Публикации Почему не каждому даётся грамота.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Почему не каждому даётся грамота.
Автор: Карташова Ольга Николаевна

Почему не каждому дается грамота?С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком и чтением, хотя хорошо справляются с математикой. Дети допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких по звучанию звуков: «б-п», «г-к», «д-т». Такие стойкие нарушения мы, логопеды, называем ДИСЛЕКСИЕЙ. ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. В письменных работах таких детей часто встречаются специфические ошибки, например, пропуски букв и слогов, недописывание окончаний слов, внесение лишних букв, перестановки букв, смешение букв или элементов и т.д. Выполненные упражнения, диктанты содержат большое количество грамматических ошибок. Дети не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них неразборчивый и некрасивый почерк. Такие нарушения называются ДИСГРАФИЕЙ. Дети без всякого удовольствия посещают уроки русского языка. У них развивается чувство собственной неуверенности, появляется состояние дискомфорта на уроках. В нашей школе у 10-13% второклассников встречаются различные нарушения чтения и письма.Часто родители объясняют наличие подобных ошибок неумением или нежеланием сосредоточиться, рассеянностью, недостаточным вниманием, небрежным отношением к работе, леностью.Чтобы понять механизм развития дислексии, дисграфии необходимо познакомиться с различными видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? В совершенстве овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”, “чашка–Сашка”. Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Кто способен научить ребенка читать и писать?Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда. Нами занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно мы, логопеды, прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов.Следует знать, что дислексия и дисграфия – это состояния, для устранения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.А родители, в свою очередь, должны выполнять рекомендации учителя-логопеда, поддерживать тесную связь с ним, контролировать посещение ребенком занятий.Очень обидно, когда ребенок говорит: «Мама сказала, что тебе там делать нечего». Уважаемые родители, логопед занимается не только коррекцией звукопроизношения, но и еще работает над такими серьезными нарушениями как дислексия и дисграфия.Я призываю родителей, чьи дети имеют затруднения на уроках чтения и письма, не пренебрегать занятиями с логопедом, относится серьезней к посещению ребенком коррекционных занятий.Учитель-логопед: Ольга Николаевна Карташова