Публикации Здоровьесберегающие технологии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии
Автор: Кожахметова Айтжамал Токмаиловна

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.План1. Понятие о педагогических технологиях. 2. Предпосылки возникновения здоровьесберегающих технологий. 2.1.Состояние здоровья современных детей и подростков. 2.2.Факторы, влияющие на здоровье детей школьного возраста. 2.3.Теоретические предпосылки возникновения здоровьесберегающей педагогики.3. Сущность, закономерности и принципы здоровьесберегающей педагогики. 3.1.Сущность здоровьесберегающей педагогики. 3.2. Закономерности здоровьесберегающей педагогики. 3.3. Принципы здоровьесберегающей педагогики.4. Урок с точки зрения его влияния на здоровье детей.5. Условия, необходимые для реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся.6. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. 6.1. Виды здоровьесберегающих технологий. 6.2. Формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды. Понятие о педагогических технологияхТехнология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь)Педагогическая технология – это:
  • Наука, исследующая наиболее рациональные пути обучения;
  • Система способов и принципов, применяемых в обучении;
  • Реальный процесс обучения. (Г.К.Селевко)
  • Здоровьесберегающая технология- это совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития. (Л.Ф.Тихомирова)2. Предпосылки возникновения здоровьесберегающих технологий.2.1.Состояние здоровья современных детей и подростков.По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
  • Стрессовая педагогическая тактика;
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • Провалы в существующей системе физического воспитания;
  • Интенсификация учебного процесса;
  • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
  • Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов. Качественное ухудшение здоровья школьников.
  • Лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют хроническую патологию.
  • У каждого второго сочетание нескольких хронических заболеваний.
  • Увеличение количества детей:
  • - в 2 раза - с нарушениями опорно-двигательного аппарата ;- в 2 раза – с нервными болезнями;- в 2 раза – с аллергическими заболеваниями;- в 5 раз - с близорукостью ; - у 20% школьников - заболевания органов пищеварения;- у 30% - частые простудные заболевания;- у 40% - нарушения зрения;- 20% - патология ЛОР-органов;- 80% детей страдает гиподинамией. . 2.2.Факторы, влияющие на здоровье детей школьного возраста.А) человеческий фактор – 25%;Б) экологический фактор – 25%;В) социально-педагогический фактор – 40%;Г) медицинский фактор – 10%.2.3.Теоретические предпосылки возникновения здоровьесберегающей педагогики.
  • Древняя Греция и Древний Рим :
  • Платон , Аристотель - об усилении роли физического воспитания в разностороннем развитии детей;
  • Эпоха Возрождения
  • Томазо Компанелла - о раннем физическом воспитании; Ян Амос Коменский - о природосообразности воспитания, указания родителям о воспитании здоровых детей.
  • Древняя Русь:
  • - X - XI в. «Домострой» - гигиенические требования к семейному воспитанию ; -«Поучение Владимира Мономаха детям» - о закаливании и дневном сне;
  • Дореволюционная Россия:
  • -1800 - учебное пособие «Как живет наше тело» - ориентиры на изучение собственного организма;-1823 г. – законодательный акт «Духовный регламент» - о чередовании труда и отдыха в школе;-сер XIX в. – К.И. Грум-Гржимайло - разработка режима дня школьника; П.Ф.Лесгафт – разработка системы физического воспитания детей, о важной роли движения в жизни человека; К.Д.Ушинский - о совокупности физического и нравственного совершенствования человека, о роли физиологии и психологии в педагогике;
  • Советский Союз:
  • - 40-е г. XX в. - В.В.Волков, А.А.Гжанскийо создании в школах оздоровительной атмосферы;- 70-е г. XX в. - Н.М.Амосов, В.З. Коган, В.В.Давыдов - издание методических пособий для учителей о заболеваниях и школьных неврозах;- 80-е г. XX в. – введение в учебные планы нового предмета «Этика и психология семейной жизни» (И.В.Гребенников).
  • Современная Россия:
  • Разработка самостоятельных программ по здоровьесбережению., внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий (Профессор Н.К.Смирнов, Л.Ф.Тихомирова)Первостепенная задача любого образовательного учреждения -воспитание, сохранение и.укрепление физического и нравственного здоровья школьников. Это активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.3.1.Сущность здоровьесберегающей педагогики«Здоровьесберегающая педагогика»:
  • 1)Это педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у учащихся и реализовать при проведении учебно-воспитательного процесса;
  • 2) Это образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в программах для педагогов, учащихся и родителей;
  • 3) Это область медико-психолго-педагогических знаний о построении образовательного процесса с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов.
  • Характеристика здоровьесберегающей педагогики3.2. Закономерности здоровьесберегающей педагогики.Закономерностиэто связи, которые возникают в процессе обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях и которые, в свою очередь, определяют принципы организации этих процессов.4 Закономерности:1. Взаимообусловленность образовательного процесса и сохранения здоровья. Эффективность процесса обучения и воспитания зависят от уровня здоровья учащихся, и в то же время существует обратная зависимость. 2. Чем в большей степени представлен в программе здоровьесберегающий компонент, тем выше уровень здоровья детей и ниже их заболеваемость.3. Эффективность процесса сохранения здоровья зависит от участия в нем различных социальных институтов ,служб и различных специалистов.4. Корректором педагогических решений в организации деятельности здоровьесбережения является медико-психологическая компетентность педагога , которая зависит от данных, полученных в результате анализа урока, степени его здоровьесбережения.3.3. Принципы здоровьесберегающей педагогикиПринципы – это те основные требования, которые должны предъявляться к содержанию, формам, методам деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников.
  • Принцип личностно-ориентированного и системно-деятеьлностного подхода;
  • Принцип субъектности;
  • Принцип вариативности содержания здоровьесберегающей деятельности;
  • Принцип интеграции;
  • Принцип компетентной ответственности4. Урок с точки зрения его влияния на здоровье детей.Основные требования к организации урока:
  • Каждый урок должен быть физиологичным.
  • «Минутки здоровья» .
  • Рациональная плотность урока - не менее 60 % и не более 75-80 %.
  • Чередование количества видов учебной деятельности до 4-7 и их смена через 8-10 мин.
  • Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем.
  • Развитие памяти, логического и критического мышления на любом уроке.
  • Формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся.
  • Соблюдение режима проветривания и температурного режима.
  • Решение на уроке вопросов психогигиены учебного процесса.
  • Включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся.
  • Осуществление личностно-ориентированного подхода и системно-деятельностного.
  • Сохранение и укрепление здоровья самого педагога.
  • Схема анализа урока с точки зрения его здоровьесбережения5. Условия, необходимые для реализации образовательным учреждением функции сохранения и укрепления здоровья учащихся
  • Внесение в учебные планы и программы соответствующих изменений, разработка специальных программ, позволяющих повысить информированность детей и подростков, родителей и педагогов в сфере укрепления и сохранения здоровья.
  • Обновление педагогического процесса, разработка новых методик, новых педагогических технологий.
  • Введение в преподавание личностно-ориентированного и системно-деяятельностного подхода к учащимся.
  • Организация целенаправленной внеклассной работы по формированию у учащихся основ ЗОЖ.
  • Изучение состояния здоровья учащихся, создание системы мониторинга здоровья и физического развития
  • Исследование факторов риска заболеваемости.
  • Создание благоприятный условий учебно-воспитательного процесса, благоприятного психологического климата.
  • Социально-педагогическая работа по устранению влияния неблагоприятных факторов на здоровье детей.
  • Использование комплексного подхода к организации здоровьесберегающей деятельности.
  • Грамотность и компетентность педагогов и специалистов, осуществляющих учебно-воспитательный процесс.
  • Качественное медицинское обслуживание.
  •  Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике
  • Профессиональные качества:
  • - высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры,- способность к формированию и развитию личностных креативных качеств. Педагог должен знать:
  • формирование и функционирование психических процессов,
  • состояния и свойства личности,
  • процессы обучения и воспитания, познания других людей и самопознания,
  • основы здорового образа жизни, основы здоровьесберегающих технологий,
  • способы выработки индивидуального стиля педагогической деятельности
  • Педагог должен уметь:
  • анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления,
  • владеть основами ЗОЖ,
  • устанавливать контакт с коллективом учащихся,
  • прогнозировать развитие своих учащихся,
  • моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления,
  • личным примером учить заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
  • Решение трех проблем:1. Изменение отношения учителя к себе.2. Изменение отношения учителя к учащимся. 3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления.Для педагогов. Упражнение «Пресс». Оно эффективно в начале возникновения состояния, мешающего работе. Суть: учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и связанное с ней внутреннее напряжение. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.Упражнение «Конец света» (хорошо «работает» при подготовке педагогов к аттестации). Преподавателям предлагается представить, что завтра наступит «конец света» и у них остается полдня, поэтому надо написать на бумаге, с кем необходимо встретиться и что самое важное нужно сделать. Когда вся ситуация прожита, все написано, следует посмотреть, есть ли в записях слово «аттестация». Эффект потрясающий. Разрешите предложить памятки, с помощью которых вы сможете противостоять стрессу.- Для восстановления и пополнения энергетики организма давайте выполним упражнение «Высокая энергия».Представьте ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь... проглотите ее... Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!6. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс6.1. Виды здоровьесберегающих технологий.
  • Методика «зрительных горизонтов» (для профилактики нарушения зрения).
  • Методика «двигательных траекторий» (для профилактики нарушения зрения).
  • Методика «динамических поз» (для коррекции осанки).
  • Методика «вставки о здоровье» (формирование у детей правильного отношения к своему здоровью).
  • Физкультурно-оздоровительные технологии.
  • Физическое развитие учащихся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого и плохо адаптированного.
  • Медико-оздоровительные технологии.
  • Восстановление и укрепление здоровья учащихся средствами лечебно-оздоровительной физкультуры и медицинских технологий.
  • Экологические технологии.
  • Создание для школьников оптимальных условий жизни и деятельности, гармоничных отношений с природой.
  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  • Сохранение здоровья - одно из условий сохранения жизни. 6.2. Формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды.
  • «Среда» – отрезок действительности, в связи с которым живет человек и отношения с которым являются жизненно значимыми для него.
  • «Образовательная среда» - это совокупность теоретических, практических, организационных и образовательных ресурсов, обеспечивающих:
  • -рост благополучия,-обогащение возможностей, -формирование личности, -ее развитие,- предотвращение проблем у всех участников образовательного процесса.
  • «Здоровьесберегающая среда» - это совокупность материальных и социальных условий и факторов, содержания форм и методов функционирования образовательного учреждения, направленных на всестороннее развитие учащихся в духовной, физической и нравственной гармонии.
  • Критерии здоровьесберегающей среды:
  • создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса,
  • создание нормативной базы образовательного учреждения, закрепляющей права и обязанности каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья,
  • учебно-методическое обеспечение, коррекция содержания образования,
  • организация качественного медицинского обслуживания,
  • обеспечение рационального и сбалансированного питания,
  • организация внеучебной работы, направленная на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни,
  • формирование физической культуры как фактора гармонического развития личности, применение способов укрепления физического здоровья учащихся в процессе обучения,
  • создание системы мониторинга здоровья и физического развития, исследование факторов риска заболеваемости,
  • формирование навыков здорового образа жизни,
  • использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе,
  • разработка программ, позволяющих повысить информированность детей и подростков, родителей и педагогов в сфере сохранения и укрепления здоровья.
  • Критерии эффективности здоровьесберегающей среды:Формирование понятий о ценностях здоровья на разных уроках:
  • развитие речи, чтение, ИЗО, труд в начальной школе – понятие о здоровье в узком смысле – отсутствии у человека болезней.
  • история, чтение в среднем звене – образы русских богатырей как олицетворение силы и здоровья. Понятие о нравственном здоровье.
  • этика, обществознание - представление о нормах морали, ее функциях в жизни человека и общества, о мере ответственности человека за свои поступки, о нравственных основах в личной и общественной жизни, об этической ценности здоровья.
  • СБО – знания о способах создания благоприятной бытовой среды и соблюдения правил жизни в ней.
  • География - взаимосвязь экономики государства и здоровья его граждан. –
  • физическая культура - развитие моторики, средство реабилитации, оздоровления, адаптации и терапии организма человека.
  • Естествознание - изучение строения и расположения основных органов человека, показ влияния физических нагрузок на организм и пагубное влияние вредных привычек.
  • Формирование культуры здорового образа жизни во внеурочное время под руководством классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков, факультативов.
  • Вывод:Педагогическая система формирования здорового образа жизни работает, если ученик :-усвоил основные понятия педагогики здоровьесбережения, -может применять их в соответствующих ситуациях для объяснения ценности своего здоровья и здоровья окружающих ,-предпринимает практические действия по укреплению здоровья (стал усиленно заниматься физкультурой, закаливанием организма, расширил культурные и досуговые интересы, стал более активным в общественной жизни, борется с вредными привычками).Список литературы:
  • Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. – М., 1979.
  • Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М., 1987.
  • Андрюшкина Е.Н., Рзянкина М.Ф. Здоровье детей в образовательном учреждении. Организация и контроль. – Ростов- на –Дону: Феникс, 2007.
  • Кравчук Т.А. Организация спортивно-оздоровительных развлечений в дошкольных учреждениях. – Омск: СибГАФК, 2002.
  • «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»
  • Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. Пособие для врачей. – Тюмень: «Академия», 2006.
  • Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 05.11.1997.
  • Оздоровительная гимнастика с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие / М.П. Асташина, В.П. Шульпина. – Омск: «Наука», 2008.
  • Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
  • Правильная осанка – залог красоты и здоровья. Серия «Охрана здоровья – дело общее» / А.Г. Косова. – Омск: ОмГПУ, «Наука»,2008.
  • Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах образовательных учреждений» // Официальные документы в образовании. – 2000. 1, 3, 4.
  • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  • Селевко Г.К. Мониторинг здоровья школьников. – Ярославль: ГАЦ, 1998.
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
  • Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. – Спб., 1997.
  • Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  • Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
  • Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
  • Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
  • Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147
  • Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  • Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
  • Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
  • Ильющенков В. В., Берсенева Т. А. Здоровье и образование. СПб, 1993.
  • Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе.-2005.-№5.
  • Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
  • Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.– 2005.-№2.-С.19-22.
  • Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход – основа здоровьесберегающей технологии / Ярославский педагогический вестник. – 2002. - №4.
  • Халемский Г.А. Школа – территория здоровья // Педагогика.–2005.-№3.-C.42-46.