Публикации программа объединения по интересам "Я и моя страна"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: программа объединения по интересам "Я и моя страна"
Автор: Лунина Лариса Николаевна

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»Программа объединения по интересам «Мир вокруг нас»,направленная на формирование у воспитанников единого, ценностно-окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого Автор – составитель: Лунина Лариса Николаевна, воспитательст-ца Ленинградская2021 годСодержание программы:
  • Пояснительная записка………………………………………………4 стр.
  • 1.1.Цель и задачи программы…………………………………………….6 стр. 1.2.Принципы построения программы…………………………………..7 стр. 1.3.Возраст обучающихся………………………………………………. 8 стр. 1.4.Сроки реализации программы……………………………………… 8 стр. 1.5.Формы и режим занятий…………………………………………….. 9 стр. 1.6.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности………………………………………………….....11 стр. 1.7.Формы подведения итогов реализации программы……………….12 стр. 2. Учебно-тематический план программы………………………………14 стр. 3. Содержание программы………………………………………………. 16 стр. 4. Методическое обеспечение программы………………………………23 стр. 5. Список используемой литературы…………………………………….25 стр. 6. Приложения ………………………………………………………….… 27 стр.
  • Пояснительная записка
  • Всё хорошее в людях - из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экология сталаНе наукой, а частью души!Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.Экология – наука о связях в природе между живыми существами и окружающей средой. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех , связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.Знать о природе, мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.Экологическое образование детей – это к тому же и огромный потенциал их всестороннего развития. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение.Психическое здоровье, физическая и человека являются важными условиями успешности личностного развития. Необходимость самого раннего приобщения детей к экологическим проблемам объясняется двумя причинами: резким ухудшением экологической обстановки в мире и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые семь лет жизни.Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания, заключается в том, что благодаря наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщению. Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт.Только в сочетании двух сфер – познания действительности и выражения отношения к ней – возможно развитие экологической культуры ребенка, т. е. умения присваивать и использовать накопленные знания и практический опыт для осознанного отношения к миру живой и неживой природы.Актуальность программы. Детей дошкольного и младшего школьного возраста особенно интересуют вопросы познания окружающего мира. Познавать окружающий мир – это так увлекательно. Ребенок – существо любознательное от природы. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: во-первых, сохранить природную любознательность детей и направить ее в русло устойчивой, последовательно развивающейся познавательной деятельности, во-вторых, помочь преобразовать её неустойчивый характер в целостную мотивационную систему личности.При реализации содержания программы расширяются знания учащихся, полученные при изучении школьных курсов окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения, технологии.Основная идея изучения программы взаимосвязь ребенка с окружающим миром, разгадка тайн живой природы.Педагогическая идеяПрикоснись ко мне добротойИ болезни смоет волной, И печаль обойдёт сторонойОзарится душа красотой… (Озолини)Задача педагога – используя материал программы, на занятиях создавать условия для формирования у детей основ экологического сознания, помочь детям в формировании основ целостного восприятия мира, осмыслении своего места в нём, сознания своей ответственности за него, воспитания терпимости и уважения к другим, умения сотрудничать.
  • Цель и задачи программы
  • Цель программы формирование у воспитанников единого, ценностно- окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.Задачи программы:Обучающие:
  • удовлетворение потребности познания окружающей действительности учащимися;
  • расширение кругозора, активизация научно-познавательной деятельности учащихся;
  • обучение учащихся работе с дополнительной литературой;
  • обучение методам и приемам проведения опытов, экспериментов, исследований.
  • Развивающие:
  • мотивация личности к познанию и творчеству;
  • развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативы.
  • Воспитательные:
  • воспитание любви к природе и бережное отношение к ней, ощущения ответственности за ее состояние;
  • воспитание умения свободно ориентироваться в сельском пространстве;
  • воспитание потребности у учащихся к здоровому образу жизни.
  • Принципы построения программы
  • Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности поисково-исследовательской деятельности воспитанников. А также предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. Предполагает повторяемость тем и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития. Формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития.Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и воспитанника.Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой.Принцип систематичности и последовательности знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.Принцип интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности школьников, когда опыт и навыки, полученные на занятиях в кружке, используются на уроках и содействуют повышению психологической сферы.1.3 Возраст обучающихся Данная программа рассчитана на детей от 3 до 10 лет, это дети разновозрастной группы социально-реабилитационного центра.Принцип набора в группу свободный, без отбора по половому признаку, социальному положению. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний.1.4. Сроки реализации программы Продолжительность реализации программы – 1 учебный год. Уровень программы – ознакомительный. Первый год направлен на первичное знакомство с окружающим нас миром. Активизируется познавательная деятельность. Особо важным на данном этапе является создание условий, при которых ребенок имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. Педагогу   на занятиях отводится направляющая роль. Как результат этого этапа у ребенка развивается активный интерес к предмету. В структуру программы входит 2 образовательных блока:
  • теория (накопление знаний);
  • практика (применение знаний в творческом исполнении).
  • Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой звенья общей цепи.Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.Практические задания способствуют у детей творческих способностей, приобретения практических умений и навыков.1.5.Формы и режим занятий Формы организации воспитанников для реализации программы – занятия. Занятия объединения проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30-35 минут. Занятия организуются в форме партнерской деятельности воспитанников со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а воспитанники получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Ход занятия предусматривает чередование различных форм и методов обучения:
  • дидактические игры и творческие задания;
  • чтение художественных произведений и работа над содержанием;
  • работа с наглядным и раздаточным материалом;
  • выполнение заданий в альбомах, прописях и рабочих тетрадях для дошкольников;
  • экскурсии, прогулки, подвижные игры;
  • тестирование 2-3 раза в год;
  • участие в массовых мероприятиях учреждения.
  • В программе используются следующие формы работы:
  • индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);
  • групповые (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, тренинг, практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники и акции, конкурсы, театральные постановки, ролевые игры).
  • В условиях кружковой работы обучение строится по комплексному принципу, сочетая следующие виды деятельности:
  • Наблюдение. (Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой.)
  • Исследования. Проведение опытов. Конференции. Индивидуальные практические занятия. Просмотр диафильмов и слайд–фильмов.
  • Экскурсии в природу.
  • Акции. Важное значение имеет участие детей в природоохранной деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой. Индивидуальные проявления детей в практической природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
  • Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.
  • Праздники. День Земли, День воды, День Птиц и др.
  • Обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса.
  • Эти занятия представляют собой комплекс контрольных заданий, таких как викторины, тесты, дидактические игры, конференции и др. 1.6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.В результате освоения программы «Мир вокруг нас» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения. К концу года они должны:
  • соблюдать нормы экологического поведения, поведения в коллективе и в обществе;
  • выполнять творческие работы и участвовать в планируемых акциях;
  • получить знания по экологии и оказанию первой медицинской помощи;
  • приобрести комплекс специальных знаний и навыков: по экологии, по правилам безопасного поведения в лесу,
  • воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность;
  • овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
  • иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края;
  • устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;
  • делать элементарные выводы и умозаключения;
  • проявление бережного отношения к природе и эмоциональной отзывчивости на красоту ее объектов;
  • умение соблюдать осторожность поведения в природе;
  • проявлять активное участие в беседах во время рассматривания, наблюдений, занятий;
  • осознание о влиянии образа жизни на здоровье человека и желание его беречь.
  • 1.7. Формы подведения итогов реализации программы Основными формами подведения итогов реализации программы являются:- диагностические карты оценки результатов освоения программы;Способы проверки результатов:
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • участие в экологических акциях центра;
  • участие в выставках творческих работ;
  • тестирование.
  • Перечень оборудования.
  • ИКТ- технологии,
  • наглядность: гербарии растений родного края, коллекции насекомых родного края, полезных ископаемых, картотека животных и растений родного края, таблицы;
  • дидактические игры,
  • электронные слайды,
  • научная и художественная литература.
  • Учебно-тематический план программы
  • Содержание программы
  • Модуль 1. «Наш общий дом»Занятие 1.1. (теория) Что такое природа?Дать детям представление о том, что планета Земля – огромный шар. Занятие 1.2. (теория) Наша планета Земля.На планете живет много разных живых существ, растения и всем им нужна чистая вода, свежий воздух и чистая земля. Учить ориентироваться на глобусе (вода, суша, растительность). Занятие 1.3. (теория) Сезонные изменения в природе. Осень.Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь и деятельность человека, растений, животных. Показать связь между живой и неживой природой.Занятие 1.4. (практическое занятие) Путешествие в страну Осень.Показать и объяснять детям взаимосвязь между расцветкой листьев и изменением погоды; организовать наблюдение за сезонными изменениями в природе. Рисование.Занятие 1.5. (практическое занятие) Почему листья желтеют?Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы, организовать наблюдение за сезонными изменениями в природе. Рисование.Модуль 2. «В мире растений»Занятие 2.1. (теория) Как узнать растения?Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Занятие 2.2. (теория) Кустарники и деревья.Учить классифицировать растительный мир по окраске, строению, запаху.Занятие 2.3. (практическое занятие) Путешествие в лес.Показать значение леса в жизни человека и животных. Рассказать о том, что в лесу могут ждать не только интересные открытия, но и опасности: ядовитые грибы и ягоды, жалящие насекомые. Выработать вместе с детьми «простые правила поведения в лесу». Воспитывать любовь и интерес к природе родного края. Заочная экскурсия.Занятие 2.4. (теория) Тайна грибного царства.Познакомить детей с грибами, учить классифицировать на съедобные и несъедобные. Дать знания о полезных свойствах грибов.Занятие 2.5. (теория) Зеленая аптека.Познакомить с комнатными растениями и с их значением в жизни человека. Закрепить названия знакомых комнатных  растений.  Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Занятие 2.6. (практическое занятие) Зеленая аптека.Познакомить детей с лекарственными растениями, их целебными свойствами. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.Занятие 2.7. (практическое занятие) Расширять знания детей о овощах, фруктах и ягодах: лесных, садовых. Их пользе, среде произрастания, их лечебных свойствах.Модуль 3. «Воздух и вода»Занятие 3.1. (практическое занятие) Можно ли увидеть воздух?Выяснить свойства и особенности воздуха; ознакомить с понятиями «воздушный шар», «состояние воздуха», «чистый воздух», «температура воздуха» и т.д.; через ряд опытов и наблюдений показать важность и необходимость воздуха для всех живых существ Земли.Занятие 3.2. (практическое занятие) Откуда ветер дует?Объяснить происхождение ветра как один из природных явлений; выяснить роль ветра в жизни человека и в природе.Занятие 3.3. (теория) Вода в жизни растений и животных.Познакомить детей со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным  ее состоянием. Расширять знания детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.Занятие 3.4. (теория) Сезонные изменения. Зима.Через опыты определить свойства снега и льда, о состояниях воды; расширить знания об осадках на природе; развить поисковые способности детей. Познакомить детей с агрегатным состоянием воды – жидким и твердым, показать с помощью опытов, что краска растворяется в воде, а вода замерзает на холоде.Модуль 4. «В мире животных»Занятие 4.1. (теория) Как узнать животных?Обобщать и систематизировать знания детей об образе жизни и поведении диких и домашних животных. Закреплять знания детей о природных явлениях, о связях в природе. Занятие 4.2. (практическое занятие) Домашние животные.Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Занятие 4.3. (практическое занятие) Дикие животные.Уточнить знания детей о жизни диких животных в лесу (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Занятие 4.4. (практическое занятие) Путешествие в зиму.Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Занятие 4.5. (теория) Путешествие в зиму.Воспитывать любовь и интерес к природе родного края. Развивать речь и умение делать элементарные выводы. Экскурсия.Занятие 4.6. (теория) В мире насекомых.Систематизировать знания воспитанников о насекомых.Занятие 4.7. (теория) В мире птиц.Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Занятие 4.8. (теория) В мире рыб.Систематизировать знания воспитанников о рыбах, их видах, местах обитания.Занятие 4.9. (практическое занятие) Друзья природы. Обобщение.Приучать бережно относится к растениям, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. Интерактивная игра.Занятие 4.10. (теория) Береги живое.Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Экскурсия.Модуль 5. «Загадочный космос»Занятие 5.1. (теория) Луна и солнце.Дать детям сведения о космосе, о космических телах (солнце, луна, звезды, кометы, планеты); Занятие 5.2. (теория) Звезды и планеты.Познакомить с компасом, телескопом, атласом, видом космоса.Занятие 5.3. (практическое занятие) Познакомить с первыми исследователями космоса, профессией «космонавт». Модуль 6. «Я – человек»Занятие 6.1. (теория) Человек – живой организм.Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждая часть тела человека, и каждый орган имеет большое значение для него.Занятие 6.2. (теория) Я вижу, слышу, чувствую.Расширять представления детей об органах чувств человека. С помощью каких органов чувств мы узнаем об окружающем нас мире. Практическая работа: Составить вместе с детьми «простые правила для сохранения слуха и зрения».Занятие 6.3. (практическое занятие) Если хочешь быть здоров.Познакомить детей с приемами охраны жизни и здоровья - физкультминуткой, массажем биологически активных точек, биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний. Дать детям представление о том, как быть здоровым и полным сил. Познакомить детей с «Правилами здорового образа жизни». Модуль 7. «Сохраним планету»Занятие 7.1. (теория) Сезонные изменения в природе. Весна.Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Экскурсия.Занятие 7.2. (практическое занятие) Как вести себя в природе.Формировать представление детей о природе живой и неживой; научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Занятие 7.3. (практическое занятие) Огонь – друг, огонь – враг.Научить детей правилам безопасного пользования с электроприборами; дать сведения о пользе и об опасности огня в жизни человека. Занятие 7.4. (теория) Красная книга.Учить беречь и охранять природу.Занятие 7.5. (практическое занятие) Почему нужно беречь природу?Дать представления о суше и водном пространстве. О разнообразии рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город). Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.Занятие 7.6. (теория) Экологический календарь.Обобщить представления детей о типичных экосистемах. Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистеме. Дать детям представление о том, почему нужно беречь воду.Занятие 7.7. (практическое занятие) Букварь природы. Обобщение.Приучать бережно относится к растениям, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. Викторина, игра.Занятие 7.8. (теория) Сезонные изменения в природе. Лето.Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Экскурсия.
  • Методическое обеспечение программы
  • Образовательный процесс в рамках программы имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков воспитанников, реализацию их интересов и способностей.Мною разработаны памятки, инструкции, технологические карты к занятиям по гидрологии и фенологии, работе с научной и дополнительной литературой, тестовые материалы, необходимые для успешной реализации программы.Формы и методы проведения занятий:При проведении занятий используются следующие формы:беседы, практикумы, творческие мастерские, экскурсии, экспедиции, создание и проведение игровых программ экологического содержания, шефская работа над младшими школьниками. Применяются методы обучения:• метод дискуссии, позволяющий обучающимся свободно высказываться, внимательно слушать мнения выступающих;• метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и добывать новые знания в процессе коллективного размышления;• поисковый метод, предполагающий получение новых знаний обучающимися путем наблюдений, сбора данных в природе с последующей математической обработкой и анализом;• игровой метод, стимулирующий рост мотивации к получению новых знаний, обобщению и закреплению полученных умений и навыков;• проектный метод, включающий в себя самостоятельную деятельность обучающихся в освоении технологии социального проектирования и исследовательской деятельности;• метод психологических тренингов, развивающих умение выступать, навыки продуктивного диалога, оппонирование, культуру речи, неконфликтного взаимодействия;• метод коллективных творческих дел в осуществлении практической природоохранной деятельности, развивающий навыки продуктивного взаимодействия, способствующий воспитанию коллективизма и толерантности, ответственности и чувства причастности к делам и проблемам своего социума. 5. Список используемой литературы1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. 2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. 3. Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор. – М.: Просвещение, 20104. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 5. Занимательная книга знаний в вопросах и ответах. – М.: «Махаон», 20086. Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! – Рига: ПЦ “Эксперимент”, 1997. 7. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 8. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. СПб.: ООО “Издательство “Детство– ПРЕСС”, 2013. 9. Откуда дует ветер?/ авт.–сост. Л. Шаех. – Казань: Тат.книж.издательство, 2008. 10. Природа и ребенок// Программа экологического образования дошкольников / Авторы–составители: Т. М. Енакай, Г. Ш. Мазитова, В. З. Шигапова и др. / Под науч. ред. Р. К. Шаеховой – Казань: РИЦ «Школа», 200211. Современные технологии обучения дошкольников / авт.–сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. 12. Шаехова Р. К., Закирова К. В. Ступеньки к творчеству. – Казань: РИЦ «Школа», 2001. 13. Шаехова Р. К. Играя – учимся творить. – Казань. ИССО РАО, 1997. 14. Уокер Дж. Мир вокруг нас от А до Я / пер. с англ. С. Э. Шафрановского. – Москва: ЗАО «РОСМЕН–ПРЕСС», 2007. 15. Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса живой природы». – М.: Белый город, 2009.Интернет – ресурсы по ознакомлению с окружающим миром:nsportal.ru;raguda.ru;maam.ru;infourok.ru;pandia.ru;Приложение 3ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИвоспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей«МИР ВОКРУГ НАС»Сроки проведения:
  • предварительная диагностика – на момент прибытия воспитанника;
  • итоговая диагностика – на момент отбытия воспитанника.
  • Цель: предварительная диагностика – оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «МИР ВОКРУГ НАС»;Итоговая диагностика – определить уровень сформированности экологических знаний воспитанников кружка в результате освоения программы дополнительного образования за текущий учебный год. Форма проведения (для всех видов диагностики): контрольное задание, индивидуальный опрос, наблюдение, дидактическая игра. Итоговая диагностика – дополнительно уровень умений и навыков может определяться по активности участия воспитанника в экологических акциях, конкурсах, выставках.Содержание (для всех видов диагностики): воспитаннику кружка предлагается ответить на вопросы по следующим темам:
  • характерные особенности неживой природы;
  • объекты живой и неживой природы;
  • знания о временах года;
  • отношение ребенка к миру природы;
  • характерные особенности представителей мира животных;
  • и решить кроссворд.Форма оценки: высокий уровень; средний уровень; низкий уровень.Критерии оценки:Методика определения результата: для определения уровня воспитанника педагог оценивает выполнение ребенком контрольных заданий: высокий уровень оценивается в 3 балла, средний2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл. Максимальное количество баллов – 18, минимальное – 6. По количеству набранных баллов за выполнение всех заданий педагог определяет уровень воспитанника. Высокий уровень – 12-18 баллов, средний7-11 баллов, уровень ниже среднего6 и меньше баллов.Форма фиксации результата: протокол (приложение 3).ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний воспитанников кружка «Мир вокруг нас».(высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл). Задание 1.Проводится индивидуально.Для всех возрастных групп объединения.Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.Оборудование: иллюстрации по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема « Круговорот воды в природе».Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
  • Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?
  • Где спряталась вода?
  • Кто не может жить без воды?
  • Где живёт вода?
  • Кому нужна вода?
  • Что такое кислый дождь? и т.д.
  • Оценка результатов деятельности: Высокий уровень:
  • воспитанник без труда отвечает на вопросы;
  • правильно называет отличительные признаки неживой природы;
  • самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой;
  • отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.
  • Средний уровень.
  • в основном, правильно отвечает на вопросы;
  • называет отличительные признаки неживой природы;
  • нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.
  • Уровень ниже среднего.
  • допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;
  • не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;
  • затрудняется при ответе на вопросы.
  • Задание 2.Проводится индивидуально.Для всех возрастных групп объединения.Цель: определить уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы.Оборудование: конверт – рисунки с графическим изображением правил, дидактическая игра «Угадай правило».Инструкция к проведению.Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.Оценка результатов деятельности:Высокий уровень.
  • без труда отвечает на вопросы по картинкам;
  • правильно называет правила поведения в окружающей природе;
  • анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.
  • Средний уровень.
  • в основном правильно отвечает по картинкам;
  • отвечает на дополнительные вопросы;
  • не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.
  • Низкий уровень.
  • допускает значительные ошибки при ответе по картинкам;
  • затрудняется при ответе на вопросы;
  • не может анализировать поступки людей к природе.
  • Задание 3.Проводится индивидуально.Для воспитанников 7-9 лет.Цель: определить уровень знания времён года.Оборудование. Круглая модель, разделённая на сектора по сезону с цветными прищепками – символами месяцев года.Инструкция к проведению:Педагог проводит индивидуальный опрос:
  • Какое время года тебе нравится больше и почему?
  • Назови твоё любимое время года и скажи, что последует за ним и т. д.
  • Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:
  • светит яркое солнце, дети купаются в реке.
  • деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках;
  • с деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края;
  • на деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
  • Педагог задает вопросы для детей:
  • Назови времена года:
  • назови три месяца осени;
  • назови месяца весны и т.д.
  • Оценка результатов деятельности.Высокий уровень:Воспитанник правильно называет времена года:
  • перечисляет их в нужной последовательности;
  • знает характерные признаки каждого времени года;
  • проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?;
  • по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года;
  • выражает эстетическое отношение к природе.
  • Средний уровень:Правильно называет времена года:
  • иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности;
  • в, основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
  • на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно;
  • выражает эстетическое отношение к природе.
  • Низкий уровень:Не всегда правильно называет времена года;
  • затрудняется назвать их в нужной последовательности;
  • не знает характерных признаков разных времён года;
  • на вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно;
  • не выражает эстетического отношения к природе.
  • Задание 4.Проводится индивидуально.Для всех возрастных групп объединения.Цель: определить уровень отношения к миру природы.Инструкция к проведению:Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
  • Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть?):
  • если нет животных, спрашивает: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»;
  • как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в кружке или дома (если они есть?)
  • что ты вместе взрослыми можешь сделать, чтобы на территории «Центра детского творчества», школы, где ты учишься и твоего дома всегда росли растения?;
  • как мы можем помочь зимующим птицам?;
  • какие ты знаешь травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
  • Оценка результатов деятельности.Высокий уровень:Воспитанник самостоятельно, без затруднения отвечает на поставленные вопросы:
  • знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
  • понимает связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
  • без труда выражает своё отношение к проблеме.
  • Средний уровень:Отвечает на поставленные вопросы:
  • в основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
  • иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
  • может выразить своё отношение к проблеме.
  • Низкий уровень:Затрудняется отвечать на поставленные вопросы:
  • не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
  • не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
  • затрудняется выразить своё отношение к проблеме.
  • Задание 5.Проводится индивидуально.Для всех возрастных групп объединения.Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.Оборудование. Фотографии или компьютерная презентация с изображением домашних и диких животных; насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы и др.Инструкция к проведению.Педагог предлагает воспитаннику рассмотреть фотографии животных, затем разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них (зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).Вопросы по всем картинкам:
  • как называется животное (птица, насекомое)?
  • что ты можешь рассказать о нём?
  • твоё отношение к ним.
  • Оценка результатов деятельности.Высокий уровень:
  • Воспитанник без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания.
  • Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы.
  • Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым.
  • Средний уровень:
  • Иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
  • Свой выбор не всегда аргументирует.
  • В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими.
  • Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым.
  • Низкий уровень:
  • Часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор.
  • Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы.
  • Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.
  • КРОССВОРД О ПРИРОДЕ. Все ответы записываются по горизонтали:
  • Живет без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит (ЭХО).
  • Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик в роднике, а широкий - в море (РЕКА).
  • Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто; здесь осока, кочки, мхи нет опоры для ноги (БОЛОТО).
  • Из окна в окно золотое веретено (СОЛНЦЕ).
  • Весной одевается, зимой раздевается (ДЕРЕВО).
  • Без рук, без топорёнка – построена избенка (ГНЕЗДО).
  • Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют (ЛИСТЬЯ).
  • Весь мир кормлю, а сама не ем (ЗЕМЛЯ).
  • Задание: заполнить все строки по горизонтали и определить зашифрованное слово по вертикали. Ответ: ЭКОЛОГИЯ.Приложение 5.Протокол результатов диагностики уровня сформированности экологических знаний воспитанников кружка «МИР ВОКРУГ НАС».ФИО педагога – руководителя объединения – Лунина Л.Н.Образовательная программа и срок реализации – «Мир вокруг нас», 1 год.№ группы – 1Сроки проведения:Предварительная диагностика – _______ 2021 годИтоговая диагностика – ВЫВОД: