Публикации Программа воспитания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа воспитания
Автор: Зубкова Оксана Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа им.А.С.ПушкинаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ п. ЗимовникиПояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5Цель и задачи воспитания, обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5Направления воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51.3. Целевые ориентиры результатов воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 2.1. Уклад общеобразовательной организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 2.2.1. Основные (инвариантные) модули . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .... 102.2.2. Дополнительные (вариативные) модули . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 26 3.1. Кадровое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .... 263.2. Нормативно-методическое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .283.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 293.5. Анализ воспитательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .30 Примерный календарный план воспитательной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33Анкета для самоанализа организуемой в школе совместной деятельности детей и Взрослых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .34ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа воспитания (далее — Программа) МБОУ НОШ им. А.С. Пушкина разработана с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №  996-р) и Плана мероприятий по ее реализации в 2021–2025 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286). Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и среднего профессионального образования. Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией (в том числе советов обучающихся), советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей, историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Приложение — календарный план воспитательной работы. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями общеобразовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания в общеобразовательной организации. РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС через готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, ценность самостоятельности и инициативы, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.2. Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: ● гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России; ● патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; ● духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям; ● эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; ● физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; ● трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; ● экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ● ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования установлены в соответствующих ФГОС. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституционных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. Целевые ориентиры результатов воспитания сформулированы на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования по направлениям воспитания в соответствии с ФГОС. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровненачального общего образования.Целевые ориентиры Гражданско-патриотическое воспитание Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.Духовно-нравственное воспитание Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. Трудовое воспитание Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно научной и гуманитарной областях знания.РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЙ2.1 Уклад общеобразовательной организации Уклад МБОУ НОШ им. А.С. Пушкина удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик общеобразовательной организации и её репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме. В 1912 году купцом Терентьевым была построена церковно- приходская школа с 4 летним обучением. Обучение было платным. Учились в основном дети богачей. 1918 год школа крестьянской молодежи. 1937 год получила название «Школа имени А.С. Пушкина» по ходатайству администрации. 1941-1963 гг.- 7 летняя школа им. А.С. Пушкина.1968-1988 Зимовниковская 8 летняя школа им. А.С. Пушкина. 1989-1991 гг. – школа основного общего образования. С 1991 года организация существует как начальная школа имени А.С.Пушкина. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина создано на основании решения Зимовниковского районного Совета народных депутатов Ростовской области №11 от 04.03.1992 года, с момента образования именовалось: Начальная школа имени Пушкина. В соответствии с Постановлением Администрации Зимовниковского района от 10.03.1993г. № 67 переименовано в Начальную школу им. А.С.Пушкина. В соответствии с Постановлением Администрации Зимовниковского района № 556   от 05.01.1999г. переименовано в Муниципальную Пушкинскую начальную общеобразовательную школу. В соответствии со свидетельством Администрации Зимовниковского района № 675 «а» от 09.11.1999г.  переименовано в Муниципальное общеобразовательное учреждение начальную общеобразовательную школу им. А.С. Пушкина. В соответствии с Постановлением Администрации Зимовниковского района № 860 от 25.10.2011г. переименовано в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина.  Полное наименование Организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина. Сокращенное наименование Организации: МБОУ НОШ им.А.С.Пушкина. МБОУ НОШ им. А.С. Пушкина является общеобразовательной школой, в которой осуществляется начальное общее образование. В МБОУ НОН им. А. С. Пушкина на 2022-23 учебный год – это 11 классов-комплектов, где обучается 246 обучающихся. В образовательной организации работает 25 педагогов. Среди учителей: 5- имеют Почётную грамоту Министерства образования и науки РФ 4 – имеют высшую квалификационную категорию 6 - имеют первую квалификационную категорию 1- Нагрудный знак «Почётный работник воспитания и просвещения РФ») МБОУ НОШ им. А.С. Пушкина расположена в благоустроенном районе поселка с развитой инфраструктурой. В шаговой доступности находится мемориальный комплекс «Вечный огонь». Это позволяет повысить эффективность проводимых военно-патриотических мероприятий. Социальное окружение образовательной организации – это учреждения культуры, активного отдыха и спорта, здравоохранения, правовых структур. Деятельность данных учреждений нацелена на формирование законопослушного, активного, здорового гражданина страны. Географическая близость и созвучность целей деятельности позволяет образовательной организации выстраивать партнерские отношения с данными учреждениями через организацию тематических встреч, занятий, экскурсий, что повышает эффективность организуемой воспитательной работы. Основной контингент обучающихся – дети из благополучных семей, нацеленные на получение качественного общего начального образования. Высокая социальная активность обучающихся способствует развитию ученического самоуправления, позволяет привлекать их к организации и проведению различных мероприятий, что повышает качество и уровень их проведения. Показателем высокой социальной активности обучающихся является деятельность Школьного самоуправления. Источниками, оказывающими положительное влияние на воспитательный процесс в образовательной организации, являются педагоги: − высококвалифицированный коллектив, способный замотивировать детей на высокие достижения в учебной, спортивной, творческой и социальной деятельностях; − специалисты социально-психологической службы, обеспечивающие педагогическую поддержку особым категориям обучающихся; − педагог-организатор, использующий в работе с обучающимися современные формы и виды деятельности, собственным примером демонстрирующий активную гражданскую позицию. Социальными партнерами образовательной организации в решении задач воспитания являются: МУК МЦБ Централизованная библиотека Зимовниковского района; − ГИБДД МО МВД России по Зимовниковскому району;МВД России по Зимовниковскому району; − МБУ ДО ДЮСШ; - МБУЗ ЦРБ Зимовниковского района;- ДДТ (дом детского творчества);- ДШИ (детская школа искусств); Процесс воспитания в МБОУ НОШ им. А.С. Пушкина основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: – принцип уважения к личности ребенка, веры в способности и возможности любого ребенка к совершенствованию; – принцип доверия обучающимся при принятии решений, реализации дел, отнесенных к их зоне ответственности; – принцип гуманизации межличностных отношений, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости; – принцип взаимоуважения и сотрудничества взрослых и детей; – принцип соблюдения прав и защиты интересов, обучающихся; – принцип учета интересов, запросов и мнения обучающихся, родителей при принятии управленческих решений. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются: – выстраивание системы воспитательных мероприятий на основе общешкольных дел, равноправными участниками которых на всех этапах реализации являются сами обучающиеся; – создание ситуаций для проявления активной гражданской позиции обучающихся через развитие ученического самоуправления, волонтерского движения, включение в деятельность РДШ; – реализация процессов воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства. Наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия, составляющие основу воспитательной системы: − Акции, посвящённые значимым датам страны. − Общешкольные праздники: «Здравствуй школа», «День учителя», «День Отца», «День матери», «Праздник осени», новогоднее представление у елки, день защитника Отечества, «8 марта», «Салют, Победа!», праздник последнего звонка, праздник «За честь школы» − Ритуал посвящения в первоклассники − Праздник «Прощание с начальной школой». − Мероприятия с использованием интерактивных локаций и тематических активностей: «Неделя толерантности», «Неделя профориентации», «Неделя позитива», «Неделя российской науки», «Декада «Мы – за ЗОЖ!»», «Марафон добрых дел». − Спортивные мероприятия в рамках деятельности спортивного клуба «Здрайверы». Основными функциями спортивного клуба являются: обеспечение систематического проведения внеклассных физкультурно-спортивных мероприятий с учащимися;организация постоянно действующих спортивных секций;проведение внутришкольных соревнований, товарищеских спортивных встреч между классами и другими школами;проведение широкой пропаганды физической культуры и спорта.Школьная газета «Планета успеха», на страницах которой редакционный совет освещает наиболее интересные моменты жизни школы, популяризирует общешкольные ключевые дела, мероприятия, размещает созданные детьми рассказы, стихи, репортажи;Интернет-группа-разновозрастное сообщество обучающихся и педагогов, поддерживающее группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могут открыто обсуждаться значимые для образовательной организации вопросы;Школьная театральная студия «Затейники», которая освещает интересные, важные и значимые события , создает ролики, видеосюжеты к праздникам, конкурсам с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории− Проведение общешкольных мероприятий в формате интерактивных локаций, когда обучающиеся в свободном режиме самостоятельно либо с помощью педагога, выполняют содержательные игровые задания, предполагающие актуализацию имеющегося социально-значимого опыта либо знакомство с имеющейся здесь же стендовой информацией. Прекрасно дополняют данный формат различные тематические активности. Опыт показал, что ненавязчивость, возможность свободного выбора, отсутствие авторитарности и обязательности, красочность, современный дизайн делают интерактивные локации привлекательными и востребованными среди детей.