Публикации Составление индивидуального образовательного маршрута студента-практиканта как эффективная практика наставничества (из опыта)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Составление индивидуального образовательного маршрута студента-практиканта как эффективная практика наставничества (из опыта)
Автор: Краснова Лариса Борисовна

Составление индивидуального образовательного маршрута студента-практиканта как эффективная практика наставничества (из опыта)Если вы не видите, куда идете, спросите кого-нибудь, кто был там раньше. Дж. Лорен Норрис Педагогическая практика для студента является очень сложным и ответственным этапом на пути к профессии учителя. Очень важную, если не решающую, роль в становлении будущего педагога играет опытный наставник. Наше образовательное учреждение МОУ Раменская СОШ№9 входит в сотню лучших школ Подмосковья. Студенты ряда педагогических ВУЗов Подмосковья на протяжении ряда лет проходят все виды педагогической практики на базе нашего образовательного учреждения:
  • Введение в профессию
  • Проектирование учебно-методических материалов и предметно-развивающей среды кабинета
  • Организация работы классного руководителя
  • Пробные уроки
  • Организация внеурочной деятельности
  • Исследование личности учащихся.
  • Как правило, ежегодно наш педагогический коллектив принимает на практику 3-4 студента языковых ВУЗов. За время работы с будущими учителями английского языка педагоги-наставники приобрели бесценный опыт: разработан алгоритм диагностики, появились наработки составления персонализированных программ, создана серия методических рекомендаций для подготовки уроков и внеклассных мероприятий. Хорошим подспорьем, как для молодых специалистов, так и для студентов, стала подборка памяток. Таким образом выработана система наставничества в нашей школе, которая отражена в Положении о программе наставничества МОУ Раменская СОШ №9. Как известно, планирование и подготовка — есть ключ к успеху. Поэтому, начиная работу с практикантами, в первую очередь необходимо тщательно продумать и составить индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).Предполагается, что студент составляет этот документ самостоятельно. Однако практика показывает, что без профессиональной помощи здесь не обойтись.При составлении ИОМ студента-практиканта учитываются следующие факторы:
  • индивидуальные особенности будущего педагога;
  • уровень профессиональных компетенций на момент прохождения практики;
  • уровень профессиональных потребностей практиканта.
  • Приступая к разработке ИОМ, прежде всего проводим диагностику как профессиональных компетенций студента, так и его личностных качеств.Для определения последнего используем технику ИКИГАЙ. Молодые люди с удовольствием проходят бесплатный личностный тест на сайте . Это помогает ближе узнать его не только наставнику, но и самому тестируемому лучше разобраться в себе. Ниже показан пример результата тестирования ИКИГАЙ одного из студентов-практикантов. Результаты циклограммы всегда интересны и информативны. Рисунок 1. Результаты личностного тестирования ИКИГАЙ студента-практиканта. Второй этап работы по составлению ИОМ - анализ профессиональных дефицитов и способы их преодоления. И, прежде всего, это самодиагностика. Наставники нашей школы опробовали различные анкеты, опросники и тесты. В результате была принята следующая схема:
  • При первом знакомстве наставляемому предлагается ответить на вопросы на английском языке устно. Наставник в корректной форме задаёт несколько вопросов собеседнику о его семье, учебе, интересах и т. д. Таким образом можно получить первичное представление о языковых компетенциях студента.
  • Для определения уровня методической компетенции используется кейс-метод. Используем учебное пособие В. А. Бейзерова «105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации». Книгу можно скачать .
  • Составление ИОМ самостоятельно по шаблону (Приложение 1) и предоставление наставнику для анализа.
  • Обсуждение, корректировка и утверждение ИОМ (совместно в паре наставник-наставляемый).
  • Практическая деятельность студента в соответствии с ИОМ.
  • На протяжении всей практики наставник наблюдает, выясняет профессиональные трудности, корректирует, регулирует, подсказывает, оказывает всемерную необходимую помощь студенту. При этом старается не мешать будущему учителю всячески проявлять свою инициативу и креативность, поощряет, хвалит за успешное выполнение даже небольших заданий. Таким образом намеченный план (ИОМ) выполняется совместно.Педагогическая практика позволяет не только студенту, но и педагогу приобрести положительный профессиональный опыт, что не менее важно, проверить уровень своей профессиональной подготовки, выявить «слабые места», осознать причины неудач или затруднений и целенаправленно работать над их устранением. Работа со студентами даёт возможность педагогу-стажисту осваивать новые роли: наставника, методиста, эксперта. Для конкретного педагога и педагогического коллектива в целом педагогическая практика студентов является площадкой по обмену опытом, одной из форм повышения квалификации, совершенствования профессионального мастерства.Приложение 1Шаблон для составления индивидуального образовательного маршрута студента-практиканта (ИОМ)Форма наставничества: «Учитель – студент»Ролевая модель: «Опытный учитель – студент-практикант».Ф. И. О. наставляемого: ________________ студент ______________________________ Название учебного заведения, курс обученияФ. И. О. должность наставника: _______________________, учитель английского языкаСрок осуществления плана: с ______________ по ________________ Дата/подпись