждения рассчитаны задания «Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать?»; «Назови свою любимую книгу. За что ты её любишь?». Особую группу составляют задания, предполагающие создание детьми высказываний на основе иллюстраций.[15,С.57]Выводы по I главе.Таким образом, под коммуникативными универсальными учебными действиями будем понимать действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или же деятельности; умение слушать и вступать в диалог. Принимать участие в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.[29,С.69]Младший школьный возраст является подходящим для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из ведущих задач начального образования является создание подходящих критерий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. [43,С.17]Глава 2. Содержание работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в процессе анализа эпических произведений2.1.Диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах.Для проверки эффективности коммуникативных универсальных действий нами был разработан комплекс заданий. Была проведена экспериментальная работа, которая включала в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.Целью констатирующего этапа было выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось в МБОУ «Онохойская» СОШ № 1 учащиеся 4 класса «А» и «Б» (15 человек) по диагностике «Что любит Мишка?»Учащимся обеих групп предлагался для чтения отрывок из произведения В.Драгунского «Что любит Мишка?» (Приложение 1)С целью выяснения сформированности коммуникативных универсальных учебных действий ученикам были предложены тестовые задания: 5 заданий к тексту.Задание 1. Кто по профессии Борис Сергеевич? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.А. Пианист.Б. Учитель пения.В. Композитор.Задание 2. Как ты понимаешь слова Бориса Сергеевича: «Теперь твоя очередь, принимай эстафету!»? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву. Бери эстафетную палочку.А. Продолжай традиции.Б. Теперь твоя очередь рассказывать.Задание 3. Почему Борис Сергеевич слушал Дениску ВНИМАТЕЛЬНО, ЗАДУМЧИВО? Объясни.Задание 4. Похвалил ли Борис Сергеевич Дениску? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву.А. Да, потому что сказал, что Дениска маленький, а любит так много - целый мир.Б. Нет, потому что не сказал: «Хорошо, ты молодец!».В. Не знаю.Задание 5. Что думал Борис Сергеевич, когда слушал Дениску?Продолжи от лица Бориса Сергеевича: Дениска ещё совсем маленький, а уже…[7,С.30]Ответы детей были оценены по следующим критериям:Вычитывать информацию, данную в явном виде. Ключ оценивания0 – не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;указал верный ответ Умение объяснять смысл словосочетания Ключ оценивания0 – не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;указал верный ответ Умение вычитывать подтекст (текстовую информацию, данную в неявном виде) Ключ оценивания0 – не приступал к выполнению задания или совсем не справился с ним; 1-дал верный, но неполный ответ (выписал 1-2 слова)дал верный и полный ответ Умение понимать смысл текста в целом (главную мысль) Ключ оценивания0 – не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;указал верный ответ Умение истолковывать текст (через творческий пересказ) Ключ оценивания0 – не приступал к выполнению задания или совсем не справился с ним;при пересказе допустил искажение смысла предложил своё истолкование текста и не допустил искажения смысла.[7,С.8] Максимально возможный балл - 7 баллов; Высокий уровень 7-6 балловСредний уровень 5-4 балловНизкий уровень 3-2 баллов После того, как учащиеся выполнили задания, мы заносим их результаты в схему анализа тестирования. В последнем столбце таблицы вычисляется сумма баллов для каждого ученика. Результаты проверки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий представлены в (Приложении 2, 3)Данные по контрольной группе. Таблица 2.1Таблица 2.2Данные по экспериментальной группе Анализируя результаты исследования по проверке коммуникативных универсальных учебных действий, отразим полученные данные в таблице 2.3.Таблица 2.3.Данные диагностики уровня сформированности коммуникативных УУДНа основе данной диагностики мы видим, что высокий уровень имеют дети только в контрольной группе, для этого отразим процентное соотношение результатов проверки коммуникативных универсальных учебных действий в рисунках.Рис. 2.1 Процентное соотношение результатов проверки контрольной группыРис. 2.2 Процентное соотношение результатов проверки у учащихся экспериментальной группы.