Публикации
"Основы социальной работы в культурно - досуговой сфере"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Основы социальной работы в культурно - досуговой сфере"
Автор: Приходько Елена Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Основы социальной работы в культурно - досуговой сфере"
Автор: Приходько Елена Николаевна
Основы социальной работы в культурно-досуговой сфереАннотация: описываются теоретические и ценностные основания социальной работы в культурно-досуговой сфере. Выделяются критерии и проводится классификация видов социальной работы в культурно-досуговой сфере. На основе соотнесения принципов и задач профессиональной работы с потребностями современного общества определяются основные объекты и субъекты социальной работы в данной области.Ключевые слова: социальная работа, культурно-досуговая сфера, досуг, культурно-досуговая деятельность, социокультурная деятельность, субъекты социальной работы, клиенты социальной работы.Важным фактором обеспечения стабильности и благополучия общества, предупреждения возникновения и обострения многих социальных проблем признанно стала система социальных служб, составляющая основу современного института социальной работы.В контексте институциональной (системной) модели социальной работы данный вид деятельности понимается не только как оказание помощи в трудных жизненных ситуациях представителям определенных социальных групп, но делается особый акцент на общесоциальную профилактику возникновения социальных проблем и различных социальных патологий. Системная социальная работа ориентируется на общее социальное оздоровление общества и затрагивает различные сферы жизни и деятельности индивида и социальных групп – экономическую, социально-бытовую, социально-трудовую, социально-культурную, сферу семейных отношений, сферы воспитания и образования и другие.Известно, что культурно-досуговая деятельность осуществляется в различных формах – как в рамках учреждений культурной сферы, так и за их пределами. Данная система учреждений предполагает, прежде всего, организованные формы досуговой деятельности, в то время как досуг может иметь и неорганизованный, стихийный характер. Помимо этого, досуговая деятельность может быть не институционализирована, то есть осуществляться дома или в других местах, а в некоторых ситуациях и других типах учреждений. Не являются исключением в этой связи и учреждения социальной сферы, которые также могут выступать организаторами и местами осуществления культурно-досуговой деятельности.Учитывая эти обстоятельства, можно подразделить социальную работу в культурно-досуговой сфере на несколько видов – в зависимости от места ее осуществления и степени институционализации. Это может быть социальная работа непосредственно в учреждениях культурно-просветительского и культурно-развлекательного характера – к примеру, с определенными группами или индивидуальными подопечными, которые нуждаются в помощи для получения доступа к этим учреждениям, или в организации, стимулировании к участию в этой деятельности. Помимо этого, возможна деятельность социальных работников по организации культурно-досуговой деятельности в социальных учреждениях, а также в ее неинституционализированных формах.Обычно под досугом понимают систему различных видов человеческой деятельности, ориентированной на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемой в свободное время индивида. Вместе с тем, досуг не исчерпывается только процессами рекреации, но и способствует удовлетворению потребностей человека в межличностном общении и различных развлечениях. В общественных науках принято выделять активные формы проведения досуга – деятельностные разновидности, творческие и любительские занятия, занятия физкультурой, а также активные формы межличностного и межгруппового общения. А также пассивные – это пассивное потребление различных культурных мероприятий, потребление продукции средств массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и пр.) [2].Таким образом, досуг не исчерпывается исключительно рекреационной функцией. Как отмечают современные исследователи, в своих развитых формах он предстает как социокультурная деятельность, которая предоставляет индивиду широкие возможности для проявления инициативы, творчества, самоутверждения, свободы социального поведения. В контексте социальной работы эти качества социокультурной деятельности могут быть положены в основу социокультурной реабилитации, и в частности в досуговую деятельность как одну из форм социокультурной реабилитации [1].В случае институционализированной социальной работы, осуществляемой в рамках тех или иных реабилитационных учреждений, досуг может и должен представлять собой определенную деятельность, выступающую составной частью социотерапевтической среды, созданной в учреждении[3].Как свидетельствует опыт некоторых реабилитационных центров, в такой ситуации досуг представляет собой не просто заполнение свободного времени. Он предполагает вовлечение клиентов социальных учреждений в разнообразную творческую и развлекающую деятельность, побуждение их интересов, мотивов к творчеству во всех его проявлениях. В этом случае досуг как творческий процесс, в который вовлекаются подопечные, в особенности люди с ограниченными возможностями, расценивается как лечение творчеством [4]. В настоящее время очень широкое распространение получает такая технология социальной работы, как арт-терапия. Она используется во многих социальных территориальных центрах и общеобразовательных учреждениях и способна превратить досуг в средство решения психолого-социальных проблем личности и коррекции поведения [6].При проведении социальной работы в культурно-досуговой сфере необходимо учитывать, что сама социокультурная деятельность обусловлена историко-культурными, национально-этническими, религиозными традициями. Она характеризуется многообразием форм и видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, социально-бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов и отражает биологические, социально-психологические, индивидуально-коллективные особенности человека [2]. Данные индивидуальные и социальные особенности, разумеется, сказываются на потребности в социальной помощи по организации и обеспечению доступа к культурно-досуговой деятельности. Не все социальные группы и категории населения в одинаковой степени нуждаются в оказании специальной социальной помощи в данной сфере.Вместе с тем, у представителей всех социальных групп без исключения существуют социально-культурные потребности, нуждающиеся в качественном удовлетворении не меньше, чем какие-либо иные. Человек сможет гармонично развиваться и вести полноценное существование лишь в том случае, когда ни одна группа потребностей не приносится в жертву остальным. Если учесть, что социальная работа имеет своей целью оказание профессиональной помощи субъектам социальных отношений там, где качество социальных связей и социальное благополучие не достигают требуемого уровня, то становится очевидно, что подобная деятельность должна осуществляться и в культурно-досуговой сфере, наряду с другими направлениями социальной работы.Кто же является клиентами социальной работы в культурно-досуговой сфере? Отвечая на данный вопрос, необходимо учитывать разные характеристики представителей той или иной социальной группы, а именно различный уровень активности, разное количество свободного времени, различные характер и интенсивность социальных связей и, наконец, различную степень потребности в такого рода деятельности. Очевидно, что наиболее вероятными клиентами являются люди пожилого возраста, ввиду наличия у них большего в сравнении с другими социальными группами количества свободного времени. С другой стороны, пожилой возраст связан с прекращением активной трудовой деятельности, что зачастую означает ослабление интенсивности социальных связей и обострение потребности в их поддержании и в общении.Не менее важными клиентами социальной работы в культурно-досуговой сфере должны стать дети, поскольку в этом возрасте активно происходит социализация, формируется личность и, следовательно, закладываются устойчивые интересы, происходит приобщение к культурным ценностям, усваиваются различные виды досуговой деятельности, формируется будущий стиль жизни, навыки и потребности в активном участии в различных формах социально-культурной деятельности, включая художественное творчество, физкультуру и спорт, активный отдых, туризм.Особое внимание должно уделяться детям из неблагополучных и педагогически несостоятельных семей. Таких детей необходимо активно вовлекать в институционализированные формы культурно-досуговой деятельности. Специалист по социальной работе как нельзя лучше может помочь ребенку, так как знает его ситуацию, его права, и владеет необходимыми знаниями и навыками, чтобы их защитить. В данной ситуации он может выступать в роли брокера и мобилизатора, обеспечивая доступ детям в учреждения и организации культурно-досуговой сферы[5]. Вовлечение в сферу культурно-досуговой деятельности может служить для детей группы риска средством более успешной социальной адаптации и реабилитации.Если говорить о субъектах данного вида деятельности, то в настоящее время сложилась целая сеть учреждений и организаций для детей и подростков, деятельность которых прямо или косвенно направлена на организацию и развитие их качественного досуга. К ним относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, широко распространенные в России. Сюда же следует отнести центры психолого-педагогической помощи семье и детям; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры социальной реабилитации для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков и ряд других. Необходимо добавить, что в большом количестве возникают различные негосударственные организации и объединения, такие как семейные центры и клубы, самодеятельные театры, сайты обмена опытом молодых родителей. Специалист, обладающий профессиональным образованием и соответствующей квалификацией, способен оказать действенную помощь этим росткам новых форм социальной жизни.Ссылки на источникиАндреева Т.П. Досуг как форма социокультурной реабилитации инвалидов // Отечественный журнал социальной работы. – 2009 – №1. – С. 74-77. Досуг как сфера социокультурной деятельности детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации / сост. Г.В. Голубцова. Курск: Изд-во КГМУ, 1998. – 36 с. Ларионова B.C. Организация социотерапевтической среды в реабилитационном центре для инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2002. – № 4. – С. 8-10. Мурзина Т.Ф. Терапия творчеством в реабилитации подростков с ампутационными дефектами конечностей // Медико-социальная экспертиза и реабилитация: юбилейный сборник научных трудов СПбИУВЭК. Вып. 4. – СПб. – 1995. – С. 155-160. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., – 1997. – 168 с. Технологии психолого-социальной работы в условиях мегаполиса: Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 25-26 нояб. 2010 г.). – СПб., – 2010. – С. 96-153.