Публикации
программа объединения по интересам "Я и моя страна"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: программа объединения по интересам "Я и моя страна"
Автор: Лунина Лариса Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: программа объединения по интересам "Я и моя страна"
Автор: Лунина Лариса Николаевна
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»Программа объединения по интересам «Мир вокруг нас»,направленная на формирование у воспитанников единого, ценностно-окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого Автор – составитель: Лунина Лариса Николаевна, воспитательст-ца Ленинградская2021 годСодержание программы: Пояснительная записка………………………………………………4 стр. 1.1.Цель и задачи программы…………………………………………….6 стр. 1.2.Принципы построения программы…………………………………..7 стр. 1.3.Возраст обучающихся………………………………………………. 8 стр. 1.4.Сроки реализации программы……………………………………… 8 стр. 1.5.Формы и режим занятий…………………………………………….. 9 стр. 1.6.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности………………………………………………….....11 стр. 1.7.Формы подведения итогов реализации программы……………….12 стр. 2. Учебно-тематический план программы………………………………14 стр. 3. Содержание программы………………………………………………. 16 стр. 4. Методическое обеспечение программы………………………………23 стр. 5. Список используемой литературы…………………………………….25 стр. 6. Приложения ………………………………………………………….… 27 стр.Пояснительная записка Всё хорошее в людях - из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экология сталаНе наукой, а частью души!Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.Экология – наука о связях в природе между живыми существами и окружающей средой. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех , связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.Знать о природе, мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.Экологическое образование детей – это к тому же и огромный потенциал их всестороннего развития. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение.Психическое здоровье, физическая и человека являются важными условиями успешности личностного развития. Необходимость самого раннего приобщения детей к экологическим проблемам объясняется двумя причинами: резким ухудшением экологической обстановки в мире и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые семь лет жизни.Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания, заключается в том, что благодаря наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщению. Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт.Только в сочетании двух сфер – познания действительности и выражения отношения к ней – возможно развитие экологической культуры ребенка, т. е. умения присваивать и использовать накопленные знания и практический опыт для осознанного отношения к миру живой и неживой природы.Актуальность программы. Детей дошкольного и младшего школьного возраста особенно интересуют вопросы познания окружающего мира. Познавать окружающий мир – это так увлекательно. Ребенок – существо любознательное от природы. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: во-первых, сохранить природную любознательность детей и направить ее в русло устойчивой, последовательно развивающейся познавательной деятельности, во-вторых, помочь преобразовать её неустойчивый характер в целостную мотивационную систему личности.При реализации содержания программы расширяются знания учащихся, полученные при изучении школьных курсов окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения, технологии.Основная идея изучения программы – взаимосвязь ребенка с окружающим миром, разгадка тайн живой природы.Педагогическая идеяПрикоснись ко мне добротойИ болезни смоет волной, И печаль обойдёт сторонойОзарится душа красотой… (Озолини)Задача педагога – используя материал программы, на занятиях создавать условия для формирования у детей основ экологического сознания, помочь детям в формировании основ целостного восприятия мира, осмыслении своего места в нём, сознания своей ответственности за него, воспитания терпимости и уважения к другим, умения сотрудничать. Цель и задачи программы Цель программы – формирование у воспитанников единого, ценностно- окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.Задачи программы:Обучающие:удовлетворение потребности познания окружающей действительности учащимися; расширение кругозора, активизация научно-познавательной деятельности учащихся; обучение учащихся работе с дополнительной литературой; обучение методам и приемам проведения опытов, экспериментов, исследований. Развивающие:мотивация личности к познанию и творчеству; развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативы. Воспитательные:воспитание любви к природе и бережное отношение к ней, ощущения ответственности за ее состояние; воспитание умения свободно ориентироваться в сельском пространстве; воспитание потребности у учащихся к здоровому образу жизни. Принципы построения программы Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности поисково-исследовательской деятельности воспитанников. А также предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. Предполагает повторяемость тем и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития. Формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития.Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и воспитанника.Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой.Принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.Принцип интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности школьников, когда опыт и навыки, полученные на занятиях в кружке, используются на уроках и содействуют повышению психологической сферы.1.3 Возраст обучающихся Данная программа рассчитана на детей от 3 до 10 лет, это дети разновозрастной группы социально-реабилитационного центра.Принцип набора в группу свободный, без отбора по половому признаку, социальному положению. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний.1.4. Сроки реализации программы Продолжительность реализации программы – 1 учебный год. Уровень программы – ознакомительный. Первый год направлен на первичное знакомство с окружающим нас миром. Активизируется познавательная деятельность. Особо важным на данном этапе является создание условий, при которых ребенок имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. Педагогу на занятиях отводится направляющая роль. Как результат этого этапа у ребенка развивается активный интерес к предмету. В структуру программы входит 2 образовательных блока:теория (накопление знаний); практика (применение знаний в творческом исполнении). Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой звенья общей цепи.Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.Практические задания способствуют у детей творческих способностей, приобретения практических умений и навыков.1.5.Формы и режим занятий Формы организации воспитанников для реализации программы – занятия. Занятия объединения проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30-35 минут. Занятия организуются в форме партнерской деятельности воспитанников со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а воспитанники получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Ход занятия предусматривает чередование различных форм и методов обучения:дидактические игры и творческие задания; чтение художественных произведений и работа над содержанием; работа с наглядным и раздаточным материалом; выполнение заданий в альбомах, прописях и рабочих тетрадях для дошкольников; экскурсии, прогулки, подвижные игры; тестирование 2-3 раза в год; участие в массовых мероприятиях учреждения. В программе используются следующие формы работы:индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации); групповые (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, тренинг, практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники и акции, конкурсы, театральные постановки, ролевые игры). В условиях кружковой работы обучение строится по комплексному принципу, сочетая следующие виды деятельности: Наблюдение. (Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой.) Исследования. Проведение опытов. Конференции. Индивидуальные практические занятия. Просмотр диафильмов и слайд–фильмов. Экскурсии в природу. Акции. Важное значение имеет участие детей в природоохранной деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой. Индивидуальные проявления детей в практической природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры. Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей. Праздники. День Земли, День воды, День Птиц и др. Обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Эти занятия представляют собой комплекс контрольных заданий, таких как викторины, тесты, дидактические игры, конференции и др. 1.6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.В результате освоения программы «Мир вокруг нас» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения. К концу года они должны: соблюдать нормы экологического поведения, поведения в коллективе и в обществе; выполнять творческие работы и участвовать в планируемых акциях; получить знания по экологии и оказанию первой медицинской помощи; приобрести комплекс специальных знаний и навыков: по экологии, по правилам безопасного поведения в лесу, воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность; овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке. иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края; устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов; делать элементарные выводы и умозаключения; проявление бережного отношения к природе и эмоциональной отзывчивости на красоту ее объектов; умение соблюдать осторожность поведения в природе; проявлять активное участие в беседах во время рассматривания, наблюдений, занятий; осознание о влиянии образа жизни на здоровье человека и желание его беречь. 1.7. Формы подведения итогов реализации программы Основными формами подведения итогов реализации программы являются:- диагностические карты оценки результатов освоения программы;Способы проверки результатов:наблюдение; анкетирование; участие в экологических акциях центра; участие в выставках творческих работ; тестирование. Перечень оборудования.ИКТ- технологии, наглядность: гербарии растений родного края, коллекции насекомых родного края, полезных ископаемых, картотека животных и растений родного края, таблицы; дидактические игры, электронные слайды, научная и художественная литература. Учебно-тематический план программы Содержание программы Модуль 1. «Наш общий дом»Занятие 1.1. (теория) Что такое природа?Дать детям представление о том, что планета Земля – огромный шар. Занятие 1.2. (теория) Наша планета Земля.На планете живет много разных живых существ, растения и всем им нужна чистая вода, свежий воздух и чистая земля. Учить ориентироваться на глобусе (вода, суша, растительность). Занятие 1.3. (теория) Сезонные изменения в природе. Осень.Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь и деятельность человека, растений, животных. Показать связь между живой и неживой природой.Занятие 1.4. (практическое занятие) Путешествие в страну Осень.Показать и объяснять детям взаимосвязь между расцветкой листьев и изменением погоды; организовать наблюдение за сезонными изменениями в природе. Рисование.Занятие 1.5. (практическое занятие) Почему листья желтеют?Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы, организовать наблюдение за сезонными изменениями в природе. Рисование.Модуль 2. «В мире растений»Занятие 2.1. (теория) Как узнать растения?Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Занятие 2.2. (теория) Кустарники и деревья.Учить классифицировать растительный мир по окраске, строению, запаху.Занятие 2.3. (практическое занятие) Путешествие в лес.Показать значение леса в жизни человека и животных. Рассказать о том, что в лесу могут ждать не только интересные открытия, но и опасности: ядовитые грибы и ягоды, жалящие насекомые. Выработать вместе с детьми «простые правила поведения в лесу». Воспитывать любовь и интерес к природе родного края. Заочная экскурсия.Занятие 2.4. (теория) Тайна грибного царства.Познакомить детей с грибами, учить классифицировать на съедобные и несъедобные. Дать знания о полезных свойствах грибов.Занятие 2.5. (теория) Зеленая аптека.Познакомить с комнатными растениями и с их значением в жизни человека. Закрепить названия знакомых комнатных растений. Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Занятие 2.6. (практическое занятие) Зеленая аптека.Познакомить детей с лекарственными растениями, их целебными свойствами. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.Занятие 2.7. (практическое занятие) Расширять знания детей о овощах, фруктах и ягодах: лесных, садовых. Их пользе, среде произрастания, их лечебных свойствах.Модуль 3. «Воздух и вода»Занятие 3.1. (практическое занятие) Можно ли увидеть воздух?Выяснить свойства и особенности воздуха; ознакомить с понятиями «воздушный шар», «состояние воздуха», «чистый воздух», «температура воздуха» и т.д.; через ряд опытов и наблюдений показать важность и необходимость воздуха для всех живых существ Земли.Занятие 3.2. (практическое занятие) Откуда ветер дует?Объяснить происхождение ветра как один из природных явлений; выяснить роль ветра в жизни человека и в природе.Занятие 3.3. (теория) Вода в жизни растений и животных.Познакомить детей со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным ее состоянием. Расширять знания детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.Занятие 3.4. (теория) Сезонные изменения. Зима.Через опыты определить свойства снега и льда, о состояниях воды; расширить знания об осадках на природе; развить поисковые способности детей. Познакомить детей с агрегатным состоянием воды – жидким и твердым, показать с помощью опытов, что краска растворяется в воде, а вода замерзает на холоде.Модуль 4. «В мире животных»Занятие 4.1. (теория) Как узнать животных?Обобщать и систематизировать знания детей об образе жизни и поведении диких и домашних животных. Закреплять знания детей о природных явлениях, о связях в природе. Занятие 4.2. (практическое занятие) Домашние животные.Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Занятие 4.3. (практическое занятие) Дикие животные.Уточнить знания детей о жизни диких животных в лесу (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Занятие 4.4. (практическое занятие) Путешествие в зиму.Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Занятие 4.5. (теория) Путешествие в зиму.Воспитывать любовь и интерес к природе родного края. Развивать речь и умение делать элементарные выводы. Экскурсия.Занятие 4.6. (теория) В мире насекомых.Систематизировать знания воспитанников о насекомых.Занятие 4.7. (теория) В мире птиц.Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Занятие 4.8. (теория) В мире рыб.Систематизировать знания воспитанников о рыбах, их видах, местах обитания.Занятие 4.9. (практическое занятие) Друзья природы. Обобщение.Приучать бережно относится к растениям, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. Интерактивная игра.Занятие 4.10. (теория) Береги живое.Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Экскурсия.Модуль 5. «Загадочный космос»Занятие 5.1. (теория) Луна и солнце.Дать детям сведения о космосе, о космических телах (солнце, луна, звезды, кометы, планеты); Занятие 5.2. (теория) Звезды и планеты.Познакомить с компасом, телескопом, атласом, видом космоса.Занятие 5.3. (практическое занятие) Познакомить с первыми исследователями космоса, профессией «космонавт». Модуль 6. «Я – человек»Занятие 6.1. (теория) Человек – живой организм.Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждая часть тела человека, и каждый орган имеет большое значение для него.Занятие 6.2. (теория) Я вижу, слышу, чувствую.Расширять представления детей об органах чувств человека. С помощью каких органов чувств мы узнаем об окружающем нас мире. Практическая работа: Составить вместе с детьми «простые правила для сохранения слуха и зрения».Занятие 6.3. (практическое занятие) Если хочешь быть здоров.Познакомить детей с приемами охраны жизни и здоровья - физкультминуткой, массажем биологически активных точек, биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний. Дать детям представление о том, как быть здоровым и полным сил. Познакомить детей с «Правилами здорового образа жизни». Модуль 7. «Сохраним планету»Занятие 7.1. (теория) Сезонные изменения в природе. Весна.Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Экскурсия.Занятие 7.2. (практическое занятие) Как вести себя в природе.Формировать представление детей о природе живой и неживой; научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Занятие 7.3. (практическое занятие) Огонь – друг, огонь – враг.Научить детей правилам безопасного пользования с электроприборами; дать сведения о пользе и об опасности огня в жизни человека. Занятие 7.4. (теория) Красная книга.Учить беречь и охранять природу.Занятие 7.5. (практическое занятие) Почему нужно беречь природу?Дать представления о суше и водном пространстве. О разнообразии рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город). Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.Занятие 7.6. (теория) Экологический календарь.Обобщить представления детей о типичных экосистемах. Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистеме. Дать детям представление о том, почему нужно беречь воду.Занятие 7.7. (практическое занятие) Букварь природы. Обобщение.Приучать бережно относится к растениям, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. Викторина, игра.Занятие 7.8. (теория) Сезонные изменения в природе. Лето.Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Экскурсия.Методическое обеспечение программы Образовательный процесс в рамках программы имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков воспитанников, реализацию их интересов и способностей.Мною разработаны памятки, инструкции, технологические карты к занятиям по гидрологии и фенологии, работе с научной и дополнительной литературой, тестовые материалы, необходимые для успешной реализации программы.Формы и методы проведения занятий:При проведении занятий используются следующие формы:беседы, практикумы, творческие мастерские, экскурсии, экспедиции, создание и проведение игровых программ экологического содержания, шефская работа над младшими школьниками. Применяются методы обучения:• метод дискуссии, позволяющий обучающимся свободно высказываться, внимательно слушать мнения выступающих;• метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и добывать новые знания в процессе коллективного размышления;• поисковый метод, предполагающий получение новых знаний обучающимися путем наблюдений, сбора данных в природе с последующей математической обработкой и анализом;• игровой метод, стимулирующий рост мотивации к получению новых знаний, обобщению и закреплению полученных умений и навыков;• проектный метод, включающий в себя самостоятельную деятельность обучающихся в освоении технологии социального проектирования и исследовательской деятельности;• метод психологических тренингов, развивающих умение выступать, навыки продуктивного диалога, оппонирование, культуру речи, неконфликтного взаимодействия;• метод коллективных творческих дел в осуществлении практической природоохранной деятельности, развивающий навыки продуктивного взаимодействия, способствующий воспитанию коллективизма и толерантности, ответственности и чувства причастности к делам и проблемам своего социума. 5. Список используемой литературы1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. 2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. 3. Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор. – М.: Просвещение, 20104. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 5. Занимательная книга знаний в вопросах и ответах. – М.: «Махаон», 20086. Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! – Рига: ПЦ “Эксперимент”, 1997. 7. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 8. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб.: ООО “Издательство “Детство– ПРЕСС”, 2013. 9. Откуда дует ветер?/ авт.–сост. Л. Шаех. – Казань: Тат.книж.издательство, 2008. 10. Природа и ребенок// Программа экологического образования дошкольников / Авторы–составители: Т. М. Енакай, Г. Ш. Мазитова, В. З. Шигапова и др. / Под науч. ред. Р. К. Шаеховой – Казань: РИЦ «Школа», 200211. Современные технологии обучения дошкольников / авт.–сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. 12. Шаехова Р. К., Закирова К. В. Ступеньки к творчеству. – Казань: РИЦ «Школа», 2001. 13. Шаехова Р. К. Играя – учимся творить. – Казань. ИССО РАО, 1997. 14. Уокер Дж. Мир вокруг нас от А до Я / пер. с англ. С. Э. Шафрановского. – Москва: ЗАО «РОСМЕН–ПРЕСС», 2007. 15. Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса живой природы». – М.: Белый город, 2009.Интернет – ресурсы по ознакомлению с окружающим миром:nsportal.ru;raguda.ru;maam.ru;infourok.ru;pandia.ru;Приложение 3ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИвоспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей«МИР ВОКРУГ НАС»Сроки проведения: предварительная диагностика – на момент прибытия воспитанника; итоговая диагностика – на момент отбытия воспитанника. Цель: предварительная диагностика – оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «МИР ВОКРУГ НАС»;Итоговая диагностика – определить уровень сформированности экологических знаний воспитанников кружка в результате освоения программы дополнительного образования за текущий учебный год. Форма проведения (для всех видов диагностики): контрольное задание, индивидуальный опрос, наблюдение, дидактическая игра. Итоговая диагностика – дополнительно уровень умений и навыков может определяться по активности участия воспитанника в экологических акциях, конкурсах, выставках.Содержание (для всех видов диагностики): воспитаннику кружка предлагается ответить на вопросы по следующим темам:характерные особенности неживой природы; объекты живой и неживой природы; знания о временах года; отношение ребенка к миру природы; характерные особенности представителей мира животных; и решить кроссворд.Форма оценки: высокий уровень; средний уровень; низкий уровень.Критерии оценки:Методика определения результата: для определения уровня воспитанника педагог оценивает выполнение ребенком контрольных заданий: высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл. Максимальное количество баллов – 18, минимальное – 6. По количеству набранных баллов за выполнение всех заданий педагог определяет уровень воспитанника. Высокий уровень – 12-18 баллов, средний – 7-11 баллов, уровень ниже среднего – 6 и меньше баллов.Форма фиксации результата: протокол (приложение 3).ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний воспитанников кружка «Мир вокруг нас».(высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл). Задание 1.Проводится индивидуально.Для всех возрастных групп объединения.Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.Оборудование: иллюстрации по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема « Круговорот воды в природе».Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода? Где спряталась вода? Кто не может жить без воды? Где живёт вода? Кому нужна вода? Что такое кислый дождь? и т.д. Оценка результатов деятельности: Высокий уровень:воспитанник без труда отвечает на вопросы; правильно называет отличительные признаки неживой природы; самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой; отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе. Средний уровень.в основном, правильно отвечает на вопросы; называет отличительные признаки неживой природы; нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы. Уровень ниже среднего.допускает значительные ошибки при ответе на вопросы; не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы; затрудняется при ответе на вопросы. Задание 2.Проводится индивидуально.Для всех возрастных групп объединения.Цель: определить уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы.Оборудование: конверт – рисунки с графическим изображением правил, дидактическая игра «Угадай правило».Инструкция к проведению.Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.Оценка результатов деятельности:Высокий уровень.без труда отвечает на вопросы по картинкам; правильно называет правила поведения в окружающей природе; анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий. Средний уровень.в основном правильно отвечает по картинкам; отвечает на дополнительные вопросы; не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе. Низкий уровень.допускает значительные ошибки при ответе по картинкам; затрудняется при ответе на вопросы; не может анализировать поступки людей к природе. Задание 3.