Как видно из рисунков 2.1 и 2.2, большая часть в обеих группах (имеет средний уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий; 13.4% учащихся в контрольной группе имеют высокий уровень; 46.6% учащихся в контрольной группе и 46.6% в экспериментальной имеют средний уровень; 40% контрольной группы и 46.6% экспериментальной имеют низкий уровень.Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников не отвечает требованиям. Основными показателями этого являются низкий уровень умения истолковывать текст через творческий пересказ 20%, понимать смысл текста в целом главную мысль 33.3%.Таким образом, определение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в ходе констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о необходимости проведения методов, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе анализа рассказа. Результаты констатирующего эксперимента позволили нам разработать серию занятий на этапе формирующего эксперимента.2.2 Система заданий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в процессе анализа рассказа в начальных классах. С учетом результатов констатирующего эксперимента, нами был использован на практике комплекс заданий, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Формирующий этап исследования проходил в 4 классе с сентября по ноябрь 2014 года в Онохойской школе №1 на уроках литературного чтения. Была предложена следующая система заданий.Система заданий.Задания, направленные на формирование умения вычитывать информацию в явном виде.- Глядя на иллюстрацию и на название произведения, подумайте, о чём идет речь? - Определите время и место действия рассказа. - Определите тему или основную идею данного рассказа.Задания, направленные на формирование умения объяснять смысл слова (словосочетания)-Обратите внимание на слова, которые вам незнакомы?- выпишите их- постарайтесь дать определение слова-сравните по толковому словарю.Задания, направленные на формирование вычитывать информацию, данную в неявном виде.- Установите в рассказе связь между событиями- понимать определять обобщения, имеющиеся в тексте- Находить и понимать общий смыслЗадания, направленные на формирование понимать смысл текста в целом главную мысль.- составьте план по абзацам-какое предложение передаёт основную мысль текста-какими пословицами можно определить главную мысль произведенияЗадания, направленные на формирование умение истолковывать текст через творческий пересказ.-словесное рисование портрета героев (что я бы изобразил на картинке)- инсценирование- чтение по ролям- придумать, как могли разворачиваться события дальшеДанные задания помогают сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, сложившись с учетом от простого к сложному. Фрагмент урока по теме Н.Н Носова «Федина задача»Этап: подготовка к восприятию произведения. У: Сегодня мы с вами прочитаем одно из произведений Николая Носова, а для того чтобы узнать, как оно называется вам придётся его расшифровать Ачадазанидеф Ученики: («Федина задача»)У: Попробуйте предположить, о чем это произведение?Кирилл К: О мальчике и о задаче, которую он решал.Словарная работаУ: Давайте познакомимся с трудными словами, которые нам встретятся в тексте.Титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России.Рокочущим басом – низким мужским голосомКафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.Борзая – быстраяРепродуктор – громкоговорительЭтап: Первичное (целостное) восприятие произведения первичный синтез. Чтение учителем рассказа– Откройте учебники на странице 154. Внимательно послушайте рассказ. (Приложение 3)Этап: Проверка первичного восприятия прочитанного. Ребята, почему автор озаглавил свой рассказ «Федина задача»?Алина У: смысл в том, как Федя её решал.У: Почему Феде не удалось решить задачу? Арсений М: отвлекался, ему мешал телевизор.У: Что нужно для того, чтобы решить задачу? Любое домашнее задание?Настя А: Тишина, внимание, знания, сосредоточенность, мышление.Этап: Вторичное чтение и анализ произведения Сейчас вы ещё раз прочитаем рассказ и давайте разделим текст на части и озаглавим их.А) Федя сел за стол делать уроки.Б) Песня про блоху.В) Титулярный советник.Г) Хорошая песня!Д) Это не та задача! Е) Прямо наказание, какое – то!У: Молодцы, ребята!Этап: Вторичный синтез произведения Сейчас ребята давайте разделимся на группы. Вам дается время на подготовку.1 группа «Мыслители» выполняют следующее задание: Словесное рисование: Вам нужно представьте встречу Юры и Феди.Сможет ли Юра растолковать трудную задачу? Показать небольшую сценку. 2 группа «Аналитики» - подобрать пословицы и поговорки к рассказу.Дурная голова ногам покоя не дает.Дело мастера боится. Делу время, потехе час. Кончил дело, гуляй смело.