Публикации Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну знаний"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну знаний"
Автор: Самойлова Анастасия Рафаиловна

Конспект НОД по познавательному развитиюТема: "Путешествие в страну знаний" в подготовительной группеАвтор – составитель: Самойлова Анастасия Рафаиловна, воспитатель первой категории МБДОУ «Детский сад №23» г. Артем Приморский край. Конспект занятия составлен в виде игры – путешествия для детей 6-7 лет. Материал занятия будет интересен воспитателям детских садов и учителям младших классов школ. Задачи интегрируемых образовательных областей:Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей:
  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Социально – коммуникативное развитие»,
  • «Физическое развитие»,
  • «Художественно - эстетическое развитие».
  • Виды деятельности:
  • Познавательная
  • Двигательная
  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Продуктивная
  • Цель: 
  • Обобщение знаний детей, полученных в течение года.
  • Область «Познавательное развитие»:Обучающие задачи:
  • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • Закреплять умение писать графические диктанты;
  • Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10,
  • (называть предыдущее и последующее число);
  • Продолжать учить составлять арифметические задачи:
  • учить выделять основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ);
  • Совершенствовать навыки детей пользоваться знаками действия;
  • Развивать глазомер, зрительную память, внимание;
  • Закреплять название города, в котором живём;
  • Закреплять знания детей о государственных символах РФ:
  • (гимне, флаге, гербе);
  • Добиваться полных ответов на вопросы;
  • Формировать познавательные интересы;
  • Обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
  • Развивающие задачи:
  • Развивать умение решать простые математические задачи;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Развивать смекалку, внимание, зрительную память, воображение, фонематический слух, восприятие, словесно-логическое мышление;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Воспитательные задачи:
  • Воспитывать любознательность, желание учиться;
  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки;
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Область «Речевое развитие»:
  • Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы;
  • Совершенствовать фонематическое восприятие, упражнять в умении определять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки;
  • Уточнять понятия «звук» и «буква»;
  • Закреплять умение вставлять пропущенную в слове букву;
  • Закреплять умение проводить звуковой анализ, умение читать простые слова, продолжать работу по развитию речи;
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
  • Область «Социально – коммуникативное развитие»:
  • Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию;
  • Развивать сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, чувство сопереживания, сочувствия.
  • Область «Физическое развитие»:
  • Продолжать развивать двигательную активность детей, используя здоровьесберегающие технологии.
  • Область «Художественно-эстетическое развитие»:
  • Развивать слуховое восприятие, творческое воображение, чувство ритма;
  • Способствовать формированию умения координировать движения с речью.
  • Предварительная работа с детьми:
  • Разучивание физ. минуток;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Решение логических и конструктивных задач;
  • Проведение дидактических игр: «назови соседей», «сосчитай сколько», «найди отгадку»; «составь и реши задачу»;
  • Подготовка демонстрационного материала.
  • Методические приёмы:
  • Игровой (использование сюрпризных моментов);
  • Наглядный (использование иллюстрации, слайдов);
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
  • Поощрение;
  • Дифференцированный анализ занятия.
  • Инновационные технологии: 
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • Информационно – коммуникативные технологии.
  • Словарная работа:
  • Пополнять и активизировать словарь;
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи;
  • Формировать умение согласовывать слова в предложении;
  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Оборудование:
  • Авторская мультимедийная презентация;
  • Проектор;
  • Компьютер;
  • Экран;
  • Музыкальное сопровождение НОД на электронном носителе;
  • Запись песни В. Шаинского: «Чему учат в школе»;
  • Магнитная доска.
  • Демонстрационный материал:
  • Указка;
  • Слайды презентации.
  • Раздаточный материал:
  • Листы бумаги с заданием для графического диктанта;
  • Простые карандаши;
  • Карточки – вагоны с цифрами, цифры (Д/и: «Найди соседей числа»)
  • Ход занятияОрганизационный моментПРЕЗЕНТАЦИЯ №1 (дети)Воспитатель:- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости!Доброе слово лечит,Спешите творить добро!Добро – богатство человека,И платят добром за добро!Дарите добро соседям,И другу его подари,Волшебное слово вернется,Как солнечный лучик зари!Улыбнёмся друг другу и нашим гостям.Воспитатель:- Ребята, а какие вы знаете добрые слова? Дети: -Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, добрый день, добрый вечер...Воспитатель1:- Ребята, сейчас вы ходите в детский сад и вас называют дошкольниками, но совсем скоро пойдете в школу и вас станут называть …? Дети: - Школьниками, учениками.Воспитатель:- Правильно, а как вы думаете, вы готовы пойти в школу?Дети: - ДаВоспитатель:- Сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие в необыкновенную страну, которую вы не найдёте ни на одной карте мира, в ней очень много неизведанных материков, необитаемых островов и удивительных морей. В этой стране можно совершить много открытий. Эта страна приглашает в гости внимательных, любознательных и дружных детей. Но на пути нам встретятся испытания и сложные препятствия. Чтобы их преодолеть, вам понадобятся все знания и умения.- Хотите отправиться в путешествие?Дети: - Да.Воспитатель :- Скажите, на чём можно путешествовать?Дети: - Автобус, автомобиль, поезд, самолёт, корабль, и т.д.Воспитатель :- Если транспорт передвигается по небу, он какой?…. воздушный.- Если по земле? … наземный- По воде? …водный или подводный- А если под землёй? … подземный (метро)Воспитатель:- А вот на чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете, выполнив задание.- Но, прежде чем мы начнём работать, давайте вспомним правила поведения во время занятий:1.Во время занятия ты, сиди спокойно и веди себя… Дети: - (Достойно)2. Стул и стол - это не кровать и на них нельзя … Дети: - (Лежать)3. Ответить хочешь - не шуми, а только руку… Дети: - (Подними) Воспитатель:- Я предлагаю вам пройти за столы. (Дети садятся за столы)Воспитатель:- Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.- А прежде чем вы поднимите руку, хорошо подумайте над ответом и не спешите. - Давайте вспомним пословицы про тех людей, которые всегда спешат? Дети:- «Поспешишь, людей насмешишь», - «Делаешь наспех – сделаешь на смех», - «Не спеши языком – торопись делом».Воспитатель:- Итак, ребята, найдите на столе листочки с заданием и положите их перед собой. ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2Мы с вами будем рисовать по клеточкам под диктовку. На листочке у каждого стоит синяя точка. От этой точки будем работать дальше. Берем карандаш в руки, ставим его на точку и внимательно слушаем меня.2 клетки вправо, 4-вверх, 2-вправо, 4-вниз, 2-вправо, 4-вверх, 2-вправо, 4-вниз, 2-вправо, 4-вверх, 2-вправо, 4-вниз, 2-вправо, 3-вниз, 3-влево, 1-вниз, 1-влево, 1-вниз, 1-влево, 1-вниз, 4-влево, 1-вверх, 1-влево, 1-вверх, 1-влево, 1-вверх, 3-влево, 3-вверх.Воспитатель:- Молодцы, так на чём же мы с вами отправимся в путешествие? Дети: - На корабле. ПРЕЗЕНТАЦИЯ №3 (кораблик)Воспитатель:- Вот такой корабль у вас должен получиться. Кто справился с заданием? Молодцы!Воспитатель:- В путешествие мы отравимся на корабле. ПРЕЗЕНТАЦИЯ №4 (корабль)- Мы будем плыть по морю мимо разных островов, а чтобы попасть на эти острова, нужно выполнять задания жителей этих островов.Воспитатель:- Скажите, а что обязательно нужно взять с собой в дорогу?Дети:- Пресную воду, продукты питания, рацию для связи с детским садом, аптечку, теплые вещи…Воспитатель:- Отправляемся в путь. ПРЕЗЕНТАЦИЯ №5 (корабль и фонограмма волн)Воспитатель:- Матросы, перед нами остров: «Цифроград».ПРЕЗЕНТАЦИЯ №6 (остров Цифроград)- Жители этого острова очень любят цифры. Они приготовили для вас несколько заданий. Воспитатель:- Итак, первое задание: «Цифра заблудилась»Воспитатель: - Положите перед собой карточки с изображением вагонов. - Найдите соседей числа во всех вагонах. (Дети выполняют задание). Воспитатель:- А, теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания.ПРЕЗЕНТАЦИЯ №7 (вагоны с цифрами) (Опрос детей по каждому вагону).Воспитатель:- Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием.Воспитатель:- А теперь, следующее задание: «Весёлые задачи»- Сколько глаз у светофора?- Сколько солнышек на небе ночью?- Сколько хвостов у пяти волков?- Сколько пальчиков на руке у мальчика?Воспитатель:- Молодцы, правильно решили весёлые задачи. - А сейчас я хочу посмотреть, как вы сами умеете составлять и решать задачи.Воспитатель:- Следующее задание: «Составь и реши задачу по заданным числам»- Ребята, назовите, из каких частей состоит задача?Дети: - Условие, вопрос, решение, ответ.Воспитатель:- С помощью каких арифметических действий мы умеем решать задачи?Дети: - Сложение и вычитание.Воспитатель:- Я предлагаю вам составить задачу. Посмотрите на экран.ПРЕЗЕНТАЦИЯ №8 (задача на сложение)Воспитатель:- Составьте условие задачи.- Назовите вопрос к задаче.- Как будем решать задачу?- Какой ответ у задачи?- На какое действие задача?Дети: - На сложение.Воспитатель:- Предлагаю вам решить ещё одну задачу.ПРЕЗЕНТАЦИЯ №9 (задача на вычитание)Воспитатель:- Посмотрите на экран.Воспитатель:- Составьте условие задачи.- Назовите вопрос к задаче.- Как будем решать задачу?- Какой ответ у задачи?- На какое действие задача?Дети: - На вычитание.Воспитатель:- Молодцы, ребята. Остров «Цифроград» нами доволен, пора отправляться в путь. - Нас ждёт следующий остров.Воспитатель:- Матросы, перед тем, как двигаться дальше, давайте встанем и немного отдохнём, хочу пригласить и наших гостей немного размяться. ПРЕЗЕНТАЦИЯ №10 (МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА).Воспитатель:- Отдохнули? Отправляемся в путь. Садитесь на свои места.ПРЕЗЕНТАЦИЯ №11(корабль и звуки волн)Воспитатель:- Мы приближаемся к острову: «Звукоград»ПРЕЗЕНТАЦИЯ №12 (остров Звукоград)Воспитатель:- Дети, мы оказались с вами на сказочном острове.- На этом острове живут необычные люди, которые совсем не умеют читать и писать. Давайте их научим? - Сейчас я буду начинать говорить, а вы продолжите мои слова.- Из чего состоит наша речь …Дети:- Из слов и предложенийВоспитатель:- Если слова подружатся и встанут в ряд, то получится…Дети:- Предложение.Воспитатель:- В предложении может быть разное количество (2,3, и т. д.)… Дети:- Из слов.Воспитатель1:- А из чего состоят слова … Дети:- Из звуков, букв и слогов.Воспитатель:- Ребята, давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?ПРЕЗЕНТАЦИЯ №13 (плакат о звуках и буквах)Дети: - Буквы мы видим, читаем и пишем, а звуки произносим и слышим. Воспитатель:- Какие бывают звуки? Дети:- Гласные и согласныеВоспитатель:- Чем отличаются гласные звуки от согласных?Дети:- Согласные мы произносим с преградой, а гласные протяжно без преград.Воспитатель:- Какие бывают согласные звуки? Дети:- Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и не парныеВоспитатель:- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?Дети: - Красным цветомВоспитатель:- Каким цветом мы обозначаем согласные звуки? Дети: - Твердые – синим цветом, - Мягкие – зелёным цветом. Воспитатель:- А сейчас мы послушаем стихи, которые подготовили девочки к нашему сегодняшнему занятию.(Дети рассказывают стихи, выученные заранее.)Ежедневно по утрам заниматься надо нам.Мы с доски не сводим глаз,Воспитатель учит насЕль, топор, лопата, руки –В каждом слове слышны звуки.Звуки эти разные: гласные и согласные.Гласные тянутся в песенке звонкойМогут заплакать и закричать,В тёмном лесу звать и аукать.И в колыбельке ребёнка качать. (И. Панфилов)А согласные согласныШелестеть, шептать, свистеть,Даже фыркать и скрипеть,Но не хочется им петь!С-С-С – змеиный слышен свист,Ш-Ш-Ш- шуршит опавший лист.Ж-Ж-Ж- шмели в саду жужжат.Р-Р-Р- моторы тарахтят.Дружат гласная с согласной, составляя вместе слог. (В. Берестов)Воспитатель:- Молодцы, девочки. Спасибо. - Следующее задание: «Буква потерялась».- Посмотрите на экран. Перед вами будут появляться картинки со словами, где нужно будет вставить пропущенные буквы и прочитать это слово.ПРЕЗЕНТАЦИЯ №14(дОм, мАк, сЫр, кИт, зАбОр…)Воспитатель:- Молодцы, ребята, с вашей помощью жители этого острова теперь научатся и читать и писать. А нам пора отправляться к следующему острову.ПРЕЗЕНТАЦИЯ №15 (Корабль и шум волн)Воспитатель:- Мы с вами приплыли к следующему острову: «Отвечай-ка»ПРЕЗЕНТАЦИЯ №16 (остров «Отвечай-ка»)Воспитатель:- И его жители приготовили для вас такое задание:«А-ну, ребята, не зевайте, на вопросы быстро отвечайте»:
  • Планета, на которой мы живём…
  • Столица нашей Родины?
  • Назовите символы России…(Герб, флаг, гимн.)
  • Сколько цветов на Российском флаге?
  • А кто президент нашей страны?
  • Назовите город, в котором мы живем.
  • Воспитатель: - Молодцы, как здорово вы справились с этим сложным заданием.Отправляемся к следующему острову. ПРЕЗЕНТАЦИЯ №17 (Корабль и шум волн)Воспитатель: - Ребята, а этот остров называется: «Лес тайн и загадок»ПРЕЗЕНТАЦИЯ №18 (остров: «Лес тайн и загадок»)Воспитатель:- Вы готовы хорошо подумать и выполнить все задания его жителей?Дети:- Да.Воспитатель:- Лес - это дом для кого?Дети: - Лес это дом для животных, насекомых и птиц, Воспитатель:- Правильно, а человек - гость в этом доме. - Чтобы не беспокоить жителей леса и не навредить им, давайте вспомним правила поведения в лесу.ПРЕЗЕНТАЦИЯ №19 (правила поведения в лесу)(Работа с экологическими знаками). Дети:- Запрещается рвать редкие цветы, - уносить животных домой, - разорять гнезда, муравейники, - слушать громкую музыку, - ломать ветки, - мусорить. Воспитатель:- Молодцы, но для вас есть ещё одно задание, оно называется: «Что не так?» - Найдите в моих словах ошибку и скажите правильно.- У волка – лисята. Они живут в норке. Дети:- У волка – волчата, они живут в логовеВоспитатель:- У лисы – медвежата. Они живут в дупле. Дети:- У лисы – лисята, они живут в норе.Воспитатель:- У ежа – бельчата. Они живут в норке.Дети:- У ежа – ежата. Они живут в норке.Воспитатель:- У белки – ежата. Они живут в берлоге. Дети:- У белки – бельчата. Они живут в дупле.Воспитатель:- У медведя – волчата. Они живут в гнезде. Дети: - У медведя – медвежата. Они живут в берлоге.ПРЕЗЕНТАЦИЯ №20 (корабль, гудок корабля)Воспитатель: - Ребята, наш корабль напоминает нам, что путешествие заканчивается и пора возвращаться в детский сад. - А в какую необычную страну мы должны были сегодня попасть, вы узнаете, отгадав мою загадку.Загадка о школеВот просторный, светлый дом,Мы учиться будем в нём.Там научимся писать,Складывать и умножать.Здесь мы многое узнаем:О своём любимом крае,О горах и океанах,О материках и странах;И куда впадают реки,И какими были греки,И какие есть моря,И как вертится Земля.Тут и мастерские есть,Интересных дел не счесть!И звонок весёлый.Вот что значит…. (школа!)Дети:- Школа.Воспитатель:- Да, ребята, преодолев много препятствий, мы приплыли с вами в необыкновенную страну. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 21. (школа)Воспитатель:- Она называется – ШКОЛА, это страна Знаний, и скоро вы все станете её учениками.Воспитатель:- Ребята, а вам понравилось наше путешествие?Дети:- Да.Воспитатель:- А что вам понравилось?Дети:- (ответы детей)Воспитатель:- Сейчас я назову 10 слов, послушайте их внимательно: читать, писать, считать, рисовать, думать, петь, бездельничать, трудиться, танцевать, учиться. - Как вы думаете, какое слово здесь лишнее?Дети:- Бездельничать.Воспитатель: - Почему оно должно покинуть страну знаний?Дети:- (ответы детей)Воспитатель:- Вы все молодцы. А если что-то у вас не получается, не переживайте. Страна знаний огромная и у вас будет время найти ответы на все свои вопросы, когда пойдёте в школу. А так как вы отлично справились со всеми заданиями, жители страны Знаний – ШКОЛЫ, передали вам дипломы - за ваш ум, смекалку и сообразительность.Воспитатель:- Попрощайтесь с нашими гостями.Дети:- До свидания!Воспитатель:- Желаем вам успехов!!!ПРЕЗЕНТАЦИЯ 21. (песня: «Чему учат в школе») (Выход из группы)