Публикации Статья «Готовимся к итоговому собеседованию. Что такое итоговое собеседование. Цель итогового собеседования»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья «Готовимся к итоговому собеседованию. Что такое итоговое собеседование. Цель итогового собеседования»
Автор: Пороховская Валентина Николаевна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мельничновская средняя школа » Белогорского района Республики КрымСтатья на тему: «Готовимся к итоговому собеседованию.Что такое итоговое собеседование. Цель итогового собеседования»Подготовила: учитель русского языка и литературыПороховская В.Н. с. Мельничное, 2023 г. Итоговое собеседование как элемент проверки орфоэпических норм, которыми владеет выпускник 9 класса, призвано проанализировать коммуникативную компетенцию обучающихся. Данная процедура проверяет, насколько у девятиклассников сформировано умение создавать монологическое высказывание, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух и пересказывать его, корректно включая дополнительную информацию в свое высказывание. Выполнение школьниками заданий итогового собеседования позволяет экзаменаторам оценить соответствие уровня их подготовки по русскому языку в части владения устной речью государственным требованиям. Целью итогового собеседования является оценка уровня общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у девятиклассников. Результат проведения собеседования — это решение о допуске выпускника к государственной итоговой аттестации. Как известно, итоговое собеседование в 9 классе состоит из двух частей. Первая часть включает чтение текста вслух и пересказ этого текста с включением в него цитаты, вторая часть проверяет сформированность умения создавать монологическое высказывание по одной из предложенных тем и «включаться» в диалог с экзаменатором-собеседником. В данной статье мы рассмотрим некоторые особенности заданий первой части итогового собеседования и коснемся специфики подготовки к выполнению заданий этой части в школе. Критерии оценивания заданий первой части Задания первой части итогового собеседования по способу предъявления языкового материала имеют сходный характер: девятиклассник читает вслух текст, затем пересказывает его, дополняя предложенным фрагментом чужой речи (цитатой). Ответ на задание 1 (чтение текста) оценивается экзаменатором-экспертом по специально разработанной системе критериев. Критерии представлены в таблице ниже. Как видим, максимальное количество баллов за чтение вслух — 2, за пересказ текста с привлечением дополнительной информации — 4 балла. Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы выпускника с текстом оценивается экзаменатором-экспертом отдельно. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 1 и 2 первой части итогового собеседования, — 4 балла, максимальное количество баллов за первую часть — 10. Задание 1. Чтение вслух Для чтения на итоговом собеседовании учащимся предлагаются тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России (в науке, спорте, культуре и т.д.) с иллюстрациями, на которых представлен герой текста (его портрет) и сюжетная фотография, дающая чтецу-школьнику понятие о деятельности героя. Первое задание направлено на выявление сформированности у девятиклассников навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание ими содержания текста. Экзаменатор-эксперт оценивает правильное оформление фонетической стороны устной речи: темп чтения (при норме в 120–150 слов в минуту), соответствие интонации знакам препинания текста (корректное использование пауз, логического и словесного ударения, повышения / понижения громкости голоса), соблюдение орфоэпических норм, отсутствие искажений слов. Также задание проверяет сформированность умения школьников видеть и использовать при чтении графические символы, например знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (Юрий Алексеевич Гага́рин, Байкону́р, бо́льшую часть жизни, в Царскосе́льский лицей, на постаме́нте) и др. Одним из требований, предъявляемых к тексту для чтения, является наличие имени числительного в косвенном падеже, представленного в цифровой форме записи (например, «он написал более 400 научных работ», «ей было около 40 лет», «название танка Кошкин придумал в память о 1934 годе», «разработано более 100 различных конструкций самолетов» и т.д.). Приведем пример первого задания итогового собеседования (приводим задания из методического пособия И. П. Цыбулько «ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование. Типовые варианты»). Задание 1. Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом советском авиаконструкторе Андре́е Никола́евиче Ту́полеве (1888–1972). У вас есть две минуты на подготовку. К итоговому собеседованию школьник готовится на протяжении более четырех лет обучения: с первой четверти пятого по третью четверть девятого класса (обычно итоговое собеседование проводится в образовательных организациях в феврале текущего учебного года). Успешное выполнение задания 1 «Чтение текста» предполагает, что у девятиклассника сформированы следующие умения:-пользоваться дополнительными графическими обозначениями, то есть ученик не допускает орфоэпических ошибок в словах, в которых стоит знак ударения; -«читать» имена собственные, термины, слова научной и публицистической лексики; -склонять имена числительные. Конечно же, в курсе русского языка, развития речи и литературы в 5–9 классах содержатся упражнения, формирующие орфоэпические «умения» школьников. Однако, на наш взгляд, «помощниками» учителя в данном случае являются те сведения, которые в учебниках по русскому языку входят в состав приложения, но имеют важнейшее значение при орфоэпической подготовке ученика. Так, в учебниках по русскому языку для 5, 6, 7, 8, 9 классов, входящих в УМК В. В. Бабайцевой, в разделах «Пишите правильно», «Произносите правильно» содержатся «сложные» слова с точки зрения их произношения, работа с которыми снимет «орфоэпические трудности» школьников. Приведем примеры таких слов из приложения к учебнику по русскому языку для 5 класса. Регулярное включение данных слов в словарные диктанты, проводимые на уроках русского языка в 5–8 классах, облегчит девятиклассникам задачу успешного выполнения задания 1 итогового собеседования. Сформировать умение склонять числительные поможет постоянная работа с числительными на уроке русского языка. Наряду с анализом текстов, в которых используются числительные в косвенных падежах, целесообразно проводить небольшие словарные диктанты с заданиями такого характера, например: «Просклоняйте количественное числительное 796» или «Измените по падежам порядковое числительное 1973 (числительное в обоих случаях дается в цифровой записи)». Приведем вариант выполнения данного задания обучающимися. Что ещё почитать? ОГЭ-2023 по русскому языку: что нового? Итоговое собеседование: приемы и техники выразительного чтения Аргументы к итоговому сочинению по направлению «Война и мир»ОГЭ по русскому языку 2030: расписание, критерии оценивания, типы заданий Задание 2. Пересказ текста с включением высказывания Пересказ в методике обучения русскому языка — это связное устное изложение прочитанного текста. Традиционно пересказ методисты считают «легким» видом работы с монологическим высказыванием, так как при пересказе школьник использует «готовые» авторскую композицию произведения, сюжет и речевые приемы. Как известно, существуют различные виды пересказа: подробный, сжатый, выборочный, сплошной и др. В задании 2 выпускникам предложено пересказать текст подробно и включить в него высказывание. При подготовке к этому заданию учащийся должен самостоятельно определить, в какую часть текста высказывание ввести логично и уместно. При оценке задания 2 важным для экзаменатора-эксперта является то, чтобы пересказ и высказывание, включенное в него любым способом цитирования, составляли цельный текст. Учащийся во время пересказа может зачитать высказывание, а не воспроизводить его наизусть. Приведем пример задания 2. Задание 2. Перескажите прочитанный вами текст об Андрее Николаевиче Туполеве, включив в пересказ слова Леонида Львовича Кербера — советского авиаконструктора, автора первой книги об А. Н. Туполеве: Выполнение второго задания итогового собеседования предполагает, что у выпускника сформированы умения:-использовать паузы в речи; -избегать искажений в произношении имен собственных и терминов;- приводить фактические сведения в пересказе; -подробно пересказывать текст; -сохранять важные микротемы текста; -логично включать высказывание (цитату) в пересказ;-использовать способы цитирования в речи. Приведем некоторые упражнения из учебников по русскому языку и развитию речи для 5–9 классов УМК В. В. Бабайцевой, выполнение которых формирует представленные умения. Умение корректно использовать паузы в речи Данное умение формируется на уроках словесности при выполнении следующих упражнений (задания взяты из учебника по русской речи для 5 класса). Упражнение. Рассмотрите рисунки. Расскажите, какие речевые ситуации изображены на них. Упражнение. Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, о чем рассказывает мальчик своим друзьям? Не было ли подобных происшествий с вами? Как бы вы о них рассказали товарищам? Напишите или составьте устно свой рассказ. Умение создавать подробный пересказ текста Приведем примеры упражнений, формирующих названное умение, из учебника по русской речи для 6 класса. Упражнение. Прочитайте текст. Определите его стиль; укажите признаки, характерные для этого стиля. Почему пропорция, о которой говорится в этом тексте, названа своеобразной? Перескажите подробно текст. Ответьте письменно на вопрос: один и тот же или разные суффиксы в словах «стрижонок» и «дрозденок»? Какие сведения из морфемики, фонетики, графики и орфографии необходимо использовать, доказывая правильность своего ответа? Упражнение. Подготовьтесь к устному пересказу, близкому к тексту.
