Публикации Программа по дополнительному образованию "Ментальная арифметика"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по дополнительному образованию "Ментальная арифметика"
Автор: Башегурова Оксана Витальевна

ПРИНЯТУТВЕРЖДЁНПротокол ПедагогическогоПриказом МБДОУ ……Совета МБДОУ …..От20 . _.20 Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности«Ментальная арифметика»Возраст детей – 5-7 летСрок реализации – 1 год 9 месяцевПрограмма составлена: воспитателем Башегуровой О.В.п.г.т.Барсово 2021 - 2023 г.Содержание программыПаспорт программы
  • Целевой раздел Дополнительной общеразвивающей программы «Ментальная арифметика» для детей 5 - 7 лет
  • Пояснительная записка
  • Программа «Ментальная арифметика» (далее Программа) позиционируется как высокоэффективная программа развития умственных способностей детей, средством нетрадиционной методики обучения детей дошкольного возраста устному счету с использованием арифметического счета Абакуса, в рамках дополнительного образования.Программа направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. Наукой доказано: способность к успеху зависит от гармоничного развития правого и левого полушарий мозга. Реализация данной программы предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием разнообразных форм, методов работы направленных на развитие обоих полушарий головного мозга, а это значит развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных.Занятия по данной Программе помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивать скорость и качество мышления.Программа доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей.Дополнительная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами:
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от. 29. 12. 2012 №273-ФЗ
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ……
  • «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию иорганизации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  • Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 2Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Дополнительная общеразвивающая Программа составлена с учетом основных принципов и подходов, возрастных особенностей детей.
  • Назначение программы: максимальное развитие интеллектуальныхспособностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики устного счета.Новизнапрограммызаключаетсявтом,чтоонапредполагаетиспользованиесовременныхтехнологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, на основе системы устного счета.Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой.Используя различные методы, формы и приёмы обучения воспитанников необходимо стараться, чтобы у детей желание учиться не погасло из-за первых же трудностей, а превратилось в желание к преодолению препятствий, своегонеумения, в устойчивый познавательный интерес. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподноситься доступно,дети учатся с удовольствием, а значит и успешно. Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:
  • игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
  • информационно-коммуникативные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;
  • технологии деятельностного подхода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребенка.
  • Цель и задачи Дополнительной общеразвивающей программы «Ментальная арифметика» Цель программы: удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном развитии. Задачи:
  • Образовательная
  • Формировать навыки быстрого и правильного счета.
  • Усовершенствовать внимание, слух и восприятие;
  • Совершенствовать навыки быстро и рефлекторно выполнять нужные действия, таким образом, улучшая внимание и концентрацию;
  • Способствовать увеличению объёма долговременной и визуальной памяти.
  • Развивающая
  • Развивать образное мышление.
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать воображение, творческое мышление.
  • Воспитательная
  • Воспитывать чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счета.
  • Развитие лидерских качеств.
  • Сроки реализации программы:Программа рассчитана на 1 год 9 месяцев. Программа предполагает 2 занятия в неделю. Продолжительность занятия: 30 минутОбщее количество человек в группе:5-7 человек.
  • Принципы и подходы к формированию Дополнительной общеразвивающей программы
  • «Ментальная арифметика»В основу программы заложены следующие основные принципы: Принцип научности. Вся информация, излагаемая в учебной программе, должна быть достоверной. Принцип адекватности возрасту. Соответствие возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка. Принцип личностного подхода. Личность каждого ребенка является непреложной ценностью. Принцип опоры на интерес. Все занятия должны быть интересны для ребенка. Принцип ориентации на достижение успеха. Необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха. Принцип доступности. Излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка. Принцип интерактивного обучения. Методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе получения знаний. Принцип последовательности. Изложение материала должно иметь логическую последовательность (от простого к сложному). Принцип обратной связи. Педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия.В программе учитываются следующие подходы:
  • Личностно-ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.
  • Деятельностный подход предполагает, что в основе развития лежит активное непрерывное взаимодействие с окружающей действительностью.
  • Системный подход это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
  • Индивидуальный подход выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знаний его психологических, возрастных особенностей.