Не спеши языком, спеши делом.Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.За много дел не берись, а в одном отличись.Всему своё время.Работа не волк, в лес не убежит.3 группа «Консультанты» - составить советы как правильно готовить домашнее задание. Можете составить памятки, инструкции.Выступление группЭтап: Итог урока С каким рассказом Николая Носова вы сегодня познакомились?Учащиеся: «Федина задача»У: Кто был главный герой? Саша Р: главным героем был мальчик Федя.У: Что полезного для себя вы взяли из рассказа?Ксюша Л: Что домашнее задание нужно делать в тишине, чтобы ничего не отвлекало.[46,С.191]Фрагмент урока по теме: В. Драгунского «Что любит Мишка»Сегодня мы на уроке познакомимся с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Что любит Мишка»Этап: подготовка к восприятию произведения. Словарная работаПоработаем над словами:Приветливый – подберите синоним к этому слову.Строгать – срезать с поверхности чего-нибудь тонкие слои острым инструментом. Лань – вид оленя, живет в странах с теплым климатом. От оленей отличается более короткими и менее сильными ногами, толстым туловищем, более короткой шеей и лопатообразными рогами. В быстроте и проворстве уступает оленю, может перескочить препятствия высотой в два метра, хорошо плавает. Ее летний наряд красновато-коричневый с белыми пятнами, по бокам по спине и хвосту – черная, зимой окраска становится серовато-коричневой. Часто встречаются белые и черные лани, которые не меняют цвета по временам года.Рояль - клавишный музыкальный инструментШопен – композиторСообщение о ШопенеСообщение о польском композиторе Фридерике Шопене послушайте (ученика).У: Эпиграфом нашего урока является русская пословица «Не хлебом единым сыт человек.» О том, как вы понимаете эти слова, мы поговорим позже. А сейчас посмотрите на доску. На ней вы видите лица мальчиков. Это герои нашего рассказа – Денис и Мишка. Лица мальчиков бесцветные, потому что пока мы о них ничего не знаем. Сейчас вы должны внимательно прослушать рассказ, а затем при помощи кружочков, которые лежат у вас на партах, должны будете показать духовный мир мальчиков, их интересы, отношение к окружающему. Подумайте, какие размеры, и цвета вам помогут представить себе наших героев.II. Этап: Первичное (целостное) восприятие произведения первичный синтез.Чтение учителем рассказа– Откройте учебники на странице 118. Внимательно послушайте рассказ.Рисование– Как зовут мальчиков?Влад Г: Мальчиков зовут Миша и Денис.Возьмите кружочки. Один из них Денис, а другой Миша. Какими цветами красок вы хотели бы представить мальчиков? Вы будете работать под музыку Шопена. Подумайте, это песенка или музыка, как сказал Борис Степанович.– Кто закончил, прикрепляйте к доске и читайте рассказ про себя.– Что это – песенка или музыка?Песня – музыкальное произведение для исполнения голосом, мелодия со словами. Музыка – искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах.Леша Т: Это музыка– Итак, лица прикреплены. Это, ребята, ваше первичное восприятие героев рассказа. Но после того, как мы поработаем над рассказом, возможно, кому-то захочется что-то изменить: либо цвет, либо размер.Этап: Проверка первичного восприятия прочитанного. Беседа по первым впечатлениям– Как вы думаете, почему так назван рассказ? Что рассмешило вас? Похожи ли Денис и Миша? Кто из детей взрослее, несмотря на то, что они одного возраста?Денис Е: У Дениса и Миши интересы разные. Денис всесторонне развитый мальчик и поэтому кажется, что он взрослее. Они между собой не похожи.Этап: Вторичное чтение и анализ произведения Выборочное чтение-А что любит Денис? Чем он интересуется?– Давайте прочитаем. Найдите в тексте словосочетания, в которых Борис Степанович говорит о любви Дениса ко всему, что его окружает. Значит, у Дениса богатый духовный мир, широкий кругозор познания.Тимофей Л: Миша, как маленький, перечисляет только вкусные кушанья, которые являются для него главными в жизни, которые его интересуют, о которых он постоянно думает. Чтение рассказа детьми (оптимальное чтение)– Приготовьтесь читать.Чтение на время Буксир Ловушка Молния Жужжащее чтение Чтение-разведка. Внимательно рассмотрите иллюстрацию и найдите строчки к ней. Кто нашел? Каким нарисовал Мишу художник? Выборочное чтение– Посмотрите текст и подумайте, как Миша перечисляет то, что он любит? Какие слова он употребляет? С какой интонацией прочитаете? (восторг, восхищение, радость, захлебываясь, слюни текут).– Как можно, одним словом сказать о Мише? Лакомка или обжора?Лакомка – человек, который любит лакомиться, т.е. съесть чего-либо вкусное, лакомое, понемножку.