− Программа обучения классных руководителей эффективным технологиям, методам и приёмам работы с обучающимися, родителями (законными представителями). Проблемные зоны, дефициты по достижению эффективных результатов в воспитательной деятельности: − Несогласованность действий различных субъектов образовательного процесса при осуществлении работы с неуспевающими обучающимися и как следствие – работа в режиме «скорой помощи», невозможность планирования качественной профилактической и коррекционной работы. − Проблемы применения современных методик и технологий воспитания в деятельности классных руководителей, преобладания мероприятийного, а не деятельностного подхода. Для решения обозначенных проблем реализованы следующие мероприятия: Разработаны планы классных руководителей по эффективным технологиям, методам и приёмам работы с обучающимися, родителями (законными представителями). − Разработан алгоритм действий администрации, педагогов предметников, классных руководителей, специалистов по профилактике неуспеваемости обучающихся, работе с неуспевающими учащимися.2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности2.2.1 Основные (инвариантные) модулиУрочная деятельностьРеализация воспитательного потенциала урока ориентирована на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся и предполагает следующее: - повышение функциональной читательской компетенции обучающихся; - установление доверительных отношений между учителем и обучающимся, способствующих позитивному восприятию требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности, использование занимательных элементов, историй из жизни современников; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат ребят командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в учебный процесс игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; - создание гибкой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов, систем управления, что позволит получать образование постоянно; - развитие навыков сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способности критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы. Формы деятельности для реализации воспитательного потенциала урока: - предметные образовательные события на уровне образовательной организации, района, области; - конкурс предметных стенгазет в рамках предметных недель; - видеоуроки, лекции, семинары, практикумы, мультимедийные презентации, цифровые платформы, тесты в онлайн – режиме; - интерактивные формы работы на уроке – деловые игры, работа в группах, предметные дискуссии конструктивного диалога, интеллектуальные игры, дидактический театр. Основные направления воспитательной деятельности на уроке: 1.Гражданское воспитание. Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения Истории в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой отечественной истории, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества. 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовности оценить своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание) Приобретение теоретических знаний об изучаемой эпохе, приобщение школьников к эстетическим ценностям; формирование практических умений, включения в эстетическую деятельность, которая предполагает активное участие каждого ученика в созидании прекрасного; формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту; 5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания). Формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли истории в познании этих закономерностей; формирование познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по истории, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни. 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Формирование коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей. 8. Экологическое воспитание. Воспитание экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, полученные при изучении истории, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством предмета истории; формирование экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.Внеурочная деятельностьВоспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях, обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления. План внеурочной деятельности образовательной организации является инструментом в управлении качеством образования.Основополагающими принципами построения плана внеурочной деятельности являются:
  • включение программ общеинтеллектуальной направленности;
  • преемственность структуры и содержания начального и основного общего образования;
  • поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования;
  • вариативность, обеспечивающая индивидуальные потребности в образовании, позволяющая учитывать интересы, склонности и способности обучающихся;
  • дифференциация с целью реализации возрастных особенностей, обучающихся;
  • интегративность содержания образования на основе психо-физиологических особенностей восприятия обучающимися окружающего мира;
  • расширение спектра образовательных услуг с учетом потенциальных ресурсов образовательной организации и социальных запросов населения;
  • добровольность выбора курсов внеурочной деятельности;
  • учет потребностей обучающихся и их родителей;
  • разнообразие форм организации внеурочной деятельности.
  • Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
  • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
  • формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;
  • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно - исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
  • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;
  • формирование умений ученического самоуправления;
  • формирование культуры поведения в информационной среде.
  • Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося начального общего образования с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики.Направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнениеНаправления и цели внеурочной деятельности
  • Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие обучающегося, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
  • Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
  • Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
  • Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
  • Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
  • Интеллектуальные марафоны система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересы и способности к самообразованию.
  • «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.
  • Формы организации внеурочной деятельности: учебные курсы, художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и др.К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации дополнительного образования, культуры и спорта.При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники (учителя начальных классов, учителя-предметники, социальный педагог, педагог- психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, педагог-организатор, педагог-библиотекарь, и др.).Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации.Основные направления внеурочной деятельности
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • В рамках спортивно-оздоровительного направления предусмотрено увеличение двигательной активности и спортивно-оздоровительной работы за счет ресурсов внеклассной деятельности: кружки, секции, дни здоровья, динамические паузы (подвижные игры), соревнования, подвижные перемены. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность младшего школьника, от степени удовлетворения которой зависит его здоровье и общее развитие.В первых классах введена динамическая перемена, реализуется программа курса внеурочной деятельности «Казачьи забавы» и «Спортивная смена».Программа учебного курса «Всеобуч по шахматам» реализуется в первых классах.Цель: расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения анализировать, наблюдать, создавать различные шахматные ситуации; воспитание интереса к игре в шахматы; развитие волевых черт характера, внимания, игрового воображения.Формы организации занятий в рамках данных курсов внеурочной деятельности разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, наблюдения, мини-турниры, соревнования по шахматам.
  • Проектно-исследовательская деятельность, информационная культура
  • В рамках данного направления реализуется Учебный курс «Функциональная грамотность» реализуется для обучающихся 1-4 классов.Цель: создание условий для развития функциональной грамотности.Формы организации: деловые беседы, участие в научно-исследовательских дискуссиях, практические упражнения.Программа курса «Орлята России» призвана повысить социальную активность обучающихся начального общего образования, поддержать их интерес к учебе и внеурочной деятельности, сформировать социально значимые качества личности и базовые ценности, такие как Родина, команда, семья, здоровье, природа, познание. В рамках программы детей обучают культуре общения, ориентируют их на развитие самостоятельности и ответственности, воспитывают любовь к Отечеству и истории.Формы организации: Беседы, экскурсии, просмотры кинофильмов, лектории в краеведческом музее, библиотечные часы, творческие конкурсы, фестивали, праздники.
  • Коммуникативная деятельность
  • Информационно просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» с проведением в начале учебной недели на 1 уроке классным руководителем.Цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.Учебный курс внеурочной деятельности «Сто шагов в будущее», направленный на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся.Цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Формы организации занятий в рамках данного курса внеурочной деятельности разнообразны. Это беседы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, элементы занимательности и состязательности, конкурсы, праздники.
  • Художественно-эстетическая творческая деятельность
  • Учебный курс «Хоровое пение» реализуется для обучающихся первых классов.Цель: удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в творческом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре.Форма организации: занятия обучающихся в творческих объединениях (музыкальных, хоровых студиях, кружках художественного творчества и т.п.).
  • Интеллектуальные марафоны
  • Учебный курс «Клуб путешественников» реализуется для обучающихся первых классов.Цель: расширение знаний и представлений о географических объектах, формирование умений работать с информацией, представленной на географической карте; развитие навыков работы в условиях командных соревнований.Форма организации: игры-путешествия, видео-экскурсии соревновательной направленности.
  • «Учение с увлечением!»
  • Реализуется программа учебного курса внеурочной деятельности «Английский язык с увлечением». Цель: развитие коммуникативных способностей, обучающихся начального общего образования, формирование общеучебных умений обучающихся, создание условий для формирования у обучающихся коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития.Форма организации: учебный курс в форме факультатива (система практических занятий).Учебный курс внеурочной деятельности: «Логика в играх и задачах. Ведущей идеей программы курса внеурочной деятельности является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний, применения их в повседневной практике взаимодействия с миром, освоение практики проведения опытно- экспериментальной деятельности. Формы организации занятий разнообразны: беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс - исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования.ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИначального общего образованияна 2023-2024 учебный годКлассное руководствоОсуществляя работу с классом, педагогический работник организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: − проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. (не реже 1 раза в неделю); − еженедельное проведение информационно-просветительских занятий «Разговоры о важном» (в рамках внеурочной деятельности); - инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; - организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. -сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование;празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыш; -выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с обучающимися: - изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; -результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся, учителями-предметниками, а также (при необходимости) – с педагогом- психологом; - поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить; - индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; - коррекция поведения, обучающегося через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями-предметниками в классе: - регулярные консультации классного руководителя с учителями предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями предметниками обучающимися; - проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся; - привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; - привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: - регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом; - помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; - организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; - создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся; - привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса; - организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Основные школьные делаРеализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает: общешкольные многодневные тематические мероприятия, направленные на формирование личностных результатов обучающихся: Неделя толерантности, Марафон добрых дел, Неделя профориентации, Декада «Мы за ЗОЖ!», «День учителя», «День матери»; ежегодные мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными, муниципальными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы: мероприятия в рамках календаря знаменательных дат; − участие во всероссийских акциях, проектах, посвящённых значимым событиям в России, мире: акции «Блокадный хлеб», «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Час Земли», «Сад памяти» и др.); − торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования: Последний звонок, праздник «Прощание с начальной школой»;мероприятия, символизирующие приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе: ритуалы посвящения в первоклассники; − церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, праздник «За честь школы», чествование победителей и призёров муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников; − федеральные, региональные и муниципальные проекты, направленные на достижение целевых ориентиров воспитания: проекты «Орлята России»; Киноуроки в школах России; конкурс «Большая перемена» и др. социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнёров; − мероприятия благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и других направленностей: тематические викторины, квесты, квизы, флешмобы; акции по благоустройству и оформлению школьной территории, фестиваль «Этих дней не смолкнет слава!», фестиваль талантов, выставки рисунков и фотографий, оформление тематических экспозиций и др. − участие во Всероссийских онлайн-уроках Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования; − через формирование творческих групп как на уровне класса, так и на уровне Школы вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, оформителей, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; − наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми с последующей корректировкой организации взаимодействия с обучающимися. Внешкольные мероприятияРеализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает: − общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами Школы; − внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым учебным предметам, курсам, модулям; − походы выходного дня с участием родителей (законных представителей) и классного руководителя; экскурсионные поездки в другие города и местности, организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; − посещение учреждений культуры, краеведческого музея, сельской библиотеки и др.; − выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально психологического комфорта. Организация предметно-пространственной среды Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: − оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации; − организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации; − размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; использование в воспитательном процессе фото А.С. Пушкина (размещенное в рекреации ОО); − оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (рекреации), сообщества школы в ВК, содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; − подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ, обучающих в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; − поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации; − разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; − деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению классных кабинетов, пришкольной территории;− разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн, интерактивные локации); − публикации тематических постов в сообществе школы в ВК (новости, полезная информация, информация патриотической и гражданской направленности); − разработку и обновление материалов (стендов, плакатов), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Взаимодействие с родителями (законными представителями) Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: - Совет образовательной организации, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся; - общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; - информирование родителей (законных представителей) о жизни школы, актуальных вопросах воспитания, ответственности за воспитание через сообщество Школы в социальной сети «ВКонтакте», чаты в мессенджерах, школьном сайте; - семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся. На индивидуальном уровне: -работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;- - участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося; - помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; -индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. Самоуправление Поддержка детского самоуправления в МБОУ НОШ им. А.С. Пушкина помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся начального общего образования не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в образовательной организации осуществляется следующим образом: На уровне школы: - через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; - через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий (соревнований, конкурсов, акций, флешмобов и т.п.); - через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой педагогом- психологом образовательной организации группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе. На уровне классов: - через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; - через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса. На индивидуальном уровне: - через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; Профилактика и безопасность Совместная деятельность педагогов, школьников, родителей по направлению «Профилактика и безопасность» включает в себя развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей, формирование здорового образа жизни, воспитание культуры поведения, создание условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу, уважение к правам и свободам человека, позитивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного поведения и реализуется по следующим направлениям: - профилактика вредных привычек; - профилактические меры охраны здоровья и здорового образа жизни; - профилактика употребления ПВА; - профилактика нарушений в поведении и быту, на улице, в обществе; - профилактика безнадзорности; - работа с родителями. Профилактика безнадзорности и правонарушений Задачи воспитания: - создание эффективной системы социальной поддержки детей группы риска, направленной на решение проблем детской безнадзорности и преступности; - организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников; - повышение правовой культуры и социально – педагогической компетенции родителей учащихся; - сотрудничество с организациями и службами Зимовниковского района по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся; - воспитание ответственности за порученное дело; - формирование уважительного отношения к материальным ценностям. Реализация путем: • составления и корректировки социального паспорта класса и школы; • выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении, детей «группы риска»; • создания банка данных неблагополучных детей, детей группы риска; • выявления детей, систематически пропускающих уроки без уважительных причин; • посещения учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий; • разработки памяток «Мои права и обязанности»; оформление стенда «Безопасность» • родительских лекториев; • мероприятий в рамках «Всероссийского дня правовой помощи детям»; •мероприятий в рамках Межведомственной комплексной оперативно профилактической операции «Дети России»; • взаимодействия с инспектором по делам несовершеннолетних; •организации встреч с работниками прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, полиции.Профилактика суицидального поведенияЗадачи воспитания: 1. оказать помощь в решении личностных проблем социализации и построении конструктивных отношений с родителями, педагогами и сверстниками; 2.содействовать профилактике неврозов; 3. способствовать развитию навыков саморегуляции и управления стрессом. Реализация путем:
  • работы педагога – психолога образовательной организации;
  • лекториев для педагогического коллектива;
  • индивидуальных консультаций с учителями-предметниками и классными руководителями;
  • общешкольных родительских собраний;
  • лекториев для родителей;
  • консультаций для родителей обучающихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
  • изучения межличностных взаимоотношений, обучающихся в классных коллективах (социометрия) и выявление «изолированных» детей;
  • комплексной психологической диагностики обучающихся проблемами обучения, развития, воспитания.
  • тематических классных часов.
  • консультации для обучающихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
  • функционирования «Горячей линии» педагога – психолога образовательной организации;
  • информирования о действии «Телефонов доверия», памятки, инструкции.
  • Профилактика экстремизма и терроризмаЗадачи воспитания: 1.воспитание культуры толерантности и межнационального согласия; 2. достижение необходимого уровня правовой культуры как основы толерантного сознания и поведения; 3.формирование в детской и молодежной среде мировоззрения и духовнонравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу; 4.разработка и реализация комплексного плана, направленного на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие. Реализация путем:
  • организации плановой эвакуации обучающихся;
  • организации учебы работников по безопасности;
  • уроков Мира, классных часов, посвященных трагедии в Беслане.
  • организации тематических классных часов по проблеме воспитания толерантности у обучающихся, по профилактике экстремизма, расовой, национальной, религиозной розни;
  • организации родительских собраний по проблеме воспитания толерантности у обучающихся, по профилактике проявлений экстремизма;
  • организации уроков доброты, нравственности;
  • встречи с работниками правоохранительных органов по вопросу ответственности за участие в противоправных действиях;
  • Профилактика алкоголизма, наркомании и табакокуренияЗадачи воспитания: 1. продолжить формирование знаний об опасности различных форм зависимостей, негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с обучающимися, педагогами, родителями; 2. способствовать обеспечению условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у школьников стремления к ведению здорового образа жизни; повышать значимость здорового образа жизни, престижность здорового поведения через систему воспитательных мероприятий; 3. систематизировать совместную работу с родителями, педагогами, медиками и общественностью по профилактике употребления употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, табачных изделий; 4.продолжать работу по развитию информационного поля по профилактике употребления спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, табачных изделий; 5. продолжить развитие коммуникативных и организаторских способностей обучающихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны. Реализация путем: - установления неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой и попечительством; - проведение операции «Занятость» (вовлечение в кружки, клубы, секции); - контроля над внеурочной занятостью обучающихся;- контроля над посещаемостью учебных занятий, выявление обучающихся, не посещающих образовательную организацию по неуважительным причинам, профилактическая работа с ними, своевременное реагирование; - организации лекториев, циклов бесед, круглых столов, тематических классных часов, акций, квестов, конкурсов для учащихся; - систематического выявления обучающихся, нарушающих Устав школы, Закон РФ и другие нормативные акты, регулирующие поведение школьников и принятие мер воспитательного воздействия к ним; - организации консультаций для родителей по вопросам профилактики алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий. - организации родительские собраний, лекториев, анкетирования, работы школы «Успешный родитель», функционирования «Горячей линии» школьного психолога. Социальное партнёрство Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает: − участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т.п.); − участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; − проведение на базе организаций партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; открытие дискуссионных площадок (детские, педагогические, родительские, совместные) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны; − социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Социальными партнерами образовательной организации в решении задач воспитания являются:− МУК МЦБ Централизованная библиотека Зимовниковского района; − ГИБДД МО МВД России по Зимовниковскому району; − МВД России по Зимовниковскому району; − МБУ ДО ДЮСШ; - МБУЗ ЦРБ Зимовниковского района;- ДДТ (дом детского творчества);- ДШИ (детская школа искусств);Мероприятия в рамках краевого этапа фестиваля школьных музеев. Мероприятия в рамках деятельности РДШ. Участие в акциях, проводимых командой ЮИД. Занятия по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. Тематические сообщения на классных и общешкольных родительских собраниях. Участие в конкурсах, проводимых ГИБДД. Проведение декад дорожной безопасности. Профориентация Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: - циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; - профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности; - экскурсии на предприятия, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; - совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий; - участие в работе всероссийских профориентационных проектов («Шоу профессий»), созданных в сети интернет. 2.2.2 Дополнительные (вариативные) модули Детские общественные объединения Правовой основой действующих ДОО является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. Участником школьного отделения РДШ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДШ. Назначен советник по воспитанию, школа зарегистрирована на сайте РДШ. Воспитание в РДШ осуществляется через направления: • Личностное развитие • Гражданская активность • Военно-патриотическое направление –• Информационно-медийное направление Основными формами деятельности членов РДШ являются: - участие в днях единых действий (ДЕД) и в совместных социально значимых мероприятиях; - коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших; - информационно-просветительские мероприятия; - разработка и поддержка инициативных проектов, обучающихся и др. Кроме того, воспитание в первичном отделении РДШ как детском общественном объединении осуществляется через:утверждение и последовательную реализацию демократических процедур, дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;круглогодичную организацию в рамках мероприятий и проектов РДШ общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как ответственность, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;торжественную церемонию вступления в Российское движение школьников, которая способствует пропаганде движения, формированию у участников патриотизма и уважения к традициям;рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности РДШ, привлечения в него новых членов;поддержку и развитие в первичном отделении РДШ традиций и ритуалов Организации, формирующих у ребенка чувство общности с другими ее членами, чувство причастности к тому, что происходит в стране (реализуется посредством символики РДШ, проведения торжественной церемонии вступления в члены Организации, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра РДШ, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых первичным отделением дел). Раздел III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ3.1 Кадровое обеспечение Для кадрового потенциала образовательной организации характерна стабильность состава. Большая часть — это педагоги с огромным опытом педагогической деятельности. Профессионализм педагогических и управленческих кадров имеет решающую роль в достижении главного результата – качественного и результативного воспитания. В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов в сфере воспитания, организацию научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы ОУ и имеющихся у самих педагогов интересов. Так классные руководители в центре инновационного образования и воспитания. Педагоги регулярно повышают педагогическое мастерство через:-курсы повышения квалификации;- регулярное проведение и участие в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях;- изучение научно-методической литературы;- знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом. Ведется работа школьного методического объединения классных руководителей.Кадровый состав школы:3.2 Нормативно-методическое обеспечениеШкольные нормативно-правовые акты по вопросам воспитательной деятельности
  • Положение о Совете обучающихся
  • Положение о методическом объединении классных руководителей
  • Положение о содействии деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся), осуществляемой в ОО и незапрещенной законодательством РФ
  • Положение о внеурочной деятельности
  • Положение о спортивном клубе
  • Положение о классном руководстве
  • Положение об ученическом самоуправлении
  • Положение о предупреждении правонарушений среди обучающихся
  • Положение о Совете по профилактике правонарушений среди обучающихся
  • Положение о правилах поведения обучающихся
  • Положение о работе с одаренными детьми
  • Положение по использованию и включению в процесс обучения и воспитания государственных символов РФ»
  • Положение о первичном отделении РДШ
  • 3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностямиОсобыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:-налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;-формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;-построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;-обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности, обучающихся с особыми образовательными потребностями. В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, одарённых, с отклоняющимся поведением, созданы особые условия:3.4 Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненнойпозиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность; максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Поощрения выносятся за достижения в области творческой, интеллектуальной, общественной и спортивной деятельности. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении через сайт школы, социальные сети) проведение награждений на еженедельной общешкольной линейке);- соответствия процедур награждения укладу жизни школы, специфической символике, выработанной и существующей в укладе образовательной организации (вручение благодарностей, грамот, дипломов, поощрительных подарков производится в торжественной обстановке, на праздничных мероприятиях, возможно в присутствии родительской общественности, педагогов-наставников награждаемых);- прозрачности правил поощрения, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);- сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими награду и не получившими ее);- привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; В образовательной организации применяются следующие формы поощрения:- похвальный лист «За отличные успехи в учении»;- похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;- похвальная грамота «Лучшему классу года»;- награждение благодарностями за активное участие в конкурсах, викторинах, акциях и др.;- награждение грамотами за победу или призовое место с указанием уровня достижений обучающихся в конкурсах рисунков, плакатов, исследовательских работ, проектов, спортивных соревнованиях и т.п.- награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными письмами за хорошее воспитание детей и оказанную поддержку в проведении школьных дел. Использование всех форм поощрений их статус, акции, деятельность соответствуют укладу ОО, целям, задачам, традициям воспитания, могут согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на воспитывающую среду, взаимоотношения в об.Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фотоизделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т.д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса. Рейтинг—размещение имен обучающихся, названий групп или классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём-либо.Всеми обучающимися школы ведется портфолио. Обучающиеся собирают (накапливают) артефакты, фиксирующие и символизирующие их достижения, личностные или достижения в группе, участие в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ, участвовавших в конкурсах и т.д.).3.5 Анализ воспитательного процессаАнализ воспитательного процесса и результатов воспитания осуществляется в соответствии с планируемыми результатами воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленных соответствующими ФГОС.Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.Основные принципы самоанализа воспитательной работы:-взаимное уважение всех участников образовательных отношений; -приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями; -развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);-распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Анализ организуемой в образовательной организации воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Основные направления анализа воспитательного процесса1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:-реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;-деятельности классных руководителей и их классов;-проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;-организуемой внеурочной деятельности обучающихся;-внешкольных мероприятий; -создания и поддержки предметно-пространственной среды;-взаимодействия с родительским сообществом;-деятельности ученического самоуправления;-деятельности по профилактике и безопасности;-реализации потенциала социального партнёрства; -деятельности по профориентации обучающихся;-деятельности детских общественных объединений.Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Поможет провести анализ состояния совместной деятельности детей и взрослых анкета. (Приложение 2). Ее структура повторяет структуру программы воспитания с ее модулями. Тем, кто будет ее заполнять, предлагается оценить качество организуемой в образовательной организации совместной деятельности детей и взрослых. Заполнить анкету в конце учебного года могут директор, заместители директора, несколько педагогов, включенных в воспитательную работу, несколько родителей (действительно хорошо знающие, что происходит в школе), несколько старшеклассников. Их субъективная оценка поможет обнаружить ошибки, исправить их, видеть перспективы и стремиться к ним. Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.Приложение № 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа им.А.С.ПушкинаКАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАНВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ2023-2024 гг.п. ЗимовникиПриложение 2Анкетадля самоанализа организуемой в школесовместной деятельности детей и взрослыхОцените качество организуемой в нашей школе совместной деятельности детей и взрослых. Ваша оценка может находиться в пределах от 1 до 10 баллов. Пожалуйста, познакомьтесь с основными «крайними» характеристиками этой деятельности, а после этого обведите на каждой шкале балл, соответствующий Вашей личной оценке.