  • Прочитайте памятку «Как подготовиться к изложению (пересказу), близкому к тексту» (с. 140).
  • К пункту 2 памятки.
  • Как ребята относились к одуванчикам? Почему?
  • Что изменило их отношение к этим цветам?
  • Что значит «сделать открытие»?
  • Как наблюдал за цветами мальчик? Какое открытие ему удалось сделать?
  • Как изменилось отношение детей к одуванчикам? Почему?
  • К пункту 5 памятки. План
  • Одуванчики были неинтересными цветами; мы их срывали только для забавы.
  • II. «Раз мне удалось сделать открытие».
  • Все говорили: «Луг золотой».
  • «Однажды я... заметил, что луг был не золотой, а зеленый».
  • Я стал наблюдать:
  • а) одуванчики вечером; б) одуванчики утром.
  • Открытие.
  • «Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов».
  • К пункту 6 памятки.
  • Отметьте слова, сочетания, придаточные предложения, обозначающие время действий и подчеркивающие их последовательность.
  • Укажите примеры глаголов в форме настоящего и будущего времени; объясните, для чего они употреблены в рассказе о прошлом.
  • Прочитайте глаголы-синонимы. Подумайте, какие из них и почему употреблены в рассказе. Позвать, призвать, кликнуть (разг.), крикнуть; заглядеться, засмотреться, залюбоваться, зазеваться (разг.).
  • Укажите метафоры, проследите, как они «подготовлены» предыдущим содержанием текста.
  • План текста может быть простым и сложным. Каким планом пользовались вы при подготовке к пересказу «Золотого луга» — простым или сложным? Чем, повашему, сложный план отличается от простого?
  • Умение сохранять важные микротемы текста Упражнение (из учебника для 5 класса). Напишите сочинение о своем друге (или о своих друзьях). При подготовке подумайте над вопросами:
  • Кто твой самый близкий друг?
  • Как началась ваша дружба?
  • Какой он, твой друг? Что нравится в нем окружающим людям, одноклассникам, тебе?
  • В чем проявляется ваша дружба?
  • Ниже представим упражнение из учебника для 6 класса по русской речи, формирующее данное умение. Упражнение. Запишите несколько узких тем, входящих в тему «Осень». Напишите сочинение на одну из них. Умение использовать способы цитирования в речиТема «Предложения с чужой речью» в рассматриваемом УМК дается в 9 классе, однако дети знакомятся с прямой речью раньше, уже в 5 классе. Приведем примеры упражнений из учебника по русскому языку для 5 класса. Упражнение. Закончите предложения, включив в них прямую речь. Учитель может немного «усложнить» задание, поставив дополнительную задачу перед школьниками, например: преобразуйте прямую речь в косвенную; понаблюдайте, какие части речи вы включаете в состав предложения при такой трансформации. Упражнение. Понаблюдайте, как можно использовать цитату в предложениях с прямой речью. В каждом предложении укажите прямую речь и слова автора. Объясните постановку знаков препинания. Запишите по выбору предложение. Подчеркните орфограммы. Таким образом, анализ содержания заданий первой части итогового собеседования и обучения по русскому языку в 5–9 классах свидетельствует, что у выпускника 9 класса сформированы коммуникативные умения (с точки зрения развития устной речи), необходимые для успешного прохождения этих испытаний.