Публикации Использование цифровых ресурсов на уроках математики в начальных классах по ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование цифровых ресурсов на уроках математики в начальных классах по ФГОС
Автор: Корсакова Гульсина Фаясовна

Автор: Корсакова Гульсина Фаясовна, учитель начальных классов1 квалификационной категории МБОУ «Школа №86»Использование цифровых ресурсов на уроках математики в начальных классах по ФГОССовременное время можно охарактеризовать как период стремительного развития информационных технологий, которые значительно изменяют нашу жизнь. Данные изменения - основа процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач образования в России является «создание единой образовательной информационной среды» [1]. Проблема использования информационных технологий поднимается в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО), именно там указывается, что «освоение основной образовательной программы начального общего образования должно отражаться в приобретении детьми первоначальных представлений информационной грамотности» [2]. Информационные навыки должны помочь подрастающему поколению жить и успешно трудиться в условиях информационного общества.Современный ребёнок по-другому смотрит на мир, нежели его ровесник из прошлого. Он превосходно владеет техникой и компьютерными технологиями. В связи с этим, воспитывать и развивать его «по-старинке» уже невозможно. Педагогический процесс требует применения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и сети Интернет. Использование ЦОР в процессе обучения воплощает в жизнь принцип наглядности, дополняет зрительные и слуховые впечатления и представления детей, активизирует и развивает их эмоциональность. Кроме того, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Широкое распространение цифровых технологий в повседневной жизни меняет взаимодействие с окружающей средой. Цифровые навыки позволяют повысить эффективность и сократить время решения многих задач, проблем; делают жизнь комфортной, дают возможности для индивидуального развития. Сегодняшний школьник окружен огромным числом информации. Перерабатывать её он в состоянии только под руководством взрослого. Следовательно, педагог должен идти в ногу со временем, вести работу с родителями, развивать основы информатики у школьника, стать его проводником в мир цифровой компетентности. Разрешить все эти задачи нельзя без пересмотра всех видов деятельности образовательного учреждения по проблеме информатизации [3]. Овладеть цифровой грамотностью возможно, если совершенно изменить методику обучения: она должна стимулировать самостоятельную деятельность ученика, ориентировать его на дальнейшее развитие познавательных навыков. Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске (флешке).Цифровые ресурсы на уроках математики позволяют организовать личностно-ориентированное, проблемное обучение. Они способствуют интеграции знаний, предоставляют потенциал для развития процесса обучения. Разрешают перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися. ЦОР значительно расширяют возможности не только педагогов, но и родителей, а также специалистов в области педагогики. Успешно развить способности ребёнка и реализовать его потенциал – вот ожидаемый результат использования ЦОР. Факторы эффективного применения цифровых ресурсов на уроках математики: - дифференцированный подход к работе обучающихся;- освобождение от рутинной работы;- высокая степень наглядности;- хорошая организация коллективной работы;- разные формы предоставления информации;- организация оперативного контроля и помощи от учителя;- возможность моделирования разнообразных процессов [5].В процессе преподавания математики в начальной школе ЦОР могут быть использованы в различных формах:- мультимедийные сценарии уроков (презентации);- готовые учебные и демонстрационные программы;- интерактивные игры;- проектно-исследовательская деятельность;- внеурочная деятельность.Широкое применение ЦОР на уроках математики в начальной школе прослеживается через организацию интерактивных игр. Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие школьников друг с другом и педагогом, а совместно организованная познавательная деятельность в игровой форме. В такой игре дети не только узнают новое, получают знания, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт, закрепляют и актуализируют имеющиеся знания.Учителем подбираются и составляются задания и упражнения по теме урока. Проблема и цель игры четко и доступно для детей формулируется взрослым. Он же информирует их о правилах игры, дает четкие инструкции. Дети самостоятельно, поэтапно выполняют задания игры. Если какие-то этапы вызывают у детей затруднения, педагог корректирует их действия. По окончанию игры анализируются результаты, подводятся итоги. Создание новых знаний – основная ключевая задача информационно-цифровой грамотности, применять которые можно и нужно в любом виде деятельности младших школьников: в образовательной деятельности, в повседневной жизни и самостоятельной деятельности, праздниках и развлечениях. При использовании ЦОР в учебной и внеучебной деятельности младший школьник становится активным субъектом учебного процесса.Таким образом, применение современных цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе даёт большие возможности для информационного развития: увеличивается объём материала на уроке, есть возможность присутствовать на онлайн-уроках, видеоконференциях, можно «преодолеть» любую учебную дистанцию, просмотреть один и тот же материал несколько раз и в разных формах, а это как раз имеет большое значения для развития детей младшего школьного возраста. Список использованных источников:
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями на 07.10.2022г.) [Электронный ресурс]
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) (с изм. от 11.12.2020г.) [Электронный ресурс]
  • Брыксина О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: учебник / О.Ф. Брыксина, Е.А. Пономарева, М.Н. Сонина. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 549 с.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – 3-е изд. испр. и доп. ‒ М.: Академия, 2018г. – 272с.
  • Советов, Б. Я. Информационные технологии: учебник для вузов / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. ‒ 7-е изд., перераб. и доп. ‒ Москва: Издательство Юрайт, 2021. ‒ 327 с.