Публикации
Использование интерактивных технологий в работе с детьми с ОВЗ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование интерактивных технологий в работе с детьми с ОВЗ
Автор: Мухаметзянова Лилия Фагимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование интерактивных технологий в работе с детьми с ОВЗ
Автор: Мухаметзянова Лилия Фагимовна
Мухаметзянова Л.Ф., учитель татарского языка и литературы ГБОУ «Альметьевская школа-интернат для детей с ОВЗ» г. Альметьевска Республики Татарстан Использование интерактивных технологий в работе с детьми с ОВЗПереход на Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования ставит перед образовательным учреждением задачу массового внедрения в образовательный процесс информационных, цифровых и других инновационных технологий, и средств обучения. Документы, регламентирующие внедрение ФГОС четко прописывают требования к ОУ, которые реализуют новые стандарты, ее оснащение и информационно-образовательную среду.С каждым днём технические средства обучения развиваются и совершенствуются всё быстрее. Инновационными инструментами, активно внедряемыми в образовательную деятельность, являются интерактивные средства обучения. Наглядным примером инновационных средств обучения является интерактивный стол, который представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управление которым происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Это первый многопользовательский сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать обучающихся в образовательную деятельность. Promethean дает возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Новая уникальная технология позволяет считывать более 40 одновременных касаний, что делает его незаменимым для совместной работы небольших групп обучающихся. Задачи, которые решаются с применением интерактивного стола:Поощрение активного участия – используются различные задания и упражнения для создания гибкой, увлекательной среды обучения для детей, имеющих различные зрительные нарушения.Интерактивный стол решает вопросы социализации воспитанников с ОВЗ, развивая навыки совместной работы, позволяя легко включаться в процесс обучения одновременно прикасаясь к объектам на поверхности. Он содержит обучающие приложения, где ребята совместно работают над проблемой и приходят к общему решению, например, игра «Найди дом для животных», «Распредели по группам», «Четвертый лишний» и др.Развитие универсальных умений для жизни – ставить перед воспитанниками задачи, требующие рассмотрения вопроса с разных точек зрения, развития навыков принятия решений и умения работать в сотрудничестве.Индивидуализация обучения – распределение младших школьников на подгруппы, в соответствии с уровнем зрительных возможностей, уровнем усвоения материала.Важнейшим компонентом современных образовательных систем в образовании являются информационные технологии. Благодаря внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса.Все дети должны получать одинаково качественное образование. Комфортные условия имеют значения для каждого ученика, но особенно доступная среда важна для ребенка с ОВЗ. Она подразумевает доступность и учреждения, и образовательного процесса, поэтому включает не только безбарьерный доступ, но и наличие специальных средств.В рамках Федерального национального проекта «Современная школа» наше образовательное учреждение получило возможность создания комфортных условий для обучения детей с ОВЗ.Особое место среди детей с ограниченными возможностями занимают обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Они представляют собой неоднородную группу с таким выраженным нарушением умственного развития, как умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость. Специфические образовательные потребности детей данной категории вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения.Одними из основных принципов обучения детей младшего школьного возраста с ТМНР являются наглядность, сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний. Мощным современным инструментом для реализации ФГОС НОО является интерактивный стол.С каждым днем технические средства обучения совершенствуются и развиваются. Инновационными инструментами, активно внедряемыми в образовательную деятельность, являются интерактивные средства обучения.Благодаря национальному проекту «Доброшкола» наше образовательное учреждение получило новое современное оборудование - интерактивный стол Promethean, который представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управляемый прикосновением рук человека или других предметов. Сенсорный стол является многопользовательским, что позволяет эффективно вовлекать обучающихся в образовательную деятельность.Интерактивный стол Promethean является современным инструментом для развития обучающихся с ТМНР. Он обладает эффектным дизайном, окрашен в яркие цвета, приятные детским глазам, что вызывает интерес у обучающихся.Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания ключевых компетенций ребенка, в интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического развития. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся с ТМНР и усиливают усвоение материала. Интерактивные средства обучения, такие как интерактивный стол, станет отличной помощницей развития у детей: внимания; памяти; мышления; речи; личности; навыков учебной деятельности. Новизна программы «Страна веселых игр» выражается в особом отборе содержания обучения, которое строится на эмоциональной включенности учащихся в учебный материал, на получении опыта переживаний и чувств во время игры. Цель программы – развитие познавательной деятельности и активности младших школьников с ТМНР в игровой деятельности. Задачи программы:развитие коммуникативных умений и навыков; развитие эмоциональной сферы; формирование умений и навыков индивидуальной, групповой работы; развитие воображения, памяти, мышления, мелкой моторики. развитие умения пользоваться интерактивным столом Использование интерактивного стола Promethean на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний младшими школьниками с ТМНР. Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У детей с ТМНР повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. Это средство обучения может быть применимо для обучения детей разных возрастов. Интерактивные игры короткие по времени, особенно подходят для работы с детьми с ТМНР, для снижения психологической нагрузки. Длительность одной игры составляет 3-5 минут. В играх нет агрессивных и неожиданных звуков, которые могут испугать ребенка. Громкость звуков и музыки регулируется, их можно настроить под индивидуальные предпочтения ребенка. В оформлении игр нет контрастных и кислотных цветов, художники готовят оформление с учетом рекомендаций детских психологов. В игровых заданиях нет посторонних персонажей, деталей фона и смысловых шумов. Благодаря этому ребенок не получает избыточную аудиовизуальную информацию. Персонажи и детали игр не схематичны, они дают полноценное представление о людях, процессах и событиях. Сценарии игровых занятий передают универсальные ценности и нормы здорового образа жизни, соответствуют возрастным особенностям детей. Игры не содержат элементов, вызывающих или пропагандирующих агрессию и другие деструктивные явления.Решение образовательных задач с помощью развивающих мультимедийных разработок встраивается в систему части образовательной программы, формируемая школьным учреждением. Работа с интерактивным столом происходит при первостепенной роли педагога по принципу тройственного взаимодействия: педагог – интерактивный стол - ребенок. Срок реализации программы «Страна веселых игр» - 1 год (для детей 7 лет). Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Длительность образовательной деятельности до 35 минут. Состав обучающихся: постоянный.Количество обучающихся: 3-4 человек. Каждое занятие носит комплексный характер, и имеет следующую структуру построения: Вводная часть (развивающая фронтальная игра, беседа) Основная часть (работа на Интерактивном столе (объяснение, самостоятельная). Работа с заданием под руководством педагога), полный либо частичный показ способов управления, задания-игры). В этот блок обязательно включена гимнастика для глаз. Заключительная часть. Физкультминутка, анализ. В зависимости от цели занятия педагог может изменить структуру занятия, поменять местами блоки, заменить физкультминутку подвижным заданием или подвижной игрой.Форма проведения: очная.Материально-техническое обеспечение: интерактивный стол Promethean Кадровое обеспечение: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Денисова П.А. Формы подведения итогов реализации программы: оформление фотоотчетов, открытые занятия для родителей.Литература:Галеева Н.Л., Гостимская Е.С. Модернизация системы ВШК в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. - 2012. -№ 4. - С. 6–15. amkakh-np-obrazovanie