Публикации Эссе - я педагог.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эссе - я педагог.
Автор: Герц Елена Геннадьевна

Эссе - я педагог«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:– Что такое хорошо и что такое плохо?»На эти строки В. Маяковского, наверняка, любой современныйвоспитатель сказал бы: «Ох, Ваши бы слова, да Богу в уши!». Какойсчастливый был этот папа. Вот бы и нам так: подошли ребятишки, сели,спросили. Мы бы им все подробно про хорошо и плохо объяснили, и пошлибы, побежали они, золотенькие, срочно делать добрые дела.Только не получается, как в стихотворении. И программа у нас, и объемнеобходимой информации, которую необходимо впихнуть, во что бы то нистало, в их маленькие головки, и дисциплина, и узаконенный образецвоспитанника, который надо непременно создать, иначе зря работали!Мы, взрослые, много говорим, рассуждаем, решаем, как быть, какимибыть им, нашим детям. А они смотрят на нас своими чистыми, доверчивымиглазами, распахнутыми дверями своей души. А мы по ним – бабах:проблемами, кризисами... Да еще приговариваем: «Ничего! Мы выжили, нетакое еще пережили, и они выживут!!!». Выживут, конечно, побьются,помнутся, покорежатся, нарастят панцирь – и нас же потом «тем же концом,да по тому же месту»!И почему-то забываем мы, что в нашем детстве, не у всех, конечно, но убольшинства, был определенный спасительный буфер, своего рода адаптер кжизненным невзгодам. Были хорошие книжки и детские фильмы, разныеорганизации и кружки. Были бабушки, в конце концов, с их спасительнойжалостью, воркованием и сказками! Именно сказками, через которые мыпознавали способы борьбы добра со злом, методы выживания, путижизненного следования и учились выбирать добрых помощников и различатьзлых врагов.Вы можете возразить: «Хотя бабушки-сказочницы вымерли как вид, анам читать сказки детям некогда, средства к выживанию надо зарабатывать,но уж мультиков сказочных у наших детей вдоволь, и все они замечательные,нравственные. Вот один всеми любимый «Шрек» чего стоит. С виду чучело -чучелом, а сколько хорошего сделал!»А забываем при этом старую истину, что сказка сказке рознь. В старыевремена никому из взрослых даже в голову не пришло, рассказыватьребенку бытовые сатирические сказки о государственном устое идуховенстве, солдатские или, так называемые, «докучные» сказки, оперипетиях половой жизни. Хотя таковых было великое множество, но онисуществовали только для взрослых.Сейчас же происходят невероятные вещи. Взрослый «черный» юморнезаметно переселился в детские сказки. Тот же Шрек, так, походя, радиприкола, надувает ничего ему не сделавшую лягушку в воздушный шарик, аего замечательно положительная подруга, убив высокой нотой прекраснуюптичку, готовит на завтрак яичницу из содержимого ее гнезда. И т. д. и т. п.А как насыщены эти мультяшки сексуальным подтекстом! Героининаперебой блещут своими соблазнительными формами и вызывающим (еслине сказать грубее!) позами и поведением.Не поймите меня превратно, я не ханжа и не берусь здесь открыватьполемику по поводу неадекватности современных детских мультиков.Просто чуть- чуть рассуждаю о возможностях нашего взрослого воздействияна ребенка. Мы их учим! А чему? Как ни крути, получается лицемерию ивероломству.Наверное, нет воспитателя или родителя, который хотел бы вредаребенку. Ну а на самом деле? Мы говорим хорошие слова о дружбе,верности, взаимовыручке. А показываем?! Мультфильм, где герой, улыбаясь,вздыхает о друге, попавшем вместо него в смертельную ловушку: «Извини,дорогой, так получилось!». Ну и чему же мы хотим их после этого научить?!Так, что-то в своем обличении я ухожу от темыВернемся к началу. Профессия и жизненное предназначение педагога – воспитывать и обучать.Много надо потрудиться воспитателю, чтобы дать на финишедостойный продукт – выпускника ДОУ, соответствующего всем насущнымтребованиям. Соответственно и используется им множество методов,приемов, технологий, а, по-моему, давным-давно придумана самая лучшая технологиявоспитания ребенка – это воспитание сказкой. Сказка – бесценный инезаменимый помощник воспитателя. Сказка созвучна детской душе,понятна, действенна. В сказку он вживается, становится главным героем,учится и воспитывается на перипетиях сказочного сюжета.И очень жаль, что сказка, как правило, используется как обязательныйпрограммный элемент образовательной области «Чтение художественнойлитературы», ведь потенциал у нее огромный.А ведь от воспитателя зависит, чтобы сказка стала инструментоммощным, универсальным.Ведь воспитатель – самый настоящий чудодей. Только ему подвластносделать «предметно-развивающую среду» миром занимательных ипоучительных приключений.Раскрывая сказку, он дает образец поведения, прививает морально-нравственные идеалы, учит дружить и находить в себе силы для преодолениятрудностей. Сказка многогранна, жива, действенна.И не надо внушать: «Делай так, а так не делай ни в коем случае!»,ребенок сам, без прямого нравоучения, усваивает уроки сказки.И обучать со сказкой проще, при желании столько разнонаправленнойнаучной информации в сказку можно заложить, что самой не верится. Сказка– это шифр, шифр информации поколений. Большие ученые бьются надсмыслом «Курочки Рябы». Оказывается там столько всего! Начиная сдревнерусских «Вед» до современных теорий Вселенной. Недаром нашибабушки учили деток сказками да былинами! Если воспитатель расшифруетвсю заложенную в сказке информацию, то каждая из них станет для ребенканастоящим университетом жизни. Так я и придумала нанизывать знания извсяких наук на сюжет сказки, как на стержень кольца пирамидки.Получилась собственная очень действенная программа.Так, например, проигрывая сказку «Репка» дети познают азырационального хозяйствования, а вместе с Тремя Поросятамиэкспериментируют со строительным материалом и пробуют себя вархитектуре, Лиса и тетерев учат детей аргументировать просьбы ипротивостоять вредному убеждению. А с героями «Теремка» ребятишкиучатся определять жизненное пространство. История Курочки Рябы, даетпонимание ложных и истинных жизненных ценностей. Айболит раскрываетсекреты здоровья и знакомит с географией, а Баба Яга показываетнеожиданные свойства предметов и веществ. А еще сказка учит математике,развивает речь и общение, ведь в ней активно задействуются все средствакоммуникации: словесные, пространственные, мимические ипантомимические, делает окружающий мир более понятным и доступнымдетям, позволяя безболезненно освоить новую социальную роль – рольшкольника.А еще воспитатели – философы. Ребятишки с их помощью познаютзаконы мироздания во всей их постоянности, и противоречия, иизменчивости. Вот, например: что такое «Закон подлости»? И у воспитателясказка тут как тут, под рукой. Задумается малыш, вместе покумекают, и всепонятно. Такие занятия я своим воспитателям давно разработала. Думайте,рассуждайте, играйте: а пользу получат дети, мудрее станут!Сказка – это игра. Игра воображения, образов и абстракций. Ведь любаяигра – это набор условностей, мир «понарошку». Игра – это мир детства.Вот и получается у меня, что воспитатель – это человек, который умеетздорово играть в умную сказку, который и сценарист, и режиссер, ипостановщик, и декоратор. А уж актеры дети – изумительные. Толькопоруководить ими надо тонко, как сейчас модно говорить, креативно. Всеостальное сказка сама сделает, если подобрана она правильно: в нужноевремя и в нужной ситуации.Я считаю, что каждый воспитатель должен руководствоваться словамиЛ. Стрелковой: «Воспитывать и развивать только по сказкам невозможно,поскольку каждый ребенок неповторимо индивидуален; воспитывать иразвивать без сказок неразумно – никто не в силах превзойти мудростьнародов, мудрость тысячелетий; воспитывать и развивать с помощью сказок,с опорой на сказку, с учетом мирового опыта – значит не повторятьтипичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы.»