Публикации
Конспект занятия к программе естественнонаучной направленности "Изменения в жизни животных и растений осенью"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия к программе естественнонаучной направленности "Изменения в жизни животных и растений осенью"
Автор: Корушова Ирина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия к программе естественнонаучной направленности "Изменения в жизни животных и растений осенью"
Автор: Корушова Ирина Александровна
Изменение в жизни животных и растений осеньюАвтор: Корушова Ирина АлександровнаЦель: познакомить учащихся с признаками осени в живой природе.Задачи: Расширить знания учащихся об осени и осенних явлениях в природе. Сформировать представления о характерных признаках осени. Развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний. Стимулировать творческую мыслительную деятельность учащихся. Тип занятия: изучение нового материала.Целевая аудитория: учащиеся 5-6 лет.Материально-техническое обеспечение: картинки с изображением природы осенью, картинки с изображением животных и насекомых осенью, бумажные кленовые листики (по количеству детей), дидактическая игра «Животные зимой» (домик -3 шт., картинки животных см. приложение 2.), ноутбук (картинки можно не распечатывать, а показывать через слайд-программу). Технологическая карта занятияХод занятияВведение. Приветствие педагога. Педагог: «Ребята, посмотрите в окно, какое время года вы видите?»(Учащиеся смотрят в окно или подходят к окну и отвечают на вопрос педагога).Изучение нового материала. Педагог: «Да, действительно, сейчас идёт осень. И сегодня мы с вами узнаем, что происходит в природе осенью?»Практическая деятельность:Давайте вместе рассмотрим картины с изображением осенней природы и выясним, что изменилось с деревьями, кустарниками, травами, животными с приходом осени.(Учащиеся вместе с педагогом рассматривают картины (Приложение №1), находят и называют все изменения).Педагог: «Правильно, ребята, вы назвали все изменения, происходящие осенью в природе! Действительно осенью:Солнце светит мало; День становится короче; Становится холодно; Небо серое; Частые дожди; Опадают листья; Птицы улетают на юг …………. Педагог: «Как вы думаете, а почему деревья сбрасывают свою листву?»(Ответы учащихся)Педагог: Вы, правы ребята, сказав, что деревья сбрасывают листву для того, чтобы ветви зимой не ломались под тяжестью снега. Многие виды деревьев освобождаются от листьев для выживания в неблагоприятных погодных условиях. Опавшая листва укрывает землю как одеяло, не дает корням промерзнуть, насекомые прячутся в опавшей листве.Давайте с вами устроим листопад и примем участие в игре «Листопад». Игра «Листопад». Педагог: «Представьте, что вы превратились в деревья». (Учащиеся становятся в кружок и кладут на ладошки листики (можно из бумаги, можно предварительно дать задание их раскрасить). Что нужно сделать, чтобы получился листопад? Подуть на них! На счет 3 все вместе давайте легонько подуем! Дети выполняют задание.)Педагог: Ребята, а куда исчезают осенью насекомые? (дети вместе с педагогом рассматривают картинки Приложение 1). Да, ребята, божьи коровки прячутся под кору деревьев. Муравьишки закрывают все входы в муравейник и спускаются в нижние этажи своего домика, поближе к земле. А водяной паук, например, кутается в кокон из своей паутины и погружается под воду, где и засыпает до самой весны.Педагог: На картинке (приложение №1) птицы улетают в теплые края. Ребята, а как вы думаете, как связан отлет птиц и отсутствие насекомых? (Ответ детей). А давайте назовём, какие именно птицы улетают от нас в тёплые края (Ответы детей: гуси, утки, ласточки, стрижи, грачи, скворцы). А еще почему улетают водоплавающие птицы, гуси, утки? Почему гадкому утенку из сказки Андерсена пришлось улететь?(Ответы детей: Замерзают водоемы, негде плавать и трудно добыть пищу).Педагог: Ребята, давайте рассмотрим ещё раз картинку (приложение №1) с животными и расскажем, как меняется их жизнь осенью. (дети вместе с педагогом рассматривают картинки и рассказывают о жизни животных осенью:Белка заготавливает орехи, грибы, желуди. Она даже может забыть про свою кладовку, а другой зверек найдет запасы белки зимой и скажет ей «спасибо», за то, что спасла от голода. Еж зарывается в листву, сворачивается в клубочек и засыпает. Медведь находит себе местечко глубоко в лесу, подальше ото всех, в корнях больших деревьев, натаскивает веток, наедается, нагуливает жирок. А когда снег покроет всю землю ложиться наш медведь в свою берлогу и засыпает. Барсук утепляет свою норку сухой травой, листьями и тоже проспит всю зиму. Вот так природа готовит животных и растения к предстоящей зиме! III. Закрепление пройденного материалаПрактическая деятельность:Педагог раздаёт учащимся картинки с изображением времён года.Педагог: Ребята, выберите картинки, которые относятся к осени (учащиеся выбирают). По каким признакам вы определили, что это осень? (учащиеся по очереди отвечают).Педагог раздаёт учащимся картинки с изображением животных.Педагог: Ребята, выберите животных, которые меняют свою шубку, которые ложатся в спячку, которые готовят запасы на зиму (Приложение 2).(учащиеся выполняют задание и с педагогом обсуждают полученные результаты)IV. Подведение итогов.Мы сегодня с вами познакомились с изменениями в природе осенью.Давайте с вами дополним предложение «Осень — это когда …».Педагог приводит пример: «Осень- это, когда идет дождь», «Осень – это, когда птицы улетают в теплые края» и т. Д.(учащиеся по очереди берут листочек в руки и продолжают фразу, при этом можно передавать желтый листочек, для усиления игрового момента).Спасибо, ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. Заканчиваем наше занятие замечательным стихотворением Приходько В. "Вот и осень перед нами:«Вот и осень перед нами: сжато поле, скошен луг, и над лесом косяками гуси тянутся на юг. За сараем стог соломы и рябину во дворе из окна родного дома видно сельской детворе. Частый дождь в окно трезвонит. Ветер, шастая везде, золотые листья гонит по серебряной воде».Приложение 1. Картинки «Растения и животные осенью»Приложение 2. Разложи картинки с животными по группам:Меняют шубку. Ложатся в спячку. Готовят запасы на зиму.