Публикации Формирование рефлексивного мышления младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование рефлексивного мышления младших школьников
Автор: Чебыкина Марина Ивановна

Формирование рефлексивного мышления младших школьниковВ меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Цель образования - развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, формирование познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Таким образом, рефлексия - это «разговор с самим собой». Рефлексия способствует развитию у обучающихся критического мышления и осознанного отношения к своей деятельности.  Критическое мышление – это открытое рефлексивное оценочное мышление. Одним из инструментов, с помощью которого можно организовать образовательный процесс, направленный на развитие рефлексивного мышления младших школьников, является применение современных образовательных технологий, среди которых хочется выделить технологию развития критического мышления, которая, может усиливать рефлексивные механизмы, обучать рефлексии, технологически ее обеспечивать. Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, рассуждать на заданные темы, писать тексты, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию. Цель технологии обеспечить развитие критического  мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.Конструктивную основу технологии составляет базовая модель трех стадий «Вызов — осмысление — рефлексия», которая позволяет помочь школьникам самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.На стадии “Вызова” учитель может использовать следующие приёмы, которые способствует развитию навыков развитию рефлексивного мышления у школьников:
  • “Кластер” или “Ассоциации”
  • Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.
  • Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”
  • “Дерево предсказаний”
  • “Ромашка Блума
  • “Верные и неверные утверждения”
  • “Верите ли вы?”
  • “Корзина идей”
  • Рассказ-предположение по “ключевым” словам
  • Синквейн
  • Более подробней остановимся на приеме “Кластер”:
  • Предлагают тему.
  • Дается примерно 5 минут, чтобы вспомнить слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.
  • Ключевое слово или фраза пишутся в центре доски.
  • Учащиеся озвучивают идеи, пока не закончится установленное время.  Разные учащиеся вспоминают разное количество слов
  • На стадии «Осмысления» учитель может использовать следующие приёмы ТРКМ, которые способствую формированию рефлексивного мышления у обучающихся:
  • “Верные и неверные утверждения”
  • “Бортовой журнал»
  • «Фишбоун»
  • «Ромашка Блума»
  • Синквейн
  • «Таблица З-Х-У»
  • Остановимся на приёмё «Инсерт». Его можно использовать при работе с текстом. Предлагают прочесть статью, к примеру, «Что такое рефлексия» /Приложение 1/. Во время чтения вам нужно сделать следующие пометки на полях:«V» –информация подтвердилась«-» - информация противоречит нашим предположениям«+» -новая информация«?» - информация требует дополнительного уточнения.Затем выполняют проверку. Какая информация подтвердилась? Какая информация противоречит вашим предположениям? Какую нашли новую информацию? Какая информация требует дополнительного уточнения?Для развития умения интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного, на стадии «Рефлексии» целесообразно применять такие приёмы ТРКМ:
  • «Синквейн»
  • «Диаманта» (стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением)
  • «Шесть шляп» (6 шляп – 6 точек зрения)
  • «Бортовые журналы»
  • «Кластеры»
  • «Зигзаг»
  • Эссе и другие приемы рефлексивного письма
  • «Общее – уникальное» и другие.
  • Остановимся на приёме "Бортовой журнал", от (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить ученик, важные вопросы.
  • Я знал, что …
  • Для меня новым было то, что …
  • Это противоречит моим представлениям о … и т.д.
  • Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов – осмысление – рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно. Технология развития критического мышления – это технология, в которой очень много приёмов, которые не только способствуют развитию всех УУД у обучающихся, но и эффективно формирует и развивает навыки рефлексивного мышления младших школьников.Приложение 1.Рефлексия. Виды рефлексии.Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
  • физическую (успел – не успел);
  • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
  • Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.
  • Таким образом, рефлексия может:
  • выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, средства, содержание, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
  • отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
  • быть средством самопознания.
  • Организация рефлексии на уроке - это подготовка к развитию таких важных качеств современной личности, как самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.