Публикации Игра как метод развития волевых качеств

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра как метод развития волевых качеств
Автор: Елена Геннадьевна Стрельникова

Игра как метод развития волевых качествСтарший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в старшем дошкольном возрасте имеет огромное развивающее значение. Воспитательный потенциал игры и ее влияние на развитие детской личности особенно, ярко обнаруживают себя при тщательном изучении и использовании скрытых игровых механизмов. В процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая наиболее общая наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: "Хочу играть!" Вторая цель это и есть собственно игровая задача, т.е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Она существует в виде требования "надо": "Надо играть так, а не иначе!" Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, что по сути своей составляет творчество и одновременно выдвигает третий постулат "Могу!" С помощью такой трехступенчатой мотивации "хочу! надо! могу!" игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляет основной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.Как замечала Л.И. Божович: «Следовательно, игра важна для развития воли уже тем, что воспитывает у ребенка способность к самопринуждению. Не менее важным для формирования воли является и то, что, подчиняясь в игре определенным правилам, дети испытывают удовлетворение и радость, а это, в свою очередь, накладывает светлый эмоциональный отпечаток на сами эти правила, требования и нормы, что необходимо для формирования не только, нравственных знаний, но и нравственных чувств». [3]Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.Игра направлена на овладение умением пользоваться предметами действительности, формирование межличностных отношении. Можно сказать, что игра это метод познания действительности.Надо отметить, каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть:а) игра по правилам или с правилами;б) коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;в) в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;г) в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).Рассмотрим проявление волевых качеств с примерами игр.Признаками выдержки являются: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях; умение держать себя в конфликтных ситуациях; умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении; умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке. («Бедная киска», «Ха-ха-ха», «Если любишь меня, улыбнись!», «Конкурс злобных попугаев», «Смеющийся мяч»);Признаками самообладания являются: контроль за собой и своим поведением, сдерживание мгновенных импульсов, устойчивость к возникающим ситуациям. («Рыбалка», «Конкурс одноножек», «Портрет», «Это мой нос»Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке. Настойчивость характеризуется умением личности мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. («Перо вверх», «Конкурс одноножек», «Это мой нос»);Признаками целеустремленности являются: умение определять цель, активно продвигаться в ее достижение, не отвлекаться на посторонние предметы. («Конкурс одноножек», «Портрет», «Конкурс злобных попугаев»);Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели. («Перо вверх», «Я пошел в город»);Признаками организованности являются: умение планировать свою деятельность, следовать определенному порядку. («Шарфики», «Смеющийся мяч»);Признаками инициативности являются: желание действовать самостоятельно, умение замечать возможности и пользоваться ими. («Я пошел в город», «Если любишь меня, улыбнись!»).Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка; выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во врем эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной обстановке. В играх на развитие решительности определяется время между сигналом воспитателя к началу выполнения задания и собственно началом ее выполнения. («Рыбалка»)Итак, игра в дошкольном возрасте занимает значительное место. Этот вид деятельности носит не только развлекательный характер, но также развивает все личностные структуры, в том числе и волевые.В дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Вследствие этого развивается и волевая сфера личности. Воля представляет собой способность человека, проявляющуюся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.Базис волевых качеств закладывается именно в дошкольном возрасте, а они занимают существенную проблему развития личности, определяют ответственность дошкольника за его успешность в будущем. В процессе исследования были выделены методы формирования волевых качеств личности. Это метод формирования сознания, метод формирования поведения, метод стимулирования. Использование этих методов в совокупности дадут наилучший результат в воспитании волевых качеств.Особо подробно была рассмотрена игра как способ развития данных качеств. Являясь ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте, игра естественным путем способствует личностному развитию.Таки образом, в результате исследования мы выяснили, что в дошкольном возрасте закладываются основы для формирования таких волевых качеств, как инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, организованность. Овладение данными волевыми качествами поможет ребёнку в дальнейшем при поступлении в школу, поможет стать дисциплинированным на уроке, эффективно и своевременно справляться со всеми учебными заданиями. Игры способствуют формированию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста, в интересной и очень доступной форме. В итоге исследования цель достигнута, поставленные в начале задачи выполнены, гипотеза подтверждена.