Публикации «Формирование патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста через научно-исследовательскую деятельность»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста через научно-исследовательскую деятельность»
Автор: Макарьева Лилия Гейбатовна

Макарьева Лилия Гейбатовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. ВасильевкаСамарская область«Формирование патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста через научно-исследовательскую деятельность»Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. В. В. Путин Целью патриотического воспитания является формирование у детей гордости за свою страну, уважительного, бережного отношения к ее истории, культуре, формирование активной позиции в защите интересов своего государства, экологического мировоззрения, социальной ответственности, стремления внести собственный вклад в развитие своей малой родины: района, города.Осознавая важность патриотического воспитания современной молодежи как залога будущего нашей страны в своей педагогической практике, решаю заявленную проблему путем вовлечения детей в исследовательскую деятельность. Почему именно через исследование? В научном определении исследование — это решение проблемы, включающее в себя теоретический анализ, оформление гипотез, практическую проверку полученных гипотез и оформление результатов. С одной стороны, данный вид деятельности открывает безграничные просторы познания для обучающихся, с другой — нацеливает их на самостоятельность. Учитель в данном случае выступает лишь как наставник, чья задача — регулировать и направлять. Основная же роль отводится именно ученику, который в ходе осуществления исследовательской деятельности — САМ выбирает, САМ ищет, САМ реализует, САМ представляет, пропуская как бы «через себя» заданную проблему. А не это ли благодатная почва для воспитания?С целью приобщения талантливых и способных учащихся к исследовательской деятельности, создания условий для их самообразования и профессиональной ориентации в школе проводится внеурочная деятельность «С чего начинается Родина»Внеурочная деятельность объединяет группу самых заинтересованных учащихся 1-4 классов. Главное внимание в работе внеурочной деятельности отводится научно-исследовательской деятельности учащихся. Они изучают наиболее важные моменты истории, культуры, экологии, спорта. Главным образом это осуществляется в ходе роботы над проектами. Исследовательская деятельность обучающихся ведется по различным направлениям: историческое, краеведческое, экологическое, спортивное, военное.Исследовательская работа делится на два вида: групповую и индивидуальную. С исследовательскими работами учащиеся участвуют в конкурсах муниципального, регионального и Всероссийского уровня и становятся победителя и призёрами: Один из самых значимых групповых проектов, считаю проект, который разработан учащимися 4 классов «История села Васильевка». Результатом Проекта должны были стать не только выбранные и реализованные проекты предложения, но и развитие активной гражданской позиции. Проект направлен, на то, чтобы собрать весь сохранившийся материал по данной теме: документы, фотографии, письма, воспоминания; изучить семейный архив; узнать у родственников биографические факты; рассказать о результатах своей работы обучающимся ГБОУ СОШ с. Васильевка, привить им нравственно- патриотические чувства, чувства гордости за нашего соотечетвенника. Культура и история – это невидимые нити, соединяющие прошлое с будущим. Передача культурного опыта крайне важна в современном динамично развивающемся обществе. Было создано множество презентаций, проектов, которые были аппробированы в Самарской области.Работая над проектом, исследовательская работа будет вечным напоминанием о том, как советские люди, в том числе и наш соотечественник Евгений Никонов, в годы суровых испытаний дружно встали на защиту своего Отечества и, не жалея своих жизней в борьбе за свободу и независимость, одержали Великую Победу! Так же в нашей школе был создан музей.Таким образом, исследовательская работа, которую я организовала с учащимися 1-4 классов, помогает мне убедиться в правильном выборе средств патриотического воспитания школьников, так как разнообразные формы, методы, приемы патриотического воспитания в условиях школы позволяют приобщить ребенка к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность учащегося в духе активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его гражданственность. Литература1. Бобылев, П.Н. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / П.Н. Бобылев, С.В. Липицкий, М.Е. Монин, и др.. - М.: Политиздат, 2011. - 430 c.2. Бурляй, А.А. Великая отечественная война Советского Союза. Краткая история / ред. М.М. Минасян, А.А. Бурляй, Н.В. Крестникова, и др.. - М.: Воениздат; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. - 632 c.3. Быков, Василь Владимирович Великая Отечественная война в русской литературе / Быков Василь Владимирович. - М.: АСТ, 2012. - 395 c.4. Важнейшие операции великой отечественной войны 1941-1945 гг. / ред. П.А. Жилин. - М.: Воениздат, 2016. - 624 c.5. Великая Отечественная Война Советского Союза. - М.: Воениздат, 2002. - 617 c.6. Великая Отечественная Война. 1941-1945. В 4 книгах. Книга 3. Освобождение. - М.: Наука, 2009. - 560 c.7. Великая Отечественная Война. 1941-1945. Словарь-справочник. - М.: Издательство политической литературы, 2013. - 528 c.8. Великая Отечественная Война. 41-45. Словарь-справочник. - М.: Государственное издательство политической литературы, 2001. - 560 c.9. Великая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 2002. - 832 c.10. Великая Отечественная война 1941 - 1945.. - М.: Издательство политической литературы, 2006. - 464 c.11. Великая Отечественная война 1941-1945. Действующая армия. - М.: Animi Fortitudo, Кучково поле, 2005. - 664 c.12. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 -1945. - М.: Воениздат, 2014. - 560 c.13. Великая Отечественная война Советского Союза. - М.: Воениздат, 2015. - 624 c.14. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. - М.: Воениздат, 2010. - 632 c.15. Великая Отечественная война. - Москва: Наука2017. - 240 c.16. Великая Отечественная война. 1941-1945. В 4 книгах. Книга 4. Народ и война. - М.: Наука, 2008. - 432 c.17. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. - М.: Олма-пресс, 2001. - 448 c.18. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне / ред. В.Ф. Заливако. - М.: Современник, 2005. - 414 c.19. Коршунов, Ю. Л. Военно-морская наука в годы Великой Отечественной войны / Ю.Л. Коршунов. - М.: Галея Принт, 2005. - 112 c.20. Крутиков, А. Великая Отечественная война Советского Союза: Популярный очерк / А. Крутиков. - М.: Военное МВС СССР, 2007. - 208 c.21. Максимов, И. И. Великая Отечественная война. 1941-1945 / И.И. Максимов. - Москва: Мир, 2005. - 160 c.22. Солонин 22 июня, или Когда началась Великая Отечественная война? / Солонин, Марк. - М.: Эксмо, 2007. - 512 c.23. Тельпуховский Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: Краткая история / Тельпуховский, Б.С. и. - М.: Воениздат; Издание 3-е, испр. и доп., 2004. - 560 c.24. Тельпуховский, Б.С. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945 / Б.С. Тельпуховский. - М.: Политической литературы, 2014. - 576 c.25. Щукин, С. Великая Отечественная война / ред. А. Баев, С. Щукин. - М.: Художественная литература, 2015. - 580 c.