Обжора – ненасытный, жадный на еду, прожорливый, всеядный. Я люблю покушать сытно. Много вкусно, аппетитно. Ем я всё и без разбору.Потому что я – обжора.– Ребята, но ведь Миша на спор может съесть целый кг колбасы. А это нужно ребенку, хотя бы ради спора? Выделение опорных слов. Работа в группах– Берем простой карандаш, подчеркиваем опорные слова, готовимся к пересказу. Рояль, Шопен, Целый мир, вмешался Мишка, целый продуктовый магазин. Пересказ– Готовимся к пересказу. Кто сможет по опорным словам пересказать текст?V. Этап Вторичный синтез произведения. Работа в парах– А теперь поработаем в парах. Пересказываем друг другу. Кто хочет сказать доброе слово о пересказе товарища?![6,С.49]Используя данные задания в системе, мы формируем у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия. Качественно повышается уровень развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие все дети класса. К концу 4 класса дети формулируют свои мысли сложными синтаксическими конструкциями в виде текста, без проблем находят главную мысль текста, не боятся выступать публично, корректно оценивают выступления одноклассников, истолковывают тексты через разные творческие задания. Формирование универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных, значительно повышает качество образования.2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы.На заключительном этапе исследования был проведен контрольный эксперимент. Проведение эксперимента было направлено на установление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Учащимся 4 «А» и 4 «Б» предлагался для чтения отрывок из произведения В. Астафьева «Стрижонок Скрип» (Приложение 4)С целью выяснения сформированности коммуникативных универсальных учебных действий ученикам были предложены тестовые задания: 5 заданий к тексту.Задание 1. Что увидел Скрип, вылупившись из гнезда? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву. А. Свою маму Б. своих братьев В. пятнышко светаЗадание 2. Как понимаете значение слова гомон?А. Звук Б. Шум В. Голос Задание 3. Какие качества проявляли стрижи к Скрипу? Выпишите слова, которые помогли тебе ответить.Задание 4. Какая фраза лучше помогает понять главную мысль текста?А. Чужая сторона - дремучий бор.Б. Охранять птиц - охранять природу.В. Старый друг - лучше двух новых.Задание 5. Найди в тексте и внимательно перечитай, о чем думал Скрип, когда шёл дождь.После того, как учащиеся выполнили задания, мы заносим их результаты в схему анализа тестирования. В последнем столбце таблицы вычисляется сумма баллов для каждого ученика.Результаты проверки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий представлены в (Приложении 5,6) Анализируя результаты исследования по проверке коммуникативных универсальных учебных действий, отразим полученные данные в таблице 2.4.Таблица 2.4.Данные диагностики уровня сформированности коммуникативных УУДНа основе данной диагностики мы видим, что результаты изменились. Высокий уровень имеют дети не только в контрольной группе, но и в экспериментальной, причем в экспериментальной группе уровень выше, чем в контрольной, средний уровень увеличился в обеих группах для этого отразим процентное соотношение результатов проверки коммуникативных универсальных учебных действий в рисунках.Рис. 2.3 Процентное соотношение результатов проверки контрольной группыРис. 2.4 Процентное соотношение результатов проверки у учащихся экспериментальной группы.В контрольной группе по результатам диагностики высокий уровень составляет 20%, средний уровень 53.4%, низкий уровень 26.6%В экспериментальной группе данные контрольного эксперимента показывают, что по сравнению с данными констатирующего этапа, уровень коммуникативных универсальных действий повысился. В данном классе 26.6% учащихся достигли высокого уровня (изначально высокий уровень составлял 0%), средний уровень 60%, но, тем не менее, в классе остаются учащиеся с низким уровнем который составляет 13.4% сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о том, что специально подобранные задания, связанные с анализом эпического произведения способствуют росту сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.Выводы по II главе.Развитие коммуникативных универсальных учебных действий признается одним из важнейших компонентов федерального государственного образовательного стандарта. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые создают умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить через организацию анализа рассказов. Главная задача учителя – развить коммуникативные умения при анализе рассказов. Становлению коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников способствуют особые системы заданий.