Публикации
Проект на тему "Мы друзья природы "
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект на тему "Мы друзья природы "
Автор: Лозовая Ольга Вячеславовна и Медведева Елена Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект на тему "Мы друзья природы "
Автор: Лозовая Ольга Вячеславовна и Медведева Елена Александровна
МБОУ «ЛИЦЕЙ 20»(ДОШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)Долгосрочный проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Мы-друзья природы!»Воспитатель: МедведеваЕ.А.АктуальностьВ наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, частобезграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природойк «природосообразному».Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можнорешить главную задачу – воспитание человека с большой буквы,человека экологически грамотного.Цель. Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.Задачи:1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды в селе.5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.Срок реализации: с сентября 2023г. по май 2024г.Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.Этапы реализации проекта:1 этап — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.Определение ожидаемого социально-значимого результата.2 этап — основной: совместная деятельность участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувствительного отношения детей к объектам живой и неживой природой, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях дошкольного учреждения и семьи. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.3 этап — заключительный: закрепление полученных знаний,формулирование выводов детьми. Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Мы – друзья природы". Ожидаемые результаты посильное участие родителей в экологическом образовании детей; непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий; повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного села, охране природы. У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.Взрослые на проводимых дошкольным учреждением мероприятиях будут стараться соблюдать правила поведения в природе, а в последующем, в повседневной жизни - как привыкли (не всегда, не будут). У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других – плохо.Материал:- экологические центры в группах ДОУ;- огород на участке;- огород на окне;- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);- библиотечка книг с экологическим содержанием;- костюмы животных, растений.Методическое: теоретическая и методическая литература, материалы по передовому педагогическому опыту .Информационное обслуживание проекта: Интернет-сайты; Выпуск фотоотчетов; Публикации на педагогических сайтах.Мониторинг реализации проектаКритерии сформированности экологической воспитанности у детей: Познавательный интерес к природе и ее изучению; Знания об окружающей природе; Восприятие красоты природы Родного края и желание любоваться ею; Проявление бережного отношения к природе; Практические умения и навыки по охране природы.Критерии наблюдений за детьми: Частота проявлений бережного отношения; В каких случаях проявляется и на что направлено.Мероприятия в рамках реализации проекта№п/пСодержание работы СрокиI этап – подготовительный1. Анкетирование родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»Сентябрь 2023г.2. Родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Беседа с родителями, предварительное анкетирование на тему «Берегите природу!»3. Создание семейных архивов «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, дача)4. Привлечение родителей к созданию плакатов, стенгазет, посвященных охране природыII этап – основной. Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке поразвитию экологической грамотности воспитанниковОктябрь 2023г.5. Создание буклета для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, кудаможно сдать в нашем районе промышленные отходы для переработки6. Проведение экологических праздников «Деньптиц», «День Земли», «Волшебница Вода»Ноябрь 2023г.7. Разработка конспектов занятий с пользованием экологического материала8. Привлечь родителей к пополнению экологического центра в группе9. Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающийтематические наблюдения, художественное слово, загадкиДекабрь 2023г.10. Индивидуальная работа с детьми на прогулке11. Информационная страничка для родительского уголка «Вода – источникжизни!» - напоминание взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсовЯнварь 2024г.12. Изготовление совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не сорите!»13. Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием14. Семейный конкурс рисунков «Животные зимой»15. Консультация для родителей «Играя, познаем природу» - информировать, как с помощьюигр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколькопримеров игрФевраль 2024г.16. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу»17. Оформление фотовыставки семейных фотографий «Как мы отдыхаем на природе» (надаче, в лесу и пр.).18. Беседа с малой группой родителей «Дом, в котором мы живём» - выяснить у родителей, каквыглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того,чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделатьдля улучшения придомовых территорий?Март 2024г.19. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речёвки и др. на экологические темы20. Семейный конкурс рисунков детей «Чистый город»21. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А чисто ли на участках детского сада?»Апрель 2024г.22. «Субботник – это здорово!» – проведение совместного с родителями субботника по уборке территории ДОУ23. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что…» - информирование родителей о времени разрушения различного мусора: бумаги, стекла, пластика24. Изготовление плакатов, посвящённых Дню Земли25. Подготовка выставок и фотовыставок «Природа– наш друг!»26. Викторина «Знатоки природы» Май 2024г.27. Беседа с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» - предупреждение родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костёр, брошенная сигарета и т. д.28. «Зелёная весна - 2024» – проведение акции для родителей воспитанников по озеленению территории ДОУIII этап – заключительный29. Изготовление стенда - фотоотчёта «Трудимся вместе!»Май 2024г.30. Презентация проектаЗаключениеСемья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесснепрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и, в то жевремя, одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу– воспитать экологически грамотного человека.Проведенная работа с воспитанниками детского сада по экологическомувоспитанию позволила прийти к следующим результатам:- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растенийи животных;- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек-часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы,положительное отношение к ней,- у детей выработались первые навыки экологически грамотного ибезопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.Список использованной литературы1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективноепланирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников:Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. –М.: Академия, 2002.4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика.2007. - № 5. - С. 22-27.5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.-496с.6. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий поэкологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая,подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240с.7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Мн.: «Асар»-1996.-128с.8. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников.Методическое пособие. / Под ред. С.Н. Николаевой. – М.: Педагогическоеобщество России, 2007