Публикации
"Волшебная вода"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Волшебная вода"
Автор: Татьяна Геннадьевна Ильина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Волшебная вода"
Автор: Татьяна Геннадьевна Ильина
МБДОУ «Детский сад №78 «Колосок»г.ЧебоксарыПРОЕКТ Опытно-исследовательская деятельность на тему:«Волшебная вода»Выполнила: Ильина Татьяна Геннадьевна.Чебоксары, 2023СодержаниеВведение Актуальность………………………………………………………………………. 5Проблема………………………………………………………………………….…6Ожидаемые результаты…………………………………………………………….6Перспектива развития проекта……………………………………………………..6Темы наблюдений и поисковых задач в рамках реализации проекта..…8 Схема реализации проекта через разные виды деятельности……….…10 Анализ внешней среды………………………………………………….....15 Анализ внутренней среды………………………………………………....17 6. Анализ достижений………………………………………………………….207. Заключение…………………………………………………………………...23Список использованной литературы……………………………………...24 Тип проекта: познавательно-поисковыйЦель проекта: 1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний. Задачи проекта:1. Подвести детей к пониманию:вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду), летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду); в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется; вода прозрачная, без запаха, без вкуса; роли воды в жизни человека, растений, животных. 2. Закрепить представления детей:вода бывает холодная, теплая, горячая; вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать. 3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.Гипотеза: если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше ее терять. Объект исследования: вода.Предмет исследования: способы сбережения воды.Сроки реализации проекта: 4 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь, январь).Методы:самостоятельное обдумывание, чтение книг, поиск информации в Интернете, наблюдение, эксперимент. Участники проекта: дети второй младшей группы «Ромашка» детского сада №78 «Колосок», воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель, младший воспитатель, родители.Оборудование:Технологии: Фотоаппарат, компьютер, интернет, принтер, видеокамера, магнитофон для прослушивания музыки на природе;Материалы: ведёрко, тазик, стаканы, чашечки, баночки, тарелочки, салфетки, сахар, песок, соль, гуашь, мыльные пузыри, клеёнка, фартуки. Актуальность В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель, обладающий большим поверхностным натяжением. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде. Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольника; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Наш проект мы назвали «Волшебная вода».Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, я воспитываю аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, на природе, дома. Да просто потому, что это заинтересовало самого ребенка, почему же воду надо беречь. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле.Информация из Интернета.97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов.2 % воды - это льды.1 % воды – это пресная вода.3 %– пригодны для человека. Запасы пресной воды распределены так: Запасы пресной воды на Земле (3 %).69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.24-30 % - грунтовые воды.0,5 % - атмосферная влага.0,5 % - поверхностные воды.Интересные факты о водеЕсли использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки.На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды.При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды.При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды.Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров водыНаполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров водыДля принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа. [7]С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Волшебная вода» для детей младшего дошкольного возраста.ПроблемаПочему мы выбрали данную тему? Да потому, что первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков. Ожидаемые результаты: Образовательные: формирование представлений детей о природном объекте воде; формирование познавательного интереса; обогащение словарного запаса; сформированность некоторых обследовательских действий. Воспитательные: воспитание бережного отношения к воде; привнесение результатов работы в группе в домашние условия. Перспектива развития проекта: в данной группе наблюдения за природным объектом водой, связанные с осенними и зимними изменениями в природе; в младшем дошкольном возрасте создание и реализация проекта «Волшебная вода». Предварительная работа.1. Определение темы, цели, задач проекта.2. Определение участников проекта.3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.4. Оформление альбома потешек, стихов для детей и родителей по теме.5. Подготовка необходимого оборудования.6. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.7. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.8. Определение вопросов диагностики детей по теме, формы фиксации результатов.9. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту.2. Темы наблюдений и поисковых задач в рамках реализации проектаПодготовительный этап Цель: Знакомятся с водой и ее свойствами.Задача: В течение проекта ребёнок вместе с взрослым проверяют, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома. Подборка материала, пособий, литературы по теме.Проведение беседы с ребёнком в отношении расходования воды: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни», « Как она попадает в кран».Чтение ребёнку сказки о воде: Б.Заходер «Как люди обидели реку».Просматривание мультфильма «Домовенок Кузя».Исследовательский этап Цель: Привить навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности, научить детей экономно использовать воду. Задача: Развивать познавательные способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой. Формировать у детей осознанных представлений о необходимости заботиться, о своем здоровье. Из этого мы выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т.е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы теперь знаем, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти? Мы стали наблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось, неразумно: Чистим зубы, открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию. Забываем закрыть кран. Моем посуду, держа кран открытым. Неплотно закрываем кран, и вода потихоньку капает. Ребёнок в столовой моет руки, открыв кран полностью.