Анализ рассказов строится на основе результатов диагностических исследований. Положительная динамика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников доказывает правильность целеполагания и правомерность исследовательской гипотезы.Заключение Проведенное научное исследование было направлено на выявление и описание комплекса заданий по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения.Умение составить грамотный, связный текст, подчиненный единой теме очень важный показатель развитости речи ученика начальных классов. В ходе написания дипломной работы мы убедились в важности формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Ведь умение вычитывать информацию, делать творческий пересказ, знать значение слов только на уроках литературного чтения, но и на других уроках, но и в повседневном общении учащихся начальных классов с родителями, учителями, друзьями. Исходя из цели нашего исследования и для подтверждения гипотезы, нами была проведена опытная работа, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. По данным констатирующего этапа и опираясь на теоретические аспекты исследования, был выявлен и описан комплекс заданий, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Результаты контрольного среза показали, что уровень коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в опытном классе повысился и стал выше, чем на констатирующем этапе. Следовательно, можно сделать вывод, что выявленный нами комплекс заданий помог улучшить коммуникативные универсальные учебные действия.В ходе написания данной работы, поставленные задачи успешно выполнены. Цель исследования была достигнута в результате разработки комплекса заданий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Гипотеза исследования подтвердилась в ходе опытно-экспериментальной работы. Список литературыАрефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78. Арзамасцева И.Н. Детская литература.- М.: Академия, 2001. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – С.151 Асмолов А.Г. Учебные действия в основной школе: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2011. – 67 с. Богданова О.Ю,, Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 400с. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование. Программа // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. - М.: Дрофа, 2000. Бунеев Р.Н Федеральный государственный образовательный стандарт образовательная система «Школа 2100» Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования/ Баласс, 2013. – С. 19- 22. Воюшина М.П Методика обучения литературному чтению Москва Издательский центр «Академия», 2013.- С.16 Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. – С.140 Дьячкова С.В. Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений/ С.В. Дьячкова// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 10. – С. 78-83. Ефросинина Л.А. Урок – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий/ Л.А. Ефросинина// Начальная школа. – 2012. – № 2. – С. 49-57. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская// Начальная школа. – 2011. – № 5. – С. 50-57. Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации: Автореф. на соиск. научн. степ.канд. пед. наук. - Барнаул, 2008. - 160с. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 78-83. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 10. – С. 50-51. Козюренко М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения/ М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – С. 15-19. Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы / Начальная школа. – 2005. - № 6. – С.56-65. Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся/ И.В. Кухтинская// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 13-15. Лазарева В. А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2006. — С.96 Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении/ И.Ю. Локтионова// Начальная школа. – 2010. – № 12. – С. 4-9. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е.В. Леонова, А.В. Плотникова// Начальная школа. – 2011. – № 7. – С. 91-96. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе.- Н.Новгород.: «Учитель»,2006. Мали Л.Д. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе/ Л.Д. Мали// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 8. – С. 76-80. Николаев А.И Основы литературоведения учебное пособие для студентов филологических специальностей // Листос – 2011 С.146 Песняева, Н.А. Эффективность речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге. // Начальная школа. - 2005. - №5. - С. 54 - 56. Мостова, О.Н. Развитие коммуникативных и познавательных умений младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №6. - С. 52 - 54. Марголис А.А. Развитие речи и коммуникативных навыков у младших школьников // Психологическая наука и образование. – 2008. - № 1. – С. 79-92. Неупокоева Н.М. Коммуникативная культура педагога/ Н.М. Неупокоева. – Курган, 2004. Нибиуллина Э.Р. Психолого-педагогические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников: Школьная психологическая служба. – М., 2013. – 78с. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов/ И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова// Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6-13. Позднякова, Е.В. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников. // Начальная школа. - 2001. - №11. - С. 23 - 25. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника – коммуникативное универсальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева// Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 22-24. Резник Э.Р. Методика изучения художественного образа на уроке литературного чтения в начальной школе. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – С. 24. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников. – СПб., 2006. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студентов высших учебных заведений. – М. ИЦ Академия. 2007. – С.416 Светловская Н.Н. О литературном преподавании и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению// начальная школа, 2005-№5, с.39. Урман Ф.И. Формирование осознанного чтения в начальной школе / Школа. – 2003. - № 3. – С.41-42. Уроки литературы/ под. ред. Косых Г.А.- Волгоград.: «Учитель». 2003. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. Фесенко, Э.Я Теория литературы учебное пособие для вузов. – М.: Академия – 2008 №3 С. 350-780 Чумак, К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся/ К.Ю. Чумак// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 6. – С. 82-86. Н. А. Чураков Методический комментарий к учебнику литературное чтение . - 2006 год. – С. 27-29. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества/ Г.В. Шакина// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 5. – С. 17-22. Шатин Ю.В. Феноменология образования и коммуникативная стратегия обучения // Дискурс. – 2006. - № 1. - С. 23-29. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева// Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 4-10. Щербинина И.В., Сухорукова Т.В., Попова Г.П. Развернутое тематическое планирование уроков чтения по учебнику «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. 1-4 классы / И.В.Щербинина. – М.: Учитель, 2005. – С. 191 Приложение 1Коммуникативные УУД.(Чтение и работа с информацией)Вариант 1Прочитай текст рассказа В. Драгунского «Что любит Мишка» и выполни задания.Что любит МишкаОдин раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой сели на подоконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал:О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну так что скажете?Я спросил:-Это вы что играли, Борис Сергеевич? Он ответил:-Это Шопен. Я его очень люблю.Я сказал:-Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки.Он сказал:-Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто «песенка».Я сказал:-Каким же? Словом-то?Он серьёзно и ясно ответил: Му-зы-ка. Шопен - великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете. - Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал: Ну а ты чего любишь? Больше всего на свете?Я ответил: Я много чего люблю.И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строгание, и про слонёнка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звёзды, и про лошадиные лица, всё, всё.Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал:-Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь ещё маленький, ты не обижайся, а смотри-ка - любишь как много! Целый мир.Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал: А я ещё больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!Борис Сергеевич рассмеялся: Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь?Мишка поёрзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал: Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но чёрствые тоже ничего.А ещё я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку, икру баклажанную и кабачки ломтиками.Варёную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копчёную, и полукопчёную, и сырокопчёную! Эту вообще я люблю больше всех.Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - всё равно.