Публикации
Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках изучения истории Ставропольского края в 9 классе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках изучения истории Ставропольского края в 9 классе
Автор: Калиничев Даниил Дмитриевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках изучения истории Ставропольского края в 9 классе
Автор: Калиничев Даниил Дмитриевич
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и опытно-поисковая работа по формированию исследовательских умений у учащихся основной школы. Проведенная работа по формированию исследовательских умений у учащихся основной школы подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения изучаемой проблемы. Проведенный теоретический анализ в рамках первой задачи исследований по проблеме формирования исследовательских умений у учащихся основной школы позволили мне решить стоящие перед нами задачи сделать следующие выводы.В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке, уточнен понятийный аппарат исследования.Теоретическое изучение литературы по теме исследования, показало, что данная тема рассматривается учеными в различных аспектах: психологическом и педагогическом. При рассмотрении сущности исследовательских умений учащихся, наше внимание акцентировалось на определении и классификацию исследовательских умений, на выявлении условий их формирования в образовательном процессе. Определена сущность понятия «исследовательские умения». Я солидарна с мнением П.В. Середенко, что исследовательские умения – осуществление эмпирических и интеллектуальных действий, которые составляют исследовательскую деятельность и приводят к новому знанию. П.В. Середенко также считает, что «исследовательские умения и навыки – это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению эмпирических и интеллектуальных действий, которые составляют исследовательскую деятельность и приводят к новому знанию» Решая вторую задачу, мы выделили в образовательном процессе педагогические условия, обеспечивающих эффективное формирование исследовательских умений: мотивация учащихся заниматься исследовательской деятельностью, использование системы стимулов; взаимодействие с родителями по формирования исследовательских умений у учащихся; пополнение предметно–пространственную среду в образовательном процессе: оформления кабинета истории, памятки, рабочая программа; работу с историческими источниками; устное сообщение; исследовательская работа; исследовательские проекты; метод проектов; проблемное обучение Для решения третьей задачи, мы разработали модель формирования исследовательских умений. Данная модель содержит в себе несколько блоков в том числе: целевого, организационно-деятельностного, организационно- методического и результативно-рефлексивного. Модель призвана внедрять поэтапно, постепенно формирование исследовательских умений, в ходе занятий с учетом выявленных педагогических условий. Представленная модель формирования исследовательских умений должна состоять на наш взгляд из следующих компонентов: целевой компонент включает в себя следующее: цель, задачи, принципы, системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, диагностику уровня сформированности исследовательских умений; организационно-деятельностный компонент включает в себя исследовательские умения, система занятий разработанные с учетом педагогических условий, реализацию педагогических условий, которая состоит из деятельности учителя, деятельности ученика; организационно-методический компонент включает в себя следующее формы обучения, методы обучения, приемы обучения, средства обучения, этапы формирования исследовательских умений; результативно-рефлексивный компонент включает в себя критерии и уровни сформированности исследовательских умений, результат. При разработки модели формирования исследовательских умений нами было приято решение разработать занятия с учетом педагогических условий, способствующих формированию исследовательских умений. Разработанный комплекс занятий может быть использован педагогами в практической деятельности. А также, определенный в работе комплекс педагогических условий формирования исследовательских умений, структура показателей и критерии отслеживания процесса, могут быть применены педагогами при формировании исследовательских умений не только в процессе исследовательской деятельности, но и в других видах деятельности.Для решения четвертой задачи мы провели диагностику формирования исследовательских умений. Диагностика проводилась по методике О.А Ивашовой направленная на выявление степени сформированности исследовательских умений учащихся в начале учебного года в 5 класса по окончанию начальной школы. В ходе проведения данная диагностика были выявлены следующие результаты. Низкий уровень сформированности исследовательских умений из 48 учеников при выполнении заданий выявлено у 10 учеников, средний уровень показали 24 учеников из класса, а высокий уровень был выявлен в ходе выполнения заданий у 14 учеников.Необходимо взять за основу полученные результаты для дальнейшего планирования работы с учащимися основного звена, с учетом психолого- педагогических и возрастных особенностей, педагогических условий, представленные в нашей модели формирования исследовательских умений.Работа по формированию исследовательских умений учащихся должна проводиться постепенно и поэтапно и систематически.Для решения пятой задачи нами были прописаны методические рекомендации по формированию исследовательских умений учащихся в помощь учителям предметникам основного звена. Результаты, полученные в ходе опытно-поисковой работы, позволили считать проведенную данную работу успешной, а педагогические условия формирования исследовательских умений учащихся – необходимыми и достаточными. Анализ полученные результатов поисковой работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.