Публикации Инновационные процессы в дошкольной образовательной организации

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные процессы в дошкольной образовательной организации
Автор: Андреева Наталья Олеговна

Андреева Наталья ОлеговнаИнновационные процессы в дошкольной образовательной организации Современная дошкольная образовательная организация обязана осуществлять новые проекты, которые могли бы удовлетворить не только активные социальные ожидания, но и интересы воспитанников, поскольку детский сад обязан создавать для своих воспитанников климат безопасности и достаточного комфорта, а также возможность всестороннего развития всех имеющихся творческих способностей. Она относится к профессиональной компетентности современного педагога. Результатом инновационных процессов в дошкольной образовательной организации является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Введение инноваций подразумевает, как правило, переход на новую комплексную программу. Либо это появление приоритетного направления (дошкольная образовательная организация с физкультурно-оздоровительным направлением и художественно-эстетическим). Переход связан с рядом преобразований:
  • изменение территории (например, организация специализированных спортивных площадок, футбольного поля, волейбольно-баскетбольной
  • площадки и т. д.);
  • открытие новых кабинетов оздоровительной направленности
  • (массажного, физиотерапии, фитобара, лечебной физкультуры);
  • введение новых штатных единиц медицинских работников;
  • создание (в случае нескольких приоритетных направлений) студий по изобразительной деятельности, театрально-игровой, художественному труду и т. д.;
  • организация дополнительного образования (по изобразительному искусству – изо, театру, художественному труду) с введением дополнительных штатных единиц педагогов;
  • апробация авторских парциальных программ, технологий и методик;
  • введение инновационных педагогических технологий.
  • В. Г. Гульчевская выделяет технологии развивающего обучения – игровые технологии, такие, как: сюжетные игры, игры-драматизации, игры-имитации реальной деятельности, состязательные игры, коммуникативные игры (диалоги, дискуссии), игры-процессы (моделирующие проявление способностей, личностных качеств в несюжетных играх).Игровая технология обеспечивает личностную мотивационную включенность каждого обучающегося, что значительно повышает результативность данной формы образовательного взаимодействия. У обучающихся формируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания обосновывать собственную точку зрения генерировать новые идеи, что повышает продуктивность их творческой и интеллектуальной деятельности.Коммуникативно-диалоговые технологии: проблемная дискуссия; дискуссия-диалог; межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»); дискуссия с игровым моделированием; направленный диалог; дискуссия на основе обмена мнениями в формах: «Круглый стол», «Заседание экспертной группы», «Симпозиум», «Конференция», «Дебаты».Под технологиями проблемного обучения понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.Главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения: создание проблемных ситуаций; обучение детей в процессе решения проблем; сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде. Технология проведения занятия в соответствии с теорией проблемного обучения состоит в следующем:
  • ознакомление воспитанников с планом занятия и постановка проблемы;
  • дробление проблемы на отдельные задачи;
  • выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала;
  • анализ полученных результатов, формулировка выводов.
  • Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых воспитанники открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Среди педагогических технологий личностно-ориентированного обучения широкое распространение получили технологии проектного обучения, обучения в сотрудничестве и технология портфолио.«Проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора». Ученые С. И. Краснов, Р. Г. Каменский выделяют три типа проектов:
  • исследовательские - преобразуют пространство духовной культуры;
  • социальные – преобразуют материальный мир и отношения между людьми;
  • образовательные - преобразуют сознание отдельного человека
  • Все три типа проектов успешно реализуются как в образовательном процессе образовательных организаций, так и социальных практиках.«Обучение в сотрудничестве (или обучение в малых группах, обучение в команде) – это одна из наиболее эффективных технологий личностно-ориентированного образования, так как при обучении на ее основе создаются условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки, для осуществления учебной деятельности каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам». Существенное значение технология портфолио придает планированию и самооцениванию обучающимся своих образовательных результатов.Портфолио достижений представляет собой коллекцию работ, целью которых является демонстрация образовательных достижений обучающегося. Такое портфолио может стать альтернативным по отношению к традиционным формам и способом оценивания образовательного результата. В этом случае портфолио помогает педагогу:
  • проследить индивидуальный прогресс обучающегося,
  • достигнутый им в процессе получения образования;
  • оценить образовательные достижения с использованием других форм контроля.
  • Отдельное место в данной категории занимают технологии воспитания, здоровьесберегающие и информационные технологии реализации образовательной деятельности.Здоровьесберегающая образовательная технология – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).Здоровьесберегающие (здоровьеразвивающие) технологии реализуются на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Они предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.Информационные технологии (по Г. К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Информационные технологии обучения или информационно-коммуникативные технологии — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Они развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Таким образом, инновационные педагогические технологии могут радикально перестроить образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Ребенок развивается, участвует в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения новых педагогических технологий – дать почувствовать детям радость труда, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ребенка, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.