Публикации
Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации федеральных образовательных программ_ новые педагогические вызовы и связанные с ними особенности обучения иностранному языку
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации федеральных образовательных программ_ новые педагогические вызовы и связанные с ними особенности обучения иностранному языку
Автор: Лейла Шахмирзаевна Аскерова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации федеральных образовательных программ_ новые педагогические вызовы и связанные с ними особенности обучения иностранному языку
Автор: Лейла Шахмирзаевна Аскерова
«Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации федеральных образовательных программ: новые педагогические вызовы и связанные с ними особенности обучения иностранному языку»В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, в соответствии с частью 65 статьи 12 Федерального закона от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» утверждены федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. ФООП разработаны в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Минпросвещения России от 30 сентября 2022 г. № 8745. Таким образом, введение федеральных основных общеобразовательных программ является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся 1-11 классов всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.Если раньше мы говорили о «примерных программах» на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования. Затем на её основе каждая школа разрабатывала свою образовательную программу, учитель – рабочую программу, выбирал учебники, которых существует огромное количество. Например, по истории их больше 80, по русскому языку — больше 100. Хотя перечень учебников утверждает Минпросвещения, но он также носил рекомендательный характер. То теперь, согласно приказам Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 992, 993 и 23 ноября 2023 года №1014 этот термин исключен из Федерального закона № 273-ФЗ и работать мы будем по единым федеральным образовательным программам. В разных источниках встречаются понятия «ФОП» и «ФООП». Федеральная образовательная программа используется как синоним Федеральным основным общеобразовательным программам и должны разрабатываться в соответствии с требованиями ФГОС.Что же означают Федеральные общеобразовательные программы для государства, общества – это, прежде всего, гарантия равенства ресурсов, условий и возможностей. Единые стандарты образовательного пространства страны, единые подходы к формированию содержания образования, воспитания детей и молодежи, единая система мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций. Министр просвещения России, Кравцов Сергей Сергеевич сказал следующее: «Мы идем к тому, чтобы от вариативности, которая была заложена в Законе «Об образовании в Российской Федерации», перейти к единым программам, не исключая возможность самореализации учителей, использования различных методик, своих подходов. Мы установим определенные требования высокого уровня, понятные по содержанию, для того чтобы школьники вне зависимости от того, где они обучаются, получали качественное образование»,. Это даст, в первую очередь, родителям — уверенность в качественном образовании ребенка вне зависимости от школы и региона, возможность контролировать учебный процесс своего ребенка и перестать тонуть в море учебников и суждений;-ученику – упростит переход из школы в школу при смене места жительства: в новой школе он продолжит изучать материал с того места, на котором остановился в предыдущей, да и учебник будет ему знаком;-учителям – чёткие программы для всех школ страны, избавит их от необходимости разрабатывать программы и выбирать учебные материалы. Меньше этого давать в школе нельзя. Больше – пожалуйста.В настоящее время содержательный раздел ФОП НОО включает федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» - обязательные к исполнению в полном объеме. Содержательные разделы утвержденных ФОП ООО и ФОП СОО включают федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Обществознание», «История», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», также подлежащих к исполнению в полном объеме. Работу по включению в ФООП федеральных рабочих программ по остальным учебным предметам, являющимся обязательными для изучения в соответствии с требованиями ФГОС, планируется завершить до 1 июня 2023 года. На сегодняшний момент конструктор рабочих программ закрыт на доработку для обновления под Федеральные основные общеобразовательные программы. Новая версия конструктора будет доступна лишь 30 марта 2023 года. Основным документом для нас, учителей, является Федеральный Закон «Об образовании в РФ» №237 со всеми его изменениями, а также ФГОС НОО, ООО, СОО. ФГОС – это требования к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы. В требованиях к личностным результатам добавились такие направления, как: гражданское; патриотическое; физическое; трудовое; экологическое воспитание; ценность научного познания.В метапредметные результаты наряду к базовым универсальным учебным познавательным действиям добавились навыки владения функциональной грамотностью.Определены четкие требования к предметным результатам по каждому учебному предмету, курсу. На уровне СОО предъявляются требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Важно, что изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого образовательной организацией, осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) обучающихся и при наличии возможностей образовательной организации. Для 10 учебных предметов на уровне СОО, в том числе и для предмета «Иностранный язык» установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Государственная итоговая аттестация обучающихся проводится по обязательным учебным предметам «Русский язык» и «Математика», а также по следующим учебным предметам, включая «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский и китайский язык), которые обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.Особое внимание в ФГОС уделяется к основным требованиям к образовательным результатам обучающихся и средствам оценки их достижения. Давайте сравним основные требования к результатам на разных уровнях образования: Обобщенный критерий «знание и понимание» включает знание и понимание роли изучаемой области или вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний и алгоритмов. Обобщенный критерий «применение» включает использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий и операций, использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач (проблем), в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности.Обобщенный критерий «функциональность» включает осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций.В федеральных рабочих программах учебных предметов требования и планируемые результаты совместной деятельности выделены в специальный раздел, что позволяет учителю осознать, что способность к результативной совместной деятельности строится на двух феноменах, участие которых обеспечивает ее успешность:-знание и применение коммуникативных форм взаимодействия (договариваться, рассуждать, находить компромиссные решения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия;-волевые регулятивные умения (подчиняться, уступать, объективно оценивать вклад свой и других в результат общего труда и другие).В ФГОС теперь устанавливаются единые сроки обучения: в 1 классе-33 учебные недели, в 2-11 классах-33, 9,11 классы будут заниматься по своему графику и сроки окончания обучения зависят от начала ГИА, но в любом случае в КТП мы будем обозначать 34 учебные недели. Обучение иностранному языку начинается со 2 класса, на уровне НОО отводится 2 часа, ООО и СОО -3 часа.В ФОП НОО п.26.4, ООО п.28.4, СОО сказано, что учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября, а заканчивается 20 мая. Для обучающихся 9,11 классов окончание учебного года определяется ежегодно в соответствии с расписанием ГИА.ЛитератураФедеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, № 71762, ). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, № 71764, ). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, № 71763, ). Пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 24 сентября 2022 г № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (). Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования").