Публикации
"Влияние пальчиковых игр на развитие моторики и координации движений у детей первой младшей группы"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Влияние пальчиковых игр на развитие моторики и координации движений у детей первой младшей группы"
Автор: Медведева Татьяна Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Влияние пальчиковых игр на развитие моторики и координации движений у детей первой младшей группы"
Автор: Медведева Татьяна Викторовна
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Они представляют собой инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. В ходе пальчиковых игр ребенок повторяет движения взрослых,достигает хорошего развития мелкой моторики рук,которая благоприятно влияет на развитие речи. Это своеобразный массаж рук и отличная гимнастика для пальцев.. Зачем нужны «Пальчиковые игры»? Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.Кроме того, это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Игры с пальчиками — это вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладаютхорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.Общие рекомендации для родителей:Перед игрой создайте позитивный настрой;Игра должна приносить удовольствие и вам и малышу;Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);Не играйте больше 5 минут подряд;Не старайтесь выучить с малышом как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.Не заставляйте ребенка заниматься пальчиковой гимнастикой, если он не в настроении. Лучше сделать перерыв и вернуться к играм, когда малыш сам этого захочет.Деткам нашей группы очень нравятся пальчиковые игры. Мы играем с ними в любую свободную минутку. Вот некоторые из них. Попробуем? Тогда готовьтесь!Пальчиковые игры с элементами массажа. В этих играх используются такие движения, как растирание, надавливание, пощипывание.Кап-кап, кап-кап! (стучим указательным пальцем одной руки по ладошке другой руки)Капает водичка.Мы намылим ручки, (трем руки, как будто намыливаем их мылом)Мы умоем личико. («умываем» ручками лицо)Ну-ка в зеркальце смотри! (показываем на настоящее зеркало или смотрим в раскрытую перед собой ладошку, как в зеркало)Кто у нас чистюля? Ты! (указываем на малыша)Совушка-сова, (садимся на пол или на стул)Большая голова,На суку сидит,Во все стороны глядит, (поворачиваем голову то вправо, то влево)Во все стороны глядитДа как полетит: (вскакиваем на ноги, раскидываем руки и машем ими как крыльями)Ш-ш-ш!Мы капусту рубим, рубим, (рубим ребрами ладоней вверх-вниз)Мы морковку трем, трем, (трем кулаком одной руки по ладошке другой)Мы капусту солим, солим, (сжимаем пальцы щепотью, «солим»)Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем пальцы)Сок капустный пьем, пьем. (подносим руки ко рту, изображаем звук, как будто пьем)Пальчиковые игры с элементами массажа. В этих играх используются такие движения, как растирание, надавливание, пощипывание.«Веселый счет»«Ежик» в руки нужно взять,(берем массажный мячик)Чтоб иголки посчитать.(катаем между ладошек)Раз, два, три, четыре, пять!(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)Начинаем счет опять.(перекладываем мячик в другую руку)Раз, два, три, четыре, пять!(пальчиками другой руки нажимаем на шипики)"Колючий еж"Гладь мои ладошки , еж!Ты колючий, ну и что ж?Я хочу тебя погладить!Я хочу с тобой поладить!(Катаем мячик между ладошками, гладим его,«Мячик»Я мячом круги катаюВзад-вперед его гоняюИм поглажу я ладошку,А потом сожму немножко.Каждым пальцем мяч прижмуИ другой рукой начну.А теперь последний трюк-Мяч летает между рук.(Движения соответствуют тексту)«Шарик»Этот шарик не простойЭтот шарик не простойВесь колючий, вот такой.Меж ладошками кладёмИм ладошки разотрём.Вверх и вниз его катаемСвои ручки развиваем!Можно шар катать по кругуПерекидывать друг другу.1, 2, 3, 4, 5 –Всем пора нам отдыхать!(Движения соответствуют тексту)ВыводыПальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.