Я провела с детьми наблюдение за краном, который неплотно закрыт и мы выяснили, что: Таблица 1 Эксперимент «Отношение к воде»Мы посчитали, сколько денег платишь, дома за воду за 1 месяц, вычислили, сколько это будет за 1 год. Получилось - много. Поэтому решили провести эксперимент. Записали показания водомера. Два дня пользовались водой как раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду. И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить 1 кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её, но и экономим деньги.3.Схема реализации проекта через разные виды деятельностиЭтапы реализации проектаI этап. ПодготовительныйОктябрь1. Составление проекта. 2. Подготовка к реализации проекта.3. Проведение диагностики детей по теме проекта.2 этап. ОсновнойНоябрь1 неделя1 половина дня.Наблюдение за дождем из окна. Подвижная игра «Солнышко дождик» Рисование красками с элементами аппликации «Дождик». Наблюдения на прогулках за лужами, образовавшимися после дождя 2 половина дняПоисковая деятельность.Игры детей в центре «Песок - вода» Цель: закрепление понятий: вода льется, она жидкая, песок – сыплется, он сыпучий. 2 неделяУтро.Во время умывания чтение потешек о воде.Вопросы: 1. Что делают дети?2. Чем умываются?3. Какая вода?4. Что вода делает? (течет из крана)5. Для чего мы умываемся?Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь. Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек.Цель: показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.2 половина дняПоисковая деятельность. Наблюдение за водой в фонтанчике.Цель: продолжать закреплять знания детей о свойствах воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают. 3 неделяУтро.Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя. Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.Вопросы:1. Что делаю?2. Чем поливаю?3. Какая вода?4. Для чего поливают комнатные растения?Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут. 2 половина дняПоисковая деятельность: «Холодная, теплая, горячая вода».Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками). 4 неделяУтро.Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за аквариумными рыбками. Кормление рыбок.Вопросы:1. Где живут рыбки?2. Что налито в аквариум?3. Какая вода?Обобщение воспитателя: без воды и корма рыбки погибнут. 2 половина дняПоисковая деятельность: «Прозрачная вода».Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная.Логоритмическое занятие «Путешествие маленькой капли». Декабрь1 неделяУтро.Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Зинаида Петровна моет посуду.1. Что делает Зинаида Петровна?2. Чем моет посуду?3. Какая вода?4. Что делает вода? (льется из крана) Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь. 2 половина дняПоисковая деятельность: «У воды нет запаха и вкуса».Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха. 2 неделяУтро. Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как Зинаида Петровна моет пол после завтрака.1. Какая вода в ведре?2. Что делает Зинаида Петровна?3. Чем моет пол?4. Какая вода стала в ведре после уборки?Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для уборки помещений, чтобы было чисто. 2 половина дня Поисковая деятельность: «Что растворяется в воде».Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ: сахара, соли, гуаши, песка.Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода. 3 неделяI половина дняПрограммные художественные произведения. Чтение стихотворений: А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо, потешки «Дождик, дождик, пуще»;рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет»;рассказывание сказки «Лиса и заяц». 2 половина дняПоисковая деятельность: «Что плавает в воде».Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов:легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.Игра «Капитаны» (пускание бумажных корабликов). 4 неделяI половина дня Дидактическая игра «Купание куклы».Цель: закрепить знания детей: кому и для чего нужна вода, свойств воды: чистая, теплая, холодная, горячая, льётся. 2половина дняИтоговое занятий.Тема: «Вода и ее свойства». Работа с родителями.Консультации для родителей: «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь», « Сказка «Как люди речку обидели»». Январь1 неделяI половина дняНаблюдения на прогулках «Лед на лужах».Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым. II половина дняПоисковая деятельность «Лед – это вода».Цель: показать, что в тепле лед становится водой.Развлечение: «Лесные чудеса». 2 неделя1 половина дняНаблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»Цель: продолжать уточнять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий; снег нельзя брать в рот. Аппликация с элементами рисования «Снежинка».II половина дняПоисковая деятельность.«Снег – это вода».Цель: показать, что в тепле снег становится водой, он белый, но в нём есть грязь – она хорошо видна в талой воде. 3 неделяУтро.Игры- забавы «Пускание мыльных пузырей».Интегрированное занятие «Про маленькую капельку». II половина дня Наблюдения за трудом воспитателя: стирка кукольного белья.Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.Досуг «Праздник мыльных пузырей». 4 неделяУтроРассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем.Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. 2 половина дняПоисковая деятельность: «Делаем цветные льдинки для украшения снежные построек, живой ели на участке».Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может быть цветной, если в неё добавить гуашь, на морозе цветная вода замерзает, превращается в цветной лед.3 этап. ЗаключительныйЯнварь1. Диагностика детей по теме проекта.2. Презентация проекта на РМО воспитателей раннего и дошкольного возраста.4. Анализ внешней среды В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причины в деятельности человека, его вторжение в природу, часто безграничные, недопустимые с экологической точки зрения, расточительные, ведущие к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. А каждый из тех, кто принес вред природе, когда-то был ребенком, и, вероятно, при его обучении и воспитании проблемам экологии проблемам экологии не уделялось достаточное значение. Вот почему в конце 20 века проблема экологической грамотности населения выдвинулась на одно из первых мест. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Вержбицкого Л.А. и Львовой С.П. разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования». В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы являются дошкольные учреждения. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. И этому есть обоснование: обобщая различные определения, цели, задачи экологического образование, нужно отметить, что чаще всего они называются экологической культурой, экологическим сознанием, формированием бережного отношения и любви к природе, а истоки любого сознания закладываются в детстве. 5.Анализ внутренней среды Традиционно педагоги детских садов в ходе экологического образования дошкольников чаще обращают внимание детей и знакомят их с растениями и животными, как наиболее близкими и понятным малышам, хотя объекты неживой природы представляют для дошкольников не меньший интерес. С самого рождения детей окружают различные объекты и явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки и увлажняет глаза. Дошкольники с упоением собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнь, являются объектами наблюдения и игры. Все это позволят, и делает возможным проводить систематическое и целенаправленное ознакомление детей с неживой природой.Была проведена педагогическая диагностика знаний детей младшей группы по теме «Вода» (диагностика предложена Т.М. Бондаренко, разработана на основе программы Н.А Рыжовой « Наш дом природа»). Педагогическая диагностика знаний детей по теме «Вода» Проведение и анализ педагогической диагностики, наблюдения за детьми в ходе совместной деятельности и в их свободной деятельности убедили, что знания детей недостаточно стойкие и прочные, многие испытывают затруднения при запоминании терминов, не уверенно отвечают на поставленные вопросы. Все это заставило задуматься над создавшейся ситуацией, найти более действенные методы при ознакомлении детей с объектами неживой природы, провести корректировку воспитательно-образовательного процесса. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫНа данном этапе действенным методом в экологическом образовании детей при ознакомлении их с объектами неживой природы была определена экспериментально-исследовательская деятельность. Наиболее эффективной программой – парциальная программа Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» и технология А.И. Ивановой «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». 6. Анализ достижений По определению Н.А. Рыжовой под экологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среде, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитание и развития ребенка, на наш взгляд, включает:-формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);-развитие познавательного интереса к миру природы;-формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;-воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и к окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;-формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;-формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (воспитание себе как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);-освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;-формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.Педагогический процесс экологического образования детей можно представить в виде таблицы (Т.М.Бондаренко).Особое значение для развития личности дошкольника имеет освоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становления мироведения ребенка, его личный рост. В решении этой задачи, а также для формирования системы элементарных научных экологических знаний существенную роль играет экспериментально-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная экспериментально-исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. С психологической точки зрения в едином процессе психического развития ребенка основу составляют процессы саморазвития, которые характеризуются тем, что целый ряд психических образований познавательного, эмоционального и личностного характера формируются и усложняются в русле собственной активности ребенка. Собственная активность полностью определяется самим ребенком, его внутренним состоянием. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности, ставящий его цели, ищущий пути и способы их достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества. При экспериментировании дети добиваются более высоких результатов, поражающих своей непосредственностью и оригинальностью. Что же такое опыт и эксперимент? Опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как резу4льтат этого воздействия в виде знаний и умений. Эксперимент – чувственно – предметная деятельность в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п. Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента, можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыта способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значения для осознания детьми причинно-следственных связей. ЗаключениеВ ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее. Обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.Чтобы сократить потери воды, надо:не оставлять краны открытыми; следить за исправностью кранов; регулировать силу струи воды; мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства. выключать воду, пока чистим зубы; уменьшать напор, когда моем посуду; в унитазе снизить уровень заполнения; мыть посуду в чашке. В Природе путешествует водаОна не исчезнет никогда:То в снег превратится, то в лед,Растает и снова в поход!По горным вершинамШироким долинамВдруг в небо взовьетсяДождем обернетсяВокруг оглянитесьВ природу вглядитесьВас окружает везде и всегдаЭто волшебница - ваша вода! Список использованной литературыАвдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль: Академия развития, 2003. - 120с. Алексеева Е.Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20с. Бабыниной Т.В. Экологическое воспитание дошкольников(на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. – Н- Ч.,2009.- 197с. Бобылева Л.К. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16-19. Васильева Л.Г., Махайлова И.В. Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения.- Чебоксары: Новое Время, 2010. - 210с. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб.: Детство-пресс, 2001.- 201с. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа – М.: Просвещение 2008.- 196с. Методическое пособие для педагогов дошкольного учреждения. М. Гуманитар. Издательский центр ВЛАДОС. 2008г.- 50с. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: М.: Просвещение 2005. – 145с. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.Л.Васильевой- М. :Мозаика-синтез, 2010) Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Волшебная вода. М.: 2005. – 180с. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста С-Пб.: Детство – Пресс 2007. – 187с. Филиппенко А.А. В мире природы, Экологические проекты в детском саду: М.ВЛАДОС, 2009г.- 120с.