Публикации Портфолио педагога

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Портфолио педагога
Автор: Охмат Юлия Витальевна

Охмат Юлия Витальевна,Учитель начальных классов,МБОУ СОШ № 18 г. СтаврополяПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА.Аннотация. Под портфолио понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения педагога». Портфолио представляет совокупность индивидуальных достижений педагога, включает лучшие работы.Ключевые слова: профессиональное портфолио педагога, портфолио педагога, общеобразовательные организации, модернизация образования.Портфолио педагога – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности педагога. Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его воспитанников.Портфолио - индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.Основная цель портфолио – оценивание работы педагога по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки). Несмотря на различные подходы в определении понятия, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д. Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применять его и как форму представления индивидуальных достижений конкретного педагога. Именно портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, может помочь сделать этот период «прозрачным», и, следовательно, повысить общественный контроль за всем аттестационным процессом. Аттестующемуся же педагогу портфолио – независимо от его конкретной формы – существенно облегчит всю аттестационную процедуру: от рефлексии над собственными проблемами при определении ПЛП и составлении программы саморазвития до преставления результатов своей деятельности педагогическому сообществу.  Таким образом, Регулярное и системное заполнение портфолио поможет систематизировать и проанализировать работу, будет хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления и поможет эксперту зафиксировать динамику профессионального развития педагога в период между аттестациями и составить объективные суждения о профессиональной деятельности.Рекомендации по составлению портфолио.1. Начинается портфолио с титульного листа, куда заносятся личные данные, фотография, полное название муниципального образовательного учреждения. 2. При составлении портфолио учитывается принцип структурированности и логичности: собранные материалы разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются; в портфолио включается страница «Содержание», где перечисляются разделы и материалы, указаны номера страниц. 3. Распределите материалы Вашего портфолио на разделы. Методический. Публикации Отзывы Сертификаты индивидуальных достижений Результаты работы4. В портфолио вкладываются документы и материалы, отражающие достижения и результаты работы, о которых педагог написал в аттестационном заявлении.Требования к оформлению "Портфеля”.• систематичность и регулярность самомониторинга,• структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;• аккуратность и эстетичность оформления;• целостность, тематическая завершенность представленных материалов;Варианты структуры портфолио.Структура методического портфеля может быть разнообразной, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.Методический портфель может быть представлен файловой папкой.Вариант 1.• титульная страница (Ф.И.О. педагога, должность, место работы);• общие сведения о педагоге (дата рождения, образование, специальность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационный разряд, награды);• комментарий к "Портфелю”.• содержание портфеляo документы,o творческое досье,o диагностика успешности учителя,o отзывы;Комментарий к "Портфелю” должен быть вдумчивый, отражающий собственные мысли педагога в отношении его деятельности, дающий полную картину творческого роста педагога.Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, или выступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д.Документы. В этом разделе находятся официальные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения (сертификаты, дипломы, грамоты, сведения о курсах повышения квалификации и пр.)Творческое досье представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ педагога, а также описание его авторских методик, разработок, программ; основные направления его творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождение курсов повышения квалификации, карта творческого роста и др.Примерное содержание раздела:• тема самообразования и этапы ее исследования;• курсы повышения квалификации;• исследовательские работы и рефераты;• проектные работы;• творческие работы (доклады, сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий и т.д.);• авторские программы, методики;Диагностика успешности педагога. Этот раздел содержит результаты оценки и самооценки педагога:• личности педагога;• педагогической деятельности;• педагогического общения;• качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года:результаты диагностики учебно-воспитательного процесса, результаты анкетирования родителей по различным вопросам, дипломы об участии и победе в различных конкурсах и пр.)Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией школы, коллегами, родителями, а так же самоанализ деятельности педагога:• отзыв о творческой работе, выступлении на научно-практических конференциях, педагогических чтениях,методических объединениях, педсовете, семинаре, консультации и пр.• рецензия на статью;• методический бюллетень о проведенных открытых уроках;• резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.Список литературы: 1. Захарченко Е.Ю. Структура портфолио учителя / Е.Ю. Захарченко // Практика административной работы в школе. – 2006. – №8. 2. Копылова С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога / С.А. Копылова // Практика административной работы в школе. – 2006. – №8. 3. Поташник М.М. Портфолио учителя: возможная польза и возможный вред / М.М. Поташник // Народное образование. – 2009. – №6 4. Соколова Л.В. Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника системы дополнительного образования детей как форма прохождения аттестации: учебно-методическое пособие / Л.В. Соколова, А.В. Молчанова. – М.: Изд-во ГОУ «Педагогическая академия», 2012. – 91 с. 5. Соколова Л.В. Портфолио как форма прохождения аттестации профессиональной деятельности воспитателя группы продленного дня: учебно-методическое пособие / Л.В. Соколова, А.В. Молчанова, М.В. Калужская. – М.: Изд-во ГБОУ ВПО МО АСОУ, 2013. – 481 с.