Публикации Высокое положение сподвижников пророка в тафсире имама Абу Мансура ал-Матуриди

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Высокое положение сподвижников пророка в тафсире имама Абу Мансура ал-Матуриди
Автор: Багиров Нариман Тельман-оглы

297.18Н.Т. БагировВысокое положение сподвижников пророка в тафсире имама Абу Мансура ал-МатуридиN.T. BagirovThe high position of the companions of the Prophet Muhammadin the tafsir of Imam Abu Mansur al-MaturidiАннотация. Сподвижники пророка Мухаммада занимают высокое, почетное положение у приверженцев сунны. Тексты Корана и хадисы подтверждают их высокое положение, описывая их обладателями истинной верой, избранностью, усердным поклонением, обещанием рая и многими другими похвальными качествами.Однако, не все течения в Исламе по достоинству относятся к сподвижникам. Для многих из них причиной отклонения от прямого пути стала недооценка их значимости. Но, не вдаваясь в подробности разных течений, относящих себя к Исламу, в этой статье, опираясь в большей степени на Коран и на тафсир имама Абу Мансура ал-Матуриди приводятся качества сподвижников, да будет доволен ими Аллах, а также обязанности мусульман по отношению к ним. Надеюсь, что эта статья поможет пролить свет на этот вопрос и будет способствовать укреплению веры. Ключевые слова: пророк, сподвижники, Коран, тафсир, суннаAbstract. The companions of the Prophet Muhammad occupy a high, honorable position among the adherents of the Sunnah. Qur'anic texts and hadith confirm their high position, describing them as possessing true faith, chosenness, zealous worship, promise of paradise and many other commendable qualities.However, not all movements in Islam treat the Companions with dignity. For many of them, the reason for deviating from the straight path was an underestimation of their importance. But, without going into details of the different movements that consider themselves to be Islam, in this article, relying more on the Koran and the tafsir of Imam Abu Mansur al-Maturidi, the qualities of the companions, may Allah be pleased with them, are given, as well as the duties of Muslims in relation to him. I hope this article will help shed light on this issue and help strengthen your faith.Keywords: prophet, companions, Koran, tafsir, sunnahКто они сподвижники пророка, с.а.с.Определение понятия «сподвижник» в языке:В арабском языке слово «сахаб» (сподвижник) происходит от глагола, означающий сопровождать, сопутствовать, как это приводится в «Лисан ал-араб».Определение понятия сподвижник, как шариатский термин у ахл ас-Сунны:Имам ал-Бухари дает следующее определение: «Кто сопровождал пророка, с.а.с., или видел его, будучи мусульманином, тот является сахабом (сподвижником)».Также ибн Хаджар ал-Аскаляни определяет сподвижников как: «Кто встретил пророка, с.а.с. будучи верующим и умер на исламе. К тем, кто встретил пророка не учитывается: долго он с ним находился или мало, приводил сообщения от него или нет, участвовал в сражениях с ним или нет, а также тот, кто только видел его, но не сидел рядом и тот, кто не мог его видеть и-за слепоты».Из этого определения означает, что кто встретил пророка, будучи неверующим, не является сподвижником. Также, кто принял ислам, потом стал вероотступником и умер неверующим, тоже не является сподвижником, как Убейдулла ибн Джахш. Однако, кто не мог видеть пророка из-за слепоты, как Абдулла ибн Умм Мактум, но находился рядом с пророком, является сподвижником.Узнают, что такой-то является сподвижником путем многочисленных сообщений, известности, или сообщением от другого сподвижника, или сообщением от самого человека, что он является сподвижником, но это после установления его ‘адаля (честности и надежности).В отношении количества сподвижников пророка, с.а.с., то их очень много и трудно назвать их точное число. Как передает Ка’б ибн Малик: «и с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, было так много мусульман, что количество их не поддавалось учету». Приверженцы ахл ас-Сунны признают за всеми сподвижниками пророка качество ‘адаля (честность, надежность), никакой из сподвижников не подвергается сомнению или проверке его это качество. Это значит, что любое сообщение от них принимается. Об этом их качестве говорится в Коране, Сунне и единогласному мнению иджма’.Во-первых, Коран:Всевышний Аллах во многих Аятах упоминает о достоинствах сподвижников. Приведем некоторые из них:- Всевышний Аллах сообщил, что они являются самой лучшей общиной: «Вы были лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха». В этом Аяте в первую очередь имеются в виду сподвижники, и говорится, что они лучшие из общин.Во-вторых, в сунне пророка:Посланник Аллаха во многих хадисах восхваляет своих сподвижников. Как говорит ал-Хатыб ал-Багдади: «Все это соответствует текстам Корана и все это подразумевает чистоту сподвижников и категоричность в их надежности. Поэтому никто из сподвижников не нуждается в том, чтобы устанавливали его надежность, после того как на это указал Аллах».- запрет ругать сподвижников, сказал посланник Аллаха: «Не ругайте моих сподвижников. Если любой из вас пожертвует золото размером с гору Ухуд, это не сравнится и с пригоршней одного из них, и даже с половиной этого».- Всевышний Аллах избрал их, чтобы быть сподвижниками пророка, как передается от Абдуллы ибн Мас’уда: «Аллах посмотрел на сердца рабов и увидел, что сердце Мухаммада лучшее. Он избрал его и послал со Своим посланием. После посмотрел на сердца рабов после сердца Мухаммада и увидел, сердца его сподвижников лучшие. И сделал их помощниками для пророка. Они сражаются за его религию. Что они считают благим, это благо и у Аллаха, а что они считают плохим, то это и у Аллаха плохое». Этот хадис указывает, что сподвижники пророка, их сердца лучшие, после сердца пророка, с.а.с.- единогласное мнение, иджма’:Приверженцы ахл