  • 1.4. Значимые характеристики.Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 летВозрастные особенности. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Речевая активность Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 летВозрастные особенности. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, но воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но онив значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, но часто можно наблюдать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и СМИ, приводящими к стереотипности образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного внимания достигает 30 минут.Продолжает развиваться речь, её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети активно употребляют обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У детей развиваются диалогическая и некоторые формы монологической речи.У детей завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, с освоением форм позитивного общения с людьми, с развитием половой идентификации, сформированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста дети должны обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит им в дальнейшем успешно учиться в школе.Индивидуальные особенностиПолноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных особенностей каждого ребенка.Организацияобразовательнойдеятельностиподополнительнойобщеразвивающейпрограмме«Ментальная арифметика» осуществляется с учётом индивидуальных физиологических и психологических особенностей детей.Списочный состав обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Ментальная арифметика» -... человек.Показатели антропометрических исследований развития воспитанников свидетельствуют об их соответствии возрастам детей.Распределение детей по группам здоровья (2021-2022 уч. год)1.5. Планируемые результаты освоения ПрограммыРезультаты 1-го года обучения:
  • Ребенок знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
  • Ребенок познакомился со счетами( абакусом), умеет работать на них считая двумя руками одновременно.
  • Освоил прием ментального счета.
  • Научился держать в уме цепочку из 3 чисел, совершать действия с ними по очереди.
  • Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии.
  • Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100 , знак «+», «-»)
  • Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»). Результаты 2-го года обучения:
  • Ребенок знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
  • Ребенок познакомился со счетами( абак), умеет работать на них считая двумя руками одновременно.
  • Может считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из цепочки от 5 чисел (состоящих из 1, 2, 3 цифр)
  • Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100 , знак «+», «-»).
  • Ребенок проявляет умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»): цепочка однозначных чисел; цепочка двухзначных чисел.
  • Ребенок с легкостью выполняет задания усложненного уровня: упражнения на развитие логического мышления.
  • Ребёнок становится внимательным, имеет активную жизненную позицию, повышается самодисциплина.
  • Содержательный раздел
  • Календарно-тематическое планирование
  • Календарно-тематическое планирование «Ментальная арифметика» для детей 5 - 7 лет
  • Форма образовательной деятельности
  • Обучение проходит на занятиях в игровой деятельности.Форма образовательного процесса: занятие.В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогом, самостоятельная деятельность, разминка, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, работа у доски, математические игры, работа по развитию мелкой моторики, работы с наглядностью.Длительность занятий составляет 30 минут, 2 раза в неделю. Ведущей формой организации занятий является групповая.Занятия проходят в кабинете дополнительного образования. Наполняемость группы – 5-7 человек.Методы и приемы работы на занятияхСредства обучения – тематический демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с используемыми в работе играми, индивидуальные листы заданий на каждого ребенка.Структура занятия
  • Взаимодействие с родителями
  • Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей будущих первоклассников и вовлечение в единое образовательное пространство родителей, оказание помощи современной семье в разрешении проблем при подготовке детей к школе.Задачи:
  • показать актуальность проблемы;
  • применять дифференцированный подход в работе с родителями;
  • применять эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.
  • Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детсада и семьи. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников, возможно, понять какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях каких специалистов, они нуждаются.Для разностороннего педагогического просвещения родителей в ДОУ знакомят с основами теоретических и практических знаний работы с детьми в домашних условиях. В работе с семьями используются формы работы, направленные на повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе:родительские собрания, консультации, «Дни открытых дверей», на которых родители имеютвозможность познакомиться с различными формами работы по подготовке детей к школе. Большое внимание уделяется индивидуальным консультациям, и беседам, где даются рекомендации по выполнению домашних заданий,рекомендации по возникающим трудностям в процессе подготовки детей к школьному обучению используются разнообразные формы наглядной информации, позволяющие оказывать практическую помощь семье будущего школьника.
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  • 3.1 Описание материально-технического обеспечения реализации Дополнительной общеразвивающей программы «Ментальная арифметика»Материально-техническое обеспечение кабинета дополнительного образования:Техническое оснащение:Стул детский- Стол детский-Доска магнитно-маркерная -1 Ноутбук-13.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Литература для организации педагогического процесса:
  • Колесникова Е.В. «Математические ступеньки». Программа развития математических представлений у дошкольников.
  • Ментальная арифметика для малышей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  • Ментальная арифметика. Сложение и вычитание.
  • Дидактический материал:
  • Рабочие тетради;
  • Индивидуальные счёты абакус;
  • Демонстрационные (большие счеты) абакус;
  • Логические игры.
  • Письменные принадлежности по количеству детей: простой карандаш, цветные карандаши, линейка, ластик.
  • Набор цифр от 0 до 10, флэш-карты от 0 до 100.
  • Формы проведения промежуточной аттестации:Домашние задания на самостоятельное выполнение.Периодичность проведения промежуточной аттестации.Периодичностьаттестацияобучающихсяпроводитсяпозавершениюполугодияилиучебногогодавформах предусмотренных конкретной дополнительной общеразвивающей программой в период с 20 по 30 декабряи с 15 по 30 мая ежегодно.