Публикации
«Инновационные технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Инновационные технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Автор: Анешкина Екатерина Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Инновационные технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Автор: Анешкина Екатерина Алексеевна
Тема: «Инновационные технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»Цель: создание условий инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: ведрение инновационных технологий для повышения профессиональной культуры педагогов;создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного процесса; Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв). Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является развитие образовательного процесса. К числу современных образовательных технологий можно отнести:здоровьесберегающие технологии; технологии проектного обчения; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология игрового обучения; технология проблемного обучения; технология развивающего обучения; информационные технологии; игровая технология технология «ТРИЗ» и др. Сегодня мы расмотрим несколько типов технологий. Вовремя анализа занятий определите, какие технологии использованы?Технология информационного обучения опирается на принцип активизации ребенка в обучении и определяется ведущей ролью педагога. Он берет на себя роль «информатора», передающего знания детям (это может быть и словесная инструкция к деятельности или прямое включение ребенка в деятельность «делай как я») Структура этой технологии выглядит следующим образом: цель, рассказ, задание на воспроизведение знаний либо задача, деятельность (совместно с педагогом) и результат. Особенности данной технологии:- руководящая роль педагога;- включение детей по инструкции педагога;- понимание детьми информации педагога.Технологии игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды. Игровые технологии —являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Структура данной технологии следуюшая: игровая задача, правила, деятельность и результат. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и ученья. Особенности игровой технологии: свободная развивающая деятельность (она возникает по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса деятельности); творческий характер деятельности (ребенок импровизирует); эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувства, эмоциональные переживания). Технологии проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную деятельность детей по их разрешению, в результате чего ребенок получает знания.Структурные компоненты данной технологии:проблемация информации (удивление, любопытство ребенка); активная деятельность ребенка; связь обучения с жизнью, игрой и трудом; исследовательский характер познания. Технологии проектного обучения это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослых, детей над определённой практической темой. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий)Информационно-компьютерные технологии активно используются как в воспитательно-образовательной, так и в методической работе дошкольного образовательного учреждения. Такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.Педагогам – активным пользователям интернета компьютер помогает получить дополнительную информацию, которой нет в печатном виде, а также разнообразить иллюстративный материал при подборе наглядного материала к занятиям.По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;Несет в себе новый тип информаций, понятный дошкольникам;Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;Предоставляет возможность индивидуализации обучения;Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.Познавательно-исследовательская деятельностьРазвитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности, как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Например: в ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами детей младшей группы воспитатель проводит с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. «Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю», так сказал еще много веков назад Конфуций.Метод исследовательского обучения надо понимать как обучение, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:1) ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные решения;2) проверяет эти возможные решения, исходя из данных;3) делает выводы в соответствии с результатами проверки;4) применяет выводы к новым данным;5) делает обобщения.Технология развивающего обученияВ традиционном обучении система понятий задается для усвоения через формулировку этих понятий, их определения. Поэтому существует жесткий перечень того, что должен знать ученик. В развивающем обучении научные понятия существуют в легком варианте – способе действий.Ребенком должен быть освоен этот способ, его основание, умение построить данное действие, обосновать, доказать его. Поэтому в развивающем обучении нежелательно и, по-видимому, невозможно задавать готовые определения. Формулировка понятия – это тот результат, к которому нужно прийти в конечном итоге, в результате анализа.Изменение в содержании приводят и к существенному изменению в методах обучения.Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В развивающем обучении, предметом которого является не способ действия, а принцип, этот метод не пригоден по той причине, что принцип, в отличие от способа, нельзя продемонстрировать. Выяснение принципа возможно только в результате самостоятельного анализа действия, ситуации, условий и обобщения тех объективных связей, на которые опирается данный способ.Личностно-ориентированные технологииЛичностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими.Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.Технология сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Воспитатель и ребенок совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.Итак, все вышеизложенные технологии в первую очередь направлены на повышение качества образования. Однако само понятие «качество образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника:Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе:- обучение без утомления;- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;- успешность обучения;- поддержание желания учиться;- обеспечение возможности поступления в престижную школу;- обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография).Для воспитателей – это прежде всего положительная оценка ихуспешности руководителями ДОУ и родителями:- успешное выполнение ими всех учебных программ;- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;- поддержание интереса детей к учебному процессу;- успешное развитие детей в процессе их обучения;- сохранение психического и физического здоровья детей;- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.