Публикации
Здоровьесберегающие технологии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии
Автор: Кожахметова Айтжамал Токмаиловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии
Автор: Кожахметова Айтжамал Токмаиловна
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.План1. Понятие о педагогических технологиях. 2. Предпосылки возникновения здоровьесберегающих технологий. 2.1.Состояние здоровья современных детей и подростков. 2.2.Факторы, влияющие на здоровье детей школьного возраста. 2.3.Теоретические предпосылки возникновения здоровьесберегающей педагогики.3. Сущность, закономерности и принципы здоровьесберегающей педагогики. 3.1.Сущность здоровьесберегающей педагогики. 3.2. Закономерности здоровьесберегающей педагогики. 3.3. Принципы здоровьесберегающей педагогики.4. Урок с точки зрения его влияния на здоровье детей.5. Условия, необходимые для реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся.6. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. 6.1. Виды здоровьесберегающих технологий. 6.2. Формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды. Понятие о педагогических технологияхТехнология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь)Педагогическая технология – это:Наука, исследующая наиболее рациональные пути обучения; Система способов и принципов, применяемых в обучении; Реальный процесс обучения. (Г.К.Селевко) Здоровьесберегающая технология- это совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития. (Л.Ф.Тихомирова)2. Предпосылки возникновения здоровьесберегающих технологий.2.1.Состояние здоровья современных детей и подростков.По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов. Качественное ухудшение здоровья школьников. Лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют хроническую патологию. У каждого второго сочетание нескольких хронических заболеваний. Увеличение количества детей: - в 2 раза - с нарушениями опорно-двигательного аппарата ;- в 2 раза – с нервными болезнями;- в 2 раза – с аллергическими заболеваниями;- в 5 раз - с близорукостью ; - у 20% школьников - заболевания органов пищеварения;- у 30% - частые простудные заболевания;- у 40% - нарушения зрения;- 20% - патология ЛОР-органов;- 80% детей страдает гиподинамией. . 2.2.Факторы, влияющие на здоровье детей школьного возраста.А) человеческий фактор – 25%;Б) экологический фактор – 25%;В) социально-педагогический фактор – 40%;Г) медицинский фактор – 10%.2.3.Теоретические предпосылки возникновения здоровьесберегающей педагогики.Древняя Греция и Древний Рим : Платон , Аристотель - об усилении роли физического воспитания в разностороннем развитии детей;Эпоха Возрождения Томазо Компанелла - о раннем физическом воспитании; Ян Амос Коменский - о природосообразности воспитания, указания родителям о воспитании здоровых детей.Древняя Русь: - X - XI в. «Домострой» - гигиенические требования к семейному воспитанию ; -«Поучение Владимира Мономаха детям» - о закаливании и дневном сне;Дореволюционная Россия: -1800 - учебное пособие «Как живет наше тело» - ориентиры на изучение собственного организма;-1823 г. – законодательный акт «Духовный регламент» - о чередовании труда и отдыха в школе;-сер XIX в. – К.И. Грум-Гржимайло - разработка режима дня школьника; П.Ф.Лесгафт – разработка системы физического воспитания детей, о важной роли движения в жизни человека; К.Д.Ушинский - о совокупности физического и нравственного совершенствования человека, о роли физиологии и психологии в педагогике;Советский Союз: - 40-е г. XX в. - В.В.Волков, А.А.Гжанский – о создании в школах оздоровительной атмосферы;- 70-е г. XX в. - Н.М.Амосов, В.З. Коган, В.В.Давыдов - издание методических пособий для учителей о заболеваниях и школьных неврозах;- 80-е г. XX в. – введение в учебные планы нового предмета «Этика и психология семейной жизни» (И.В.Гребенников).Современная Россия: Разработка самостоятельных программ по здоровьесбережению., внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий (Профессор Н.К.Смирнов, Л.Ф.Тихомирова)Первостепенная задача любого образовательного учреждения -воспитание, сохранение и.укрепление физического и нравственного здоровья школьников. Это активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.3.1.Сущность здоровьесберегающей педагогики«Здоровьесберегающая педагогика»: 1)Это педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у учащихся и реализовать при проведении учебно-воспитательного процесса; 2) Это образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в программах для педагогов, учащихся и родителей; 3) Это область медико-психолго-педагогических знаний о построении образовательного процесса с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов. Характеристика здоровьесберегающей педагогики3.2. Закономерности здоровьесберегающей педагогики.Закономерности– это связи, которые возникают в процессе обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях и которые, в свою очередь, определяют принципы организации этих процессов.4 Закономерности:1. Взаимообусловленность образовательного процесса и сохранения здоровья. Эффективность процесса обучения и воспитания зависят от уровня здоровья учащихся, и в то же время существует обратная зависимость. 2. Чем в большей степени представлен в программе здоровьесберегающий компонент, тем выше уровень здоровья детей и ниже их заболеваемость.3. Эффективность процесса сохранения здоровья зависит от участия в нем различных социальных институтов ,служб и различных специалистов.4. Корректором педагогических решений в организации деятельности здоровьесбережения является медико-психологическая компетентность педагога , которая зависит от данных, полученных в результате анализа урока, степени его здоровьесбережения.3.3. Принципы здоровьесберегающей педагогикиПринципы – это те основные требования, которые должны предъявляться к содержанию, формам, методам деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников.Принцип личностно-ориентированного и системно-деятеьлностного подхода; Принцип субъектности; Принцип вариативности содержания здоровьесберегающей деятельности; Принцип интеграции; Принцип компетентной ответственности4. Урок с точки зрения его влияния на здоровье детей.Основные требования к организации урока:Каждый урок должен быть физиологичным. «Минутки здоровья» . Рациональная плотность урока - не менее 60 % и не более 75-80 %. Чередование количества видов учебной деятельности до 4-7 и их смена через 8-10 мин. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем. Развитие памяти, логического и критического мышления на любом уроке. Формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся. Соблюдение режима проветривания и температурного режима. Решение на уроке вопросов психогигиены учебного процесса. Включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся. Осуществление личностно-ориентированного подхода и системно-деятельностного. Сохранение и укрепление здоровья самого педагога. Схема анализа урока с точки зрения его здоровьесбережения5. Условия, необходимые для реализации образовательным учреждением функции сохранения и укрепления здоровья учащихсяВнесение в учебные планы и программы соответствующих изменений, разработка специальных программ, позволяющих повысить информированность детей и подростков, родителей и педагогов в сфере укрепления и сохранения здоровья. Обновление педагогического процесса, разработка новых методик, новых педагогических технологий. Введение в преподавание личностно-ориентированного и системно-деяятельностного подхода к учащимся. Организация целенаправленной внеклассной работы по формированию у учащихся основ ЗОЖ. Изучение состояния здоровья учащихся, создание системы мониторинга здоровья и физического развитияИсследование факторов риска заболеваемости. Создание благоприятный условий учебно-воспитательного процесса, благоприятного психологического климата. Социально-педагогическая работа по устранению влияния неблагоприятных факторов на здоровье детей. Использование комплексного подхода к организации здоровьесберегающей деятельности. Грамотность и компетентность педагогов и специалистов, осуществляющих учебно-воспитательный процесс. Качественное медицинское обслуживание. Роль педагога в здоровьесберегающей педагогикеПрофессиональные качества: - высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры,- способность к формированию и развитию личностных креативных качеств. Педагог должен знать:формирование и функционирование психических процессов, состояния и свойства личности, процессы обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, основы здорового образа жизни, основы здоровьесберегающих технологий, способы выработки индивидуального стиля педагогической деятельности Педагог должен уметь:анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления, владеть основами ЗОЖ, устанавливать контакт с коллективом учащихся, прогнозировать развитие своих учащихся, моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления, личным примером учить заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Решение трех проблем:1. Изменение отношения учителя к себе.2. Изменение отношения учителя к учащимся. 3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления.Для педагогов. Упражнение «Пресс». Оно эффективно в начале возникновения состояния, мешающего работе. Суть: учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и связанное с ней внутреннее напряжение. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.Упражнение «Конец света» (хорошо «работает» при подготовке педагогов к аттестации). Преподавателям предлагается представить, что завтра наступит «конец света» и у них остается полдня, поэтому надо написать на бумаге, с кем необходимо встретиться и что самое важное нужно сделать. Когда вся ситуация прожита, все написано, следует посмотреть, есть ли в записях слово «аттестация». Эффект потрясающий. Разрешите предложить памятки, с помощью которых вы сможете противостоять стрессу.- Для восстановления и пополнения энергетики организма давайте выполним упражнение «Высокая энергия».Представьте ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь... проглотите ее... Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!6. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс6.1. Виды здоровьесберегающих технологий.Методика «зрительных горизонтов» (для профилактики нарушения зрения). Методика «двигательных траекторий» (для профилактики нарушения зрения). Методика «динамических поз» (для коррекции осанки). Методика «вставки о здоровье» (формирование у детей правильного отношения к своему здоровью). Физкультурно-оздоровительные технологии. Физическое развитие учащихся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого и плохо адаптированного.Медико-оздоровительные технологии. Восстановление и укрепление здоровья учащихся средствами лечебно-оздоровительной физкультуры и медицинских технологий.Экологические технологии. Создание для школьников оптимальных условий жизни и деятельности, гармоничных отношений с природой.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Сохранение здоровья - одно из условий сохранения жизни. 6.2. Формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды. «Среда» – отрезок действительности, в связи с которым живет человек и отношения с которым являются жизненно значимыми для него. «Образовательная среда» - это совокупность теоретических, практических, организационных и образовательных ресурсов, обеспечивающих: -рост благополучия,-обогащение возможностей, -формирование личности, -ее развитие,- предотвращение проблем у всех участников образовательного процесса.«Здоровьесберегающая среда» - это совокупность материальных и социальных условий и факторов, содержания форм и методов функционирования образовательного учреждения, направленных на всестороннее развитие учащихся в духовной, физической и нравственной гармонии. Критерии здоровьесберегающей среды:создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, создание нормативной базы образовательного учреждения, закрепляющей права и обязанности каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья, учебно-методическое обеспечение, коррекция содержания образования, организация качественного медицинского обслуживания, обеспечение рационального и сбалансированного питания, организация внеучебной работы, направленная на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, формирование физической культуры как фактора гармонического развития личности, применение способов укрепления физического здоровья учащихся в процессе обучения, создание системы мониторинга здоровья и физического развития, исследование факторов риска заболеваемости, формирование навыков здорового образа жизни, использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, разработка программ, позволяющих повысить информированность детей и подростков, родителей и педагогов в сфере сохранения и укрепления здоровья. Критерии эффективности здоровьесберегающей среды:Формирование понятий о ценностях здоровья на разных уроках:развитие речи, чтение, ИЗО, труд в начальной школе – понятие о здоровье в узком смысле – отсутствии у человека болезней. история, чтение в среднем звене – образы русских богатырей как олицетворение силы и здоровья. Понятие о нравственном здоровье. этика, обществознание - представление о нормах морали, ее функциях в жизни человека и общества, о мере ответственности человека за свои поступки, о нравственных основах в личной и общественной жизни, об этической ценности здоровья. СБО – знания о способах создания благоприятной бытовой среды и соблюдения правил жизни в ней. География - взаимосвязь экономики государства и здоровья его граждан. – физическая культура - развитие моторики, средство реабилитации, оздоровления, адаптации и терапии организма человека. Естествознание - изучение строения и расположения основных органов человека, показ влияния физических нагрузок на организм и пагубное влияние вредных привычек. Формирование культуры здорового образа жизни во внеурочное время под руководством классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков, факультативов. Вывод:Педагогическая система формирования здорового образа жизни работает, если ученик :-усвоил основные понятия педагогики здоровьесбережения, -может применять их в соответствующих ситуациях для объяснения ценности своего здоровья и здоровья окружающих ,-предпринимает практические действия по укреплению здоровья (стал усиленно заниматься физкультурой, закаливанием организма, расширил культурные и досуговые интересы, стал более активным в общественной жизни, борется с вредными привычками).Список литературы:Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. – М., 1979. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М., 1987. Андрюшкина Е.Н., Рзянкина М.Ф. Здоровье детей в образовательном учреждении. Организация и контроль. – Ростов- на –Дону: Феникс, 2007. Кравчук Т.А. Организация спортивно-оздоровительных развлечений в дошкольных учреждениях. – Омск: СибГАФК, 2002. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. Пособие для врачей. – Тюмень: «Академия», 2006. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 05.11.1997. Оздоровительная гимнастика с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие / М.П. Асташина, В.П. Шульпина. – Омск: «Наука», 2008. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Правильная осанка – залог красоты и здоровья. Серия «Охрана здоровья – дело общее» / А.Г. Косова. – Омск: ОмГПУ, «Наука»,2008. Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах образовательных учреждений» // Официальные документы в образовании. – 2000. 1, 3, 4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Селевко Г.К. Мониторинг здоровья школьников. – Ярославль: ГАЦ, 1998. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. – Спб., 1997. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление). Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская). Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147 Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10. Ильющенков В. В., Берсенева Т. А. Здоровье и образование. СПб, 1993. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе.-2005.-№5. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.– 2005.-№2.-С.19-22. Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход – основа здоровьесберегающей технологии / Ярославский педагогический вестник. – 2002. - №4. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья // Педагогика.–2005.-№3.-C.42-46.