Публикации Современные технологии развития связной речи у обучающихся на уроках русского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные технологии развития связной речи у обучающихся на уроках русского языка
Автор: Кривцова Виктория Викторовна

Современные технологии развития связной речи у обучающихся на уроках русского языкаКривцова В.В.,студентка 4 курса ГБОУ ВО СГПИ, г. Ставрополь, Ставропольский крайНаучный руководитель – Глушкова Н.Г., доцент кафедры русского, родных языков и лингводидактикиОдной из самых главных проблем методики преподавания русского языка в современной школе является развитие связной речи у обучающихся. С этой проблемой борются до сих пор, разрабатывая всё новые методы и приёмы, способные заинтересовать учащихся, расширить их словарный запас, научить размышлять и высказывать свои размышления на уроках. Актуальность данной работы обусловлена проблемам в практической деятельности учителей гуманитарных, а именно: неумение обучающихся выражать мысли как в устной, так и в письменной форме.  Первостепенной задачей школы является воспитание учащихся, готовых к самостоятельной творческой деятельности, однако школьные уроки по-прежнему направлены на «прохождение» программы, а не на развитие мышления, речи. Появляется необходимость поиска форм, методов и приёмов работы, которые будут направлены на развитие у учащихся потребности в развитии речи.Цель исследования: распространение положительного опыта в формировании развитии речи учащихся на уроках русского языка и литературы, ведущего к повышению успешности обучения.Из цели возникают несколько задач:
  • Формулирование принципов, реализующих цели.
  • Определение формы и методов обучения.
  • Формулирование ожидаемых результатов.
  • Методы исследования: изучение и анализ методической, педагогической и лингвистической литературы по проблематике данного исследование, обобщение и систематизация научно-теоретических и практических данных, полученных эмпирическим путём.Речь человека - это продукт речевой деятельности, в ходе которой используются различные виды текста, внутритекстовые связи, стили речи, своеобразные речевые жанры, лексические и грамматические языковые средства, стилистические фигуры, тропы, фразеологические обороты, звукопись, ритмика.. Речь, по мнению исследователя Щерба Л.В., это лишь одна сторона языка, так как язык содержит структуру, механизмы речи, материал языка - все, что написано в лучших литературных образцах [1].Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения. Методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, воспитание хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необычный языковой материал, с другой – создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник может использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть [4].В развитии речи отчетливо выделяются три направления работы: Над словом (лексическая работа), работа над словосочетанием и предложением (синтаксическая работа), работа над связной речью (работа с текстом)ингвистической базой для 1-го 2-го направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис, связной речи, опирается на теорию текста (лингвистику текста), логику, теорию литературы. Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения: 1 и 2 подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т. д.[4].Для того, чтобы улучшить речь обучающихся преподаватели используют разные собственные виды упражнений. В этом арсенале методических средств самыми важными являются упражнения в связной речи, наиболее известные из них сочинения, изложения, пересказы. Именно в них сливаются все речевые умения накапливать и воспроизводить материал, показать словарный запас отдельных учащихся и т. д.Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Технология — это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова»[2].Термин «образовательные технологии» более емкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых[2].Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения[2].Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:
  • последовательностью упражнений,
  • их перспективностью,
  • разнообразием упражнений (и пониманием конкретной, узкой цели каждого типа упражнений)
  • умением подчинить разнообразные виды упражнений общей цели.
  • Каждое новое упражнение связывается с предыдущим и готовит учащихся к последующему, подчиняясь общей далекой цели, вносит что-то новое (хотя бы элемент нового), обеспечивающее движение вперед [4].Письменная речь - это самая многословная, точная и развернутая форма речи[3]. Для устной речи характерны не только слова и интонация, с которой слова были сказаны, но также и мимика человека, его жесты, которыми он может дополнить свою речь, сделать её более понятной и эмоциональной. В письменной речи всё обстоит по-другому. Её отличительными чертами являются лексические средства выразительности речи. При написании есть время на обдумывание слов и подбора верной формулировки высказывания, которого ты хочешь донести до собеседника, они используются для того, чтобы передать готовое сообщение. Письменная речь ученика может служить показателем умственного развития ребенка.В связи с этим есть ряд упражнений, которые помогут школьникам для развития речи.В начале урока может подойти приём «Заработай извилину» Сергея  Фаера. Учитель здесь является главным помощником, помогающим школьникам прийти к правильному ответу, однако размышления, идеи и мысли исходят именно от учащихся. Приём может вызвать плюрализм мнений, что позволит не только высказываться самим, но и научиться уважать мнение других.Для того, чтобы лучше понять этот приём воспользуемся примером:На доске учитель записывает 3 слова. Например: Слово, предложение, словосочетание.Из данных слов нужно оставить только одну пару, которая имеет любую схожесть между собой, третье - лишнее исключение. Учащиеся выходят к доске доказать свою правоту, обосновать свою точку зрения. Следующий приём, который полмогает в развитии речи является «Прием РАФТ». Название приёма представляет собой сокращение: роль, аудитория, форма, тема. Учащиеся выбирают себе понравившиеся роли и пишут или составляют устно текст от чужого лица. Затем решают,  для кого предназначен текст, который предстоит написать (для друзей, одноклассников, родителей, учителей и т.д.). Все эти параметры соотносятся с форматом текста. Это может быть сочинение или рассказ, а может какая-нибудь другая форма, позволяющая лучше выразить свою мысль. Также происходит выбор темы, интересующей ученика. Работа может происходить и в парах, что ещё больше развивает коммуникативные навыки учащихся.    Например, задание для учащегося 5,6 класса: представь, что ты – Имя Прилагательное. Расскажи о себе.Следующий Приём  «Корзина идей, понятий, имен» тоже используется на начальной стадии урока при актуализации знаний. Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся, который позволит выяснить всё, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики данного класса знают об изучаемой теме.   В начале урока каждый ученик по отдельности вспоминает и записывает в тетради все свои знания по конкретному вопросу. Эта работа строго индивидуальна и занимает всего 2-3 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах, где развиваются их коммуникативные навыки.. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение также ограничено и составляет не более 1-2 минут. Это обсуждение должно быть организованным, учащиеся должны говорить строго по теме, выяснить совпадения всех имеющихся представлений, понять по поводу чего могут возникнуть разногласия. Далее каждый учащийся называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя того, что было сказано раньше. Все сведения очень кратко записываются учителем в «корзинке».  В корзину можно «сбрасывать» все понятия, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка понятия будут связаны в логические цепи. Данный приём позволяет учащимся проявить свою активность, заинтересоваться результатом, который получится в результате «броска» в «корзину» их ответа. Приём «Фишбоун» позволяет учащимся разбить общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние – суть понятия, хвост – ответ на вопрос. Приём формула ПОПСФормула ПОПС учащимся предлагается написать четыре предложения,  отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы, которая расшифровывается как: П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) Этот приём был бы не завершён полностью и чересчур сложен для учащихся, если бы не начало предложений, которое обязан дать учитель, чтобы направить их мысль.Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу доказать это, используя пример…». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из всего вышесказанного, я делаю вывод о том, что…».И последним приёмом, который направлен не только на речь и мышление, но и на внимание, является Приём  «Лови ошибку»Он формирует:
  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.
  • Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, разрешены споры, совещания. Придя к определенному, согласованному друг с другом мнению, класс выбирает спикера. Спикер передаёт результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. На обсуждение также отводится определённое время, для того, чтобы обсуждение не затянулосьТаким образом, существует бесконечное множество современных дидактических приёмов. Используя разнообразные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, можно добиться определенных результатов в развитии их устной и письменной речи.Литература:
  • Арутюнова Н. Д. Речь // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. – М., 1997; 
  • Валгина Н. С. Теория текста. Учебное пособие. – М., 2003; 
  • Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981;
  • Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»