Проводится индивидуально.Для воспитанников 7-9 лет.Цель: определить уровень знания времён года.Оборудование. Круглая модель, разделённая на сектора по сезону с цветными прищепками – символами месяцев года.Инструкция к проведению:Педагог проводит индивидуальный опрос:Какое время года тебе нравится больше и почему? Назови твоё любимое время года и скажи, что последует за ним и т. д. Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:светит яркое солнце, дети купаются в реке. деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках; с деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края; на деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники. Педагог задает вопросы для детей:Назови времена года: назови три месяца осени; назови месяца весны и т.д. Оценка результатов деятельности.Высокий уровень:Воспитанник правильно называет времена года:перечисляет их в нужной последовательности; знает характерные признаки каждого времени года; проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?; по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года; выражает эстетическое отношение к природе. Средний уровень:Правильно называет времена года:иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности; в, основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно; выражает эстетическое отношение к природе. Низкий уровень:Не всегда правильно называет времена года;затрудняется назвать их в нужной последовательности; не знает характерных признаков разных времён года; на вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно; не выражает эстетического отношения к природе. Задание 4.Проводится индивидуально.Для всех возрастных групп объединения.Цель: определить уровень отношения к миру природы.Инструкция к проведению:Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть?): если нет животных, спрашивает: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»; как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в кружке или дома (если они есть?) что ты вместе взрослыми можешь сделать, чтобы на территории «Центра детского творчества», школы, где ты учишься и твоего дома всегда росли растения?; как мы можем помочь зимующим птицам?; какие ты знаешь травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения? Оценка результатов деятельности.Высокий уровень:Воспитанник самостоятельно, без затруднения отвечает на поставленные вопросы:знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы; понимает связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений; без труда выражает своё отношение к проблеме. Средний уровень:Отвечает на поставленные вопросы:в основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы; иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений; может выразить своё отношение к проблеме. Низкий уровень:Затрудняется отвечать на поставленные вопросы:не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы; не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений; затрудняется выразить своё отношение к проблеме. Задание 5.Проводится индивидуально.Для всех возрастных групп объединения.Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.Оборудование. Фотографии или компьютерная презентация с изображением домашних и диких животных; насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы и др.Инструкция к проведению.Педагог предлагает воспитаннику рассмотреть фотографии животных, затем разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них (зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).Вопросы по всем картинкам:как называется животное (птица, насекомое)? что ты можешь рассказать о нём? твоё отношение к ним. Оценка результатов деятельности.Высокий уровень:Воспитанник без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым. Средний уровень:Иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым. Низкий уровень:Часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым. КРОССВОРД О ПРИРОДЕ. Все ответы записываются по горизонтали: Живет без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит (ЭХО). Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик в роднике, а широкий - в море (РЕКА). Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто; здесь осока, кочки, мхи нет опоры для ноги (БОЛОТО). Из окна в окно золотое веретено (СОЛНЦЕ). Весной одевается, зимой раздевается (ДЕРЕВО). Без рук, без топорёнка – построена избенка (ГНЕЗДО). Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют (ЛИСТЬЯ). Весь мир кормлю, а сама не ем (ЗЕМЛЯ). Задание: заполнить все строки по горизонтали и определить зашифрованное слово по вертикали. Ответ: ЭКОЛОГИЯ.Приложение 5.Протокол результатов диагностики уровня сформированности экологических знаний воспитанников кружка «МИР ВОКРУГ НАС».ФИО педагога – руководителя объединения – Лунина Л.Н.Образовательная программа и срок реализации – «Мир вокруг нас», 1 год.№ группы – 1Сроки проведения:Предварительная диагностика – _______ 2021 годИтоговая диагностика – ВЫВОД: