Публикации Конспект занятия к программе естественнонаучной направленности "Изменения в жизни животных и растений осенью"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия к программе естественнонаучной направленности "Изменения в жизни животных и растений осенью"
Автор: Корушова Ирина Александровна

Изменение в жизни животных и растений осеньюАвтор: Корушова Ирина АлександровнаЦель: познакомить учащихся с признаками осени в живой природе.Задачи:
  • Расширить знания учащихся об осени и осенних явлениях в природе.
  • Сформировать представления о характерных признаках осени.
  • Развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний.
  • Стимулировать творческую мыслительную деятельность учащихся.
  • Тип занятия: изучение нового материала.Целевая аудитория: учащиеся 5-6 лет.Материально-техническое обеспечение:
  • картинки с изображением природы осенью,
  • картинки с изображением животных и насекомых осенью,
  • бумажные кленовые листики (по количеству детей),
  • дидактическая игра «Животные зимой» (домик -3 шт., картинки животных см. приложение 2.),
  • ноутбук (картинки можно не распечатывать, а показывать через слайд-программу).
  • Технологическая карта занятияХод занятияВведение. Приветствие педагога. Педагог: «Ребята, посмотрите в окно, какое время года вы видите?»(Учащиеся смотрят в окно или подходят к окну и отвечают на вопрос педагога).
  • Изучение нового материала.
  • Педагог: «Да, действительно, сейчас идёт осень. И сегодня мы с вами узнаем, что происходит в природе осенью?»Практическая деятельность:Давайте вместе рассмотрим картины с изображением осенней природы и выясним, что изменилось с деревьями, кустарниками, травами, животными с приходом осени.(Учащиеся вместе с педагогом рассматривают картины (Приложение №1), находят и называют все изменения).Педагог: «Правильно, ребята, вы назвали все изменения, происходящие осенью в природе! Действительно осенью:
  • Солнце светит мало;
  • День становится короче;
  • Становится холодно;
  • Небо серое;
  • Частые дожди;
  • Опадают листья;
  • Птицы улетают на юг
  • ………….
  • Педагог: «Как вы думаете, а почему деревья сбрасывают свою листву?»(Ответы учащихся)Педагог: Вы, правы ребята, сказав, что деревья сбрасывают листву для того, чтобы ветви зимой не ломались под тяжестью снега. Многие виды деревьев освобождаются от листьев для выживания в неблагоприятных погодных условиях. Опавшая листва укрывает землю как одеяло, не дает корням промерзнуть, насекомые прячутся в опавшей листве.Давайте с вами устроим листопад и примем участие в игре «Листопад». Игра «Листопад». Педагог: «Представьте, что вы превратились в деревья». (Учащиеся становятся в кружок и кладут на ладошки листики (можно из бумаги, можно предварительно дать задание их раскрасить). Что нужно сделать, чтобы получился листопад? Подуть на них! На счет 3 все вместе давайте легонько подуем! Дети выполняют задание.)Педагог: Ребята, а куда исчезают осенью насекомые? (дети вместе с педагогом рассматривают картинки Приложение 1). Да, ребята, божьи коровки прячутся под кору деревьев. Муравьишки закрывают все входы в муравейник и спускаются в нижние этажи своего домика, поближе к земле. А водяной паук, например, кутается в кокон из своей паутины и погружается под воду, где и засыпает до самой весны.Педагог: На картинке (приложение №1) птицы улетают в теплые края. Ребята, а как вы думаете, как связан отлет птиц и отсутствие насекомых? (Ответ детей). А давайте назовём, какие именно птицы улетают от нас в тёплые края (Ответы детей: гуси, утки, ласточки, стрижи, грачи, скворцы). А еще почему улетают водоплавающие птицы, гуси, утки? Почему гадкому утенку из сказки Андерсена пришлось улететь?(Ответы детей: Замерзают водоемы, негде плавать и трудно добыть пищу).Педагог: Ребята, давайте рассмотрим ещё раз картинку (приложение №1) с животными и расскажем, как меняется их жизнь осенью. (дети вместе с педагогом рассматривают картинки и рассказывают о жизни животных осенью:
  • Белка заготавливает орехи, грибы, желуди. Она даже может забыть про свою кладовку, а другой зверек найдет запасы белки зимой и скажет ей «спасибо», за то, что спасла от голода.
  • Еж зарывается в листву, сворачивается в клубочек и засыпает.
  • Медведь находит себе местечко глубоко в лесу, подальше ото всех, в корнях больших деревьев, натаскивает веток, наедается, нагуливает жирок. А когда снег покроет всю землю ложиться наш медведь в свою берлогу и засыпает.
  • Барсук утепляет свою норку сухой травой, листьями и тоже проспит всю зиму.
  • Вот так природа готовит животных и растения к предстоящей зиме!
  • III. Закрепление пройденного материалаПрактическая деятельность:Педагог раздаёт учащимся картинки с изображением времён года.Педагог: Ребята, выберите картинки, которые относятся к осени (учащиеся выбирают). По каким признакам вы определили, что это осень? (учащиеся по очереди отвечают).Педагог раздаёт учащимся картинки с изображением животных.Педагог: Ребята, выберите животных, которые меняют свою шубку, которые ложатся в спячку, которые готовят запасы на зиму (Приложение 2).(учащиеся выполняют задание и с педагогом обсуждают полученные результаты)IV. Подведение итогов.Мы сегодня с вами познакомились с изменениями в природе осенью.Давайте с вами дополним предложение «Осень — это когда …».Педагог приводит пример: «Осень- это, когда идет дождь», «Осень – это, когда птицы улетают в теплые края» и т. Д.(учащиеся по очереди берут листочек в руки и продолжают фразу, при этом можно передавать желтый листочек, для усиления игрового момента).Спасибо, ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. Заканчиваем наше занятие замечательным стихотворением Приходько В. "Вот и осень перед нами:«Вот и осень перед нами: сжато поле, скошен луг, и над лесом косяками гуси тянутся на юг. За сараем стог соломы и рябину во дворе из окна родного дома видно сельской детворе. Частый дождь в окно трезвонит. Ветер, шастая везде, золотые листья гонит по серебряной воде».Приложение 1. Картинки «Растения и животные осенью»Приложение 2. Разложи картинки с животными по группам:
  • Меняют шубку.
  • Ложатся в спячку.
  • Готовят запасы на зиму.