Публикации Эталонная модель ключевых компетентностей педагога.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эталонная модель ключевых компетентностей педагога.
Автор: Алла Андреевна Цепляева

Эталонная модель ключевых компетентностей педагога.Цепляева Алла Андреевна,учитель начальных классовАннотация. Статья направлена на разработку модели компетенций современного педагога. В ней были выделены следующие блоки компетенций: общепрофессиональные компетенции, включающие в себя психолого-педагогические, нормативно-правовые и рефлексивные компетенции и специальные компетенции, предполагающие наличие предметных, методических и воспитательных компетенций. В статье отмечается, что для эффективного осуществления педагогической деятельности важно сочетание всех указанных в модели компетенций. Ключевые слова: модель, учитель, алгоритм, компетенции. Американский психолог Малкольм Ноулз в своем труде «Андрагогика против педагогики» сформулировал требования к результатам обучения. Собственно, он считал, что главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые будут способны применять свои знания в постоянно меняющихся условиях, чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей жизни. Это и является целью. В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в соответствующей сфере его деятельности"К сожалению, нужно признать, что уровень подготовки некоторых педагогов сегодня не в полной мере соответствует требованиям современной жизни. Среди педагогов можно наблюдать:
  • Низкий уровень интереса к своей профессии;
  • Невладение педагогическими технологиями;
  • Недостаточность знаний о психологическом развитии человека;
  • Неумение работать в команде или организовывать;
  • Безразличие к инновациям;
  • Синдром эмоционального и профессионального выгорания и т.д.
  • Можно сказать , что единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению своих профессиональных функций характеризуется его компетентностью.Мы рассуждаем с вами о компетентности, не будем путать с компетенцией Давайте разграничим эти понятия :Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности .Компетенция- круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен или круг чьих либо полномочий, прав. Проще говоря:Компетенции – это требования.Компетентность – это проявление этих требований.В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:
  • Специальную компетентность в преподаваемой дисциплине (знания по предмету, квалификация, опыт,)
  • Методическая компетентность (применение различных методов обучения, знание дидактических методов и приемов, знание психологических механизмов усвоения знаний )
  • Психолого – педагогическая компетентность в сфере обучения
  • (умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществление индивидуальной работы с учащимися, знание возрастной психологии, умение пробуждать интерес к предмету )
  • Дифференциально – психологическая компетентность (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей)
  • Рефлексия педагогической деятельности (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть недоработки в своей работе, желание самосовершенствоваться)
  • Для того, чтобы добиться хороших результатов, нужно постоянно изучать свои достоинства и недостатки, формировать в себе постоянное профессиональное и личностное развитие. Профессия педагога имеет свою специфику – работа с человеком, а значит, его собственная личность является сильнейшим рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем лучше профессиональный результат. В профессии педагога самообразование является необходимым условием профессиональной деятельности .Так кто же он - компетентный педагог? Модель современного учителя.Несомненно, можно выделить следующие качества современного компетентного учителя:
  • Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью
  • Трудолюбие, честность, порядочность
  • Эмоциональность, оптимизм
  • Выразительность речи, педагогический такт
  • Творческое начало личности
  • Организаторские способности
  • Настойчивость, дисциплинированность
  • Сейчас в системе образования происходят перемены, переход от традиционного учителя к новому образу: учитель - исследователь, консультант, воспитатель, организатор. В компетентностную модель современного учителя можно включить следующие элементы:
  • Ценности, принципы и цели.
  • Профессиональные качества.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические методы, способы и технологии.
  • Профессиональные позиции.
  • Под ценностями понимаются суждения, идеи, которые осознаны учителем и в сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности. К профессиональным качествам можно отнести доброжелательность и заинтересованность в отношении к учащимся; готовность принять конструктивную критику от коллег, осуществляя коррективы в своей деятельности; наличие собственного взгляда на социальную ситуацию и окружающий мир, понимание людей, имеющих другие ценности, интересы, способности; наличие собственной позиции и манеры обучения; осознание ответственности за результат. Ключевые компетенции будущего учителя определяются федеральным государственным образовательным стандартом  и заключаются в умении организовать такую образовательную и развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ученика. К ключевым компетенциям относятся:
  • умение учиться вместе с учениками
  • умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, подмечать их склонности
  • умение мотивировать учащихся
  • умение сценарировать учебный процесс , вести занятия в форме диалога и дискуссии
  • владеть проектным и исследовательским мышлением
  • умело использовать систему оценивания
  • владеть компьютерными технологиями и т.д.
  • Учитель должен прежде всего создавать развивающуюся среду для обучающихся: поощрять за попытки выполнить что-то самостоятельно, демонстрировать заинтересованность в успехе учащегося, побуждать к постановке более трудных (но реалистических) целей, создавать разные формы мотивации, позволять строить свою индивидуальную точку зрения, учить задавать вопросы, выслушивать и высказывать своё мнение, использовать систему оценивание и проводить рефлексию. В педагогической деятельности используются все возможные методы,способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них можно выделить технологию « критического мышления», проектно - исследовательский метод, организацию разнообразных форм диалога и дискуссий, а также метод формирования понятий. Все указанные методы отражают принципиально новый подход к обучению , в результате которого учащийся может пробрести знание (знание как понятие или компетенция, а не информация) лишь в процессе его порождения. Основные профессиональные позиции учителя (только занимая подобные позиции, учитель может создавать для учащихся развивающую образовательную среду): организатор деятельности, консультант, помощник,организатор рефлексии, эксперт, партнер. Можно сказать, что компетентность учителя – это синтез профессионализма, творчества и искусства. Именно учитель является организатором такой образовательной и развивающей среды, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, чтобы оно мотивировало к более высоким достижениям и интеллектуальному росту.Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает.Литература:1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51–55. 2. Гильмеева Р.Х. Профессионализм учителя в социологическом измерении / Р.Х. Гильмеева // Социологические исследования. - 1998. - № 11. - С. 72-79. 3. Масалимова А.Р. Модель компетенций современного наставника / А.Р. Масалимова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 4(3). - С. 104-109. 4. Сергеев Н.К., Борытко Н.М. Концепция и технологии подготовки учителя – воспитателя в системе непрерывного педагогического образования / Н.К. Сергеев, Н.М. Борытко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - № 9(94). - С. 31-39. 5. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Инновационные технологии в подготовке педагогов профессионального обучения / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Дидактика профессиональной школы: сборник статей. - Казань, 2013. - С. 30-37. 6. Мухаметзянова Ф.Ш. Региональная система подготовки специалиста социальной сферы (На примере Республики Татарстан): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Мухаметзянова Фарида Шамилевна. - Казань, 2002. - 468 c. 7. Шайхутдинова Г.А. Особенности подготовки педагога профессионального обучения для начального и среднего профессионального образования в регионе / Г.А. Шайхутдинова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 5. - С. 89-91.