Публикации Рабочая программа учителя-логопеда

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа учителя-логопеда
Автор: Дорожинская Наталия Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное автономноеучреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детейСОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Методическим советом Директор протокол № 1 МДОАУ д/с «Золотой ключик» «29» августа 2023 г. ______________ Г.В. Юркова Приказ № 244 -ОД от 29.08.2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МДОАУ Д/С «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОДУчитель - логопед:Дорожинская Н.С. г. Пыть-Ях2023Содержание
  • Целевой раздел
  • Пояснительная записка
  • Рабочая программа разработана на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»- Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ п. 6 ст. 28; Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776) в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Конвенцией о правах ребенка ООН; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149) - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» - Распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»- Распоряжения Министерства просвещения РФ от 06.04.2021 №Р-77 «Об отверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»Рабочая программа соотнесена с адаптированными образовательными программами: для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с тяжелыми множественными нарушениями развития, с интеллектуальными нарушениями, построенных на основе ФГОС ДО и ФАОП ДО, с Рабочей программой воспитателя в Муниципальном дошкольном автономном образовательном учреждении детский сад «Золотой ключик» (далее МДОАУ д/с «Золотой ключик», положением о группе комбинированной направленности.1.1.1 Цели и задачи Целями рабочей программы являются: - разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций;- обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.Цели рабочей программы достигаются через решение следующих задач, основанных на задачах Федеральных программ дошкольного образования.Задачи рабочей программы:- реализация содержания АОП ДО обучающимися с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с тяжелыми множественными нарушениями развития, с интеллектуальными нарушениями;- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с тяжелыми множественными нарушениями развития, с интеллектуальными нарушениями - охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.1.1.2. Принципы реализации рабочей программыРабочая программа построена на следующих принципах Федеральной адаптированной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ, установленных ФГОС ДО и специфических принципах:1) Поддержка разнообразия детства.2) Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.3) Позитивная социализация ребенка.4) Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.5) Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.6) Сотрудничество Организации с семьей.7) Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.Специфические принципы: [1] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с тяжелыми нарушениями речи]; [2] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с задержкой психического развития]; [3] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с интеллектуальными нарушениями]; [4] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития].1.2. Планируемые результаты логопедической работы: [1] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с тяжелыми нарушениями речи]; [2] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с задержкой психического развития]; [3] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с интеллектуальными нарушениями]; [4] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития].1.3. Психологические характеристики особенностей развития детей целевых групп по ФОП ДО:1) Психологическая характеристика особенностей развития детей с ТНР[1] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с тяжелыми нарушениями речи]2) Психологическая характеристика особенностей развития детей с ЗПР[2] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с задержкой психического развития]3)Психологическая характеристика особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями [3] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с интеллектуальными нарушениями]4) Психологическая характеристика особенностей развития детей с ТМНР[4] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития]2. Содержательный раздел2.1. Описание содержания деятельности учителя – логопеда в соответствии с направлениями работыСодержание деятельности учителя - логопеда осуществляется в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.03.2023 № 136 н., соответствии профилю деятельности: - учитель-логопед (нарушение речи).В рамках логопедического и методического сопровождения реализации основных, адаптированных и дополнительных образовательных программ учителем – логопедом ДОО ведётся следующая работа: 2.2. Особенности организации деятельности учителя - логопеда по коррекции речевых нарушений у детей с нарушениями речиПрием на логопедический пункт производится в начале учебного года. На логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ, заключение психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОО и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем – логопедом), а также обучающиеся имеющие высокий риск возникновения нарушений речи.Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательной организации;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
  • информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
  • Диагностическая работа. Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Используются следующие диагностические методики и методические рекомендации:
  • Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет.
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.
  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
  • Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы. Результаты диагностики после совместного обсуждения заносятся в индивидуальную карту развития ребенка. Периодичность педагогической (логопедической) диагностики: - сентябрь – 1- 2 неделя;- январь – 3 неделя;- май – 3 - 4 неделя.Коррекционно-развивающая работаСодержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения.Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Логопедические занятия проводятся с 15 сентября. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится не менее 2-х раз в неделю с каждым ребёнком. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в карте индивидуального развития ребёнка.Формы организации образовательной деятельности. Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий: индивидуальные - основная цель которых - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии; при этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.); Задачи и содержание индивидуальных занятий:
  • развитие артикуляционного праксиса;
  • фонационные упражнения;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговыхсочетаниях;
  • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  • первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
  • подгрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала. Содержание подгрупповых занятий. Основная цель подгрупповых занятий - первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Осуществляется:
  • Закрепление навыков произношения изученных звуков.
  • Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.
  • Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
  • Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков.
  • Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
  • Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава. Отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя: а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д ) Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом; б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з ,ставится звук ж, от б-д, от д-т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. Содержание логопедической работы с обучающимися с ТНР, не владеющих фразовой речью (первый уровень речевого развития)Обучение детей с начатками фразовой речи (второй уровень речевого развития)К концу данного этапа обучения дети овладевают простой фразой, могут согласовывать основные члены предложения, понимать и использовать простые предлоги, некоторые категории падежа, числа, времени и рода; понимают некоторые грамматические формы слов, несложных рассказов, коротких сказок.Обучение детей с развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического недоразвития (третий уровень речевого развития) Обучение детей с остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития всех компонентов языковой системы (четвертый уровень речевого развития)В результате логопедического воздействия речь детей с 4 уровнем речевого развития максимально приближается к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью, а именно: в умении адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание. Соответственно с этим у детей сформирован лексико-грамматический строй языка. Так, дети адекватно понимают и употребляют различные части речи, простые и сложные предлоги, владеют в полном для указанного возраста объеме навыками словообразования и словоизменения. Фонетическое оформление речи детей соответствует нормам родного языка. Кроме того, у детей достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза и элементарные навыки грамоты (чтение и печатание некоторых букв, слогов, коротких слов).Обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова).Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря.Обучение детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)Формы, приёмы в организации коррекционной логопедической работы На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОО, имеющие нарушения в развитии устной речи:
  • фонетическое недоразвитие;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие;
  • На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту. 2.3. Образовательные технологии в работе учителя-логопедаЗдоровьесберегающие технологии:Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия осуществляется путем использования следующих здоровьесберегающих технологий. Наряду со здоровьесберегающими технологиями необходимым условием является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую сторону речи, а также связанные с речью процессы: - игровые технологии в логопедической коррекции; - технология речедвигательной ритмики (А.Я Мухиной); - технология коррекции психомоторного развития (Л.А.Сиротюк); - технология логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Г.А.Волкова, М.Ю.Картушина); - информационно-коммуникационные технологии (специализированные компьютерные программы: «Игры для Тигры»; развивающие игры с портала «Мерсибо»; «Учимся, играя»; игры, выполненные в формате презентаций и т.п.; Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками адаптируются и модифицируются с учетом специфики обучения детей на логопункте современные методические разработки, в том числе А.Н. Лебедевой, О.С. Гомзяк, В.К. Воробьевой, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой, С.В. Коноваленко, Н.В. Нищевой, З.Е. Агранович и др. Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных отклонений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника. Коррекционная направленность логопедиченских занятий осуществляется не только на индивидуальных и подгрупповых занятиях, но и в режимных моментах, играх, труде, театрализованной деятельности, дополнительном образовании, экскурсиях, прогулках, самостоятельной деятельности детей). Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.3. Организационный раздел3.1. План совместной деятельности специалистов ДОО и воспитателей комбинированных групп3.2. Организационно-методическая и консультативная деятельность.Цель: создание условий для оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ, имеющим различные речевые нарушения и их семьям.Задачи:
  • Совершенствовать систему работы по развитию устной речи детей с ОВЗ на основе современных логопедических технологий.
  • Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов в вопросах развития устной речи дошкольников.
  • Способствовать созданию специальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ.
  • Обобщать и распространять педагогический опыт работы по развитию устной речи детей с ОВЗ.
  • Консультативная работа с родителями и педагогами осуществляется по индивидуальным запросам, а также согласно годовому плану работы учителя-логопеда. 3.3. Циклограмма деятельности учителя-логопедаЛитература
  • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с тяжелыми нарушениями речи.
  • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с задержкой психического развития.
  • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с интеллектуальными нарушениями.
  • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
  • Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.