Публикации Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста
Автор: Маннанова Альбина Ралифовна

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании является актуальной тенденцией современного мира. Компьютерные технологии постепенно внедряются в систему дошкольного образования, становясь эффективным инструментом передачи знаний и расширения возможностей обучения и развития детей. Использование ИКТ в детском саду имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения. Интерактивные и мультимедийные инструменты позволяют педагогам создавать яркие и запоминающиеся уроки, привлекать внимание детей и поддерживать их интерес к учебе. Компьютерные программы и приложения помогают детям развивать логическое и творческое мышление, память, воображение и другие когнитивные навыки. Одним из важнейших преимуществ ИКТ в дошкольном образовании является возможность индивидуализировать обучение. Благодаря компьютерным технологиям каждый ребенок может работать в собственном темпе и получать задания, соответствующие его уровню развития. Это позволяет педагогам учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и более эффективно развивать его способности. Использование ИКТ в детском саду также повышает эффективность образовательной деятельности педагогов. Компьютерные программы и приложения помогают педагогам планировать и проводить уроки, оценивать знания и умения детей, вести электронные дневники и журналы. Это освобождает педагогов от рутинных задач и позволяет им уделять больше времени непосредственно работе с детьми. Вместе с тем, применение ИКТ в дошкольном образовании имеет и ряд недостатков. Одним из основных недостатков является необходимость обеспечения технического оснащения детских садов. Для эффективного использования ИКТ в дошкольном образовании необходимо наличие компьютеров, интерактивных досок, проекторов и другого оборудования. Другим недостатком применения ИКТ в дошкольном образовании является необходимость подготовки педагогов. Педагоги должны владеть навыками работы с компьютерными программами и приложениями, уметь создавать и использовать интерактивные материалы, а также уметь интегрировать ИКТ в образовательный процесс. В целом, несмотря на имеющиеся недостатки, использование ИКТ в дошкольном образовании открывает широкие возможности для повышения качества и эффективности обучения и развития детей. При грамотном применении информационно-коммуникационных технологий педагоги могут создать современную и увлекательную образовательную среду, которая будет способствовать всестороннему развитию дошкольников.Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.
  • Занятие с мультимедийной поддержкой.
  • Мультимедийные технологии в современном образовании играют важную роль в повышении эффективности и привлекательности учебного процесса. Одним из наиболее распространенных способов использования мультимедиа является использование компьютера в качестве электронной доски. На этапе подготовки к занятию с использованием электронной доски проводится анализ электронных и информационных ресурсов. Отбирается необходимый материал, который будет представлен учащимся. Иногда бывает сложно подобрать подходящие материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программ PowerPoint или других мультимедийных программ. Для проведения занятий с использованием электронной доски необходимо наличие одного персонального компьютера (ноутбука), мультимедийного проектора, колонок и экрана. Мультимедийные презентации позволяют сделать занятия более эмоционально окрашенными и интересными. Они являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует повышению результативности занятия. С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик и упражнений для снятия зрительного утомления. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. Помимо использования электронной доски, в современном образовании применяются и другие мультимедийные технологии. Например, широко используются интерактивные доски, которые позволяют не только демонстрировать презентации, но и взаимодействовать с ними, делая пометки и рисунки. Также используются мультимедийные проекторы с возможностью подключения к Интернету, что позволяет демонстрировать учащимся видеоролики, онлайн-лекции и другие материалы из сети. Мультимедийные технологии открывают широкие возможности для использования мультимедийного контента: - видеороликов; - аудиозаписей; - презентаций; - интерактивных игр и упражнений; - виртуальных лабораторий и библиотек. Внедрение мультимедийных технологий в образование, позволяет существенно повысить эффективность и привлекательность учебного процесса, сделать его более наглядным, интересным и интерактивным. Мультимедийные технологии также способствуют развитию у учащихся навыков работы с информацией, критического мышления и творческого подхода к решению задач.2. Занятие с компьютерной поддержкой. Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Работая с электронным учебником, планшетом, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом: 1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др. 2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией. 3. Арт-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков. 4. Игры-путешествия, "бродилки". 5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно. Таким образом, признаем, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом.