Публикации Консультация для воспитателей «Технология проектирования в ДОУ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для воспитателей «Технология проектирования в ДОУ»
Автор: Забара Лилия Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 13 Лесозаводского городского округа» Консультация для воспитателей «Технология проектирования в ДОУ» Забара Л.Н воспитатель 1 квалификационной категории Январь 2023Консультация для воспитателей«Технология проектирования в ДОУ»Знание только тогда Знание,Когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой    Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Утверждение и введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ. Определение актуальных проблем и перспектив саморазвития педагога затруднительно без использования технологии проектирования. «Проект» в переводе с латинского языка обозначает «брошенный вперед». Сегодня в России ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Классификация проектов:1. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.2. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, и долгосрочный.3. По тематике:творческие (после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника «Театральная неделя»); исследовательские (дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок); игровые (это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи); информационные (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы: оформление группы, отдельных уголков и пр.).Этапы проектированияПервый этап – определение цели. На первом этапе педагог формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.Второй этап - разработка проекта.На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.Третий этап - выполнение проекта.Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.Четвертый этап - подведение итогов.Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.Метод проектов  рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается  возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности.Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.   Педагог  организует проблемную ситуацию для детей, но  не предлагает  свои варианты решения, т.е. уходит  от  традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Ведь проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация  снимается максимально быстро.В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:
  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
  • Развитие познавательных способностей.
  • Развитие творческого воображения.
  • Развития творческого мышления.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  •   Развитие любознательности и наблюдательности.             
  • Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ                                     Новизна проектного метода работы с детьми дошкольного возраста заключается в том, что использование образовательной технологии проектной деятельности дошкольников приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность,  социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.