Публикации
Игра как метод развития волевых качеств
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра как метод развития волевых качеств
Автор: Елена Геннадьевна Стрельникова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра как метод развития волевых качеств
Автор: Елена Геннадьевна Стрельникова
Игра как метод развития волевых качествСтарший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в старшем дошкольном возрасте имеет огромное развивающее значение. Воспитательный потенциал игры и ее влияние на развитие детской личности особенно, ярко обнаруживают себя при тщательном изучении и использовании скрытых игровых механизмов. В процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая – наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: "Хочу играть!" Вторая цель – это и есть собственно игровая задача, т.е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Она существует в виде требования "надо": "Надо играть так, а не иначе!" Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, что по сути своей составляет творчество и одновременно выдвигает третий постулат – "Могу!" С помощью такой трехступенчатой мотивации "хочу! – надо! – могу!" игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляет основной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.Как замечала Л.И. Божович: «Следовательно, игра важна для развития воли уже тем, что воспитывает у ребенка способность к самопринуждению. Не менее важным для формирования воли является и то, что, подчиняясь в игре определенным правилам, дети испытывают удовлетворение и радость, а это, в свою очередь, накладывает светлый эмоциональный отпечаток на сами эти правила, требования и нормы, что необходимо для формирования не только, нравственных знаний, но и нравственных чувств». [3]Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.Игра направлена на овладение умением пользоваться предметами действительности, формирование межличностных отношении. Можно сказать, что игра – это метод познания действительности.Надо отметить, каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть:а) игра по правилам или с правилами;б) коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;в) в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;г) в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).Рассмотрим проявление волевых качеств с примерами игр.Признаками выдержки являются: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях; умение держать себя в конфликтных ситуациях; умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении; умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке. («Бедная киска», «Ха-ха-ха», «Если любишь меня, улыбнись!», «Конкурс злобных попугаев», «Смеющийся мяч»);Признаками самообладания являются: контроль за собой и своим поведением, сдерживание мгновенных импульсов, устойчивость к возникающим ситуациям. («Рыбалка», «Конкурс одноножек», «Портрет», «Это мой нос»Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке. Настойчивость характеризуется умением личности мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. («Перо вверх», «Конкурс одноножек», «Это мой нос»);Признаками целеустремленности являются: умение определять цель, активно продвигаться в ее достижение, не отвлекаться на посторонние предметы. («Конкурс одноножек», «Портрет», «Конкурс злобных попугаев»);Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели. («Перо вверх», «Я пошел в город»);Признаками организованности являются: умение планировать свою деятельность, следовать определенному порядку. («Шарфики», «Смеющийся мяч»);Признаками инициативности являются: желание действовать самостоятельно, умение замечать возможности и пользоваться ими. («Я пошел в город», «Если любишь меня, улыбнись!»).Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка; выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во врем эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной обстановке. В играх на развитие решительности определяется время между сигналом воспитателя к началу выполнения задания и собственно началом ее выполнения. («Рыбалка»)Итак, игра в дошкольном возрасте занимает значительное место. Этот вид деятельности носит не только развлекательный характер, но также развивает все личностные структуры, в том числе и волевые.В дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Вследствие этого развивается и волевая сфера личности. Воля представляет собой способность человека, проявляющуюся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.Базис волевых качеств закладывается именно в дошкольном возрасте, а они занимают существенную проблему развития личности, определяют ответственность дошкольника за его успешность в будущем. В процессе исследования были выделены методы формирования волевых качеств личности. Это метод формирования сознания, метод формирования поведения, метод стимулирования. Использование этих методов в совокупности дадут наилучший результат в воспитании волевых качеств.Особо подробно была рассмотрена игра как способ развития данных качеств. Являясь ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте, игра естественным путем способствует личностному развитию.Таки образом, в результате исследования мы выяснили, что в дошкольном возрасте закладываются основы для формирования таких волевых качеств, как инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, организованность. Овладение данными волевыми качествами поможет ребёнку в дальнейшем при поступлении в школу, поможет стать дисциплинированным на уроке, эффективно и своевременно справляться со всеми учебными заданиями. Игры способствуют формированию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста, в интересной и очень доступной форме. В итоге исследования цель достигнута, поставленные в начале задачи выполнены, гипотеза подтверждена.