Люблю вареники с творогом, творог солёный, сладкий, кислый; люблю яблоки тёртые с сахаром, а то яблоки - одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску, - кожуру!Люблю печёнку, котлеты, селёдку, фасолевый суп, зелёный горошек, варёное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшённой кашей. Так, ну про халву говорить не буду - какой дурак не любит халвы? А ещё я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое.Мишка обвёл глазами потолок и перевёл дыхание. Видно, он уже здорово устал.Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.Он бормотал: Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил.Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждёт, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка ещё скажет.Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали.Первым не выдержал Борис Сергеевич: Что ж, Миша, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но всё, что ты любишь, оно какое-то одинаковое, чересчур съедобное, что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только. А люди? Кого ты любишь? Или из животных?Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.Ой, - сказал он смущённо, - чуть не забыл! Ещё - котят! И бабушку!Виктор ДрагунскийПриложение 2Результаты проверки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на констатирующем этапе исследования.Контрольная группаПриложение 3Экспериментальная группаПриложение 4Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул. Ничего не было видно. Лишь далеко-далеко тускло мерцало пятнышко света. Стрижонок испугался этого света, плотнее приник к тёплой и мягкой маме-стрижихе. Она прижала его крылышком к себе. Он задремал, угревшись под крылом. Где-то шёл дождь, падали одна за другой капли. И стрижонку казалось, что это мама-стрижиха стучит клювом по скорлупе яйца. Она так же стучала, перед тем как выпустить его наружу. Стрижонок проснулся оттого, что ему стало холодно. Он пошевелился и услышал, как вокруг него завозились и запищали голенькие стрижата, которых мама-стрижиха тоже выклевала из яиц.А самой мамы не было.— Скрип! — позвал её стрижонок.-Скрип! Скрип! Скрип! — повторили за ним братья и сестры. Видно, всем понравилось, что они научились звать маму, и они громче и дружней запищали:— Скрип! Скрип! Скрип!И тут далёкое пятнышко света потухло. Стрижата притихли.-Скрип! — послышалось издалека.«Так это же мама прилетела!» — догадались стрижата и запищали веселей.Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу --первому стрижонку.Какая это была вкусная капля! Стрижонок Скрип проглотил её и пожалел, что капля такая маленькая.- Скрип! — сказал он. Ещё, мол, хочу.-Скрип-скрип! — радостно ответила мама-стрижиха. Сейчас, дескать, сейчас.И опять её не стало. И опять стрижата тоскливо запищали. А первый стрижонок кричал громче всех. Ему очень уж понравилось, как мама-стрижиха поила его из клюва.И когда снова закрылся свет вдали, он что было духу закричал:-Скрип! — и даже полез навстречу маме. Но тут же был откинут крылом на место, да так бесцеремонно, что чуть было кверху лапками не опрокинулся. И каплю вторую мама-стрижиха отдала не ему, а другому стрижонку. Обидно. Примолк стрижонок Скрип, рассердился на маму и братьев с сестрёнками, которые тоже, оказывается, хотели есть. Когда мама принесла мошку и отдала её другому стрижонку. Скрип попытался отнять её. Тогда мама-стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других.Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. Её не разжалобишь писком.Так начал жизнь в норке стрижонок Скрип вместе с братьями и сестрами. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень много. В каждой норке жили стрижата. И были у них папы и мамы. А вот у стрижонка Скрипа папы не было. Его сшибли из рогатки мальчишки. Он упал в воду, и его унесло куда-то. Конечно, стрижата не знали об этом. Маме-стрижихе было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям. А мальчишки, сидевшие с удочками на берегу, думали, что стрижиха и все стрижи играют над рекой.Стрижонок Скрип подрос. У него появились перья, и ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у братца или сестрёнки мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали. За это Скрипу попадало от мамы-стрижихи. Но ему так хотелось есть, так хотелось есть!А ещё ему хотелось выглянуть из норки и посмотреть, что же оно там такое, дальше этого пятнышка света, откуда мама-стрижиха приносит еду и ветряные запахи на крыльях.Приложение 5Результаты проверки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на контрольном этапе исследованияКонтрольная группаПриложение 6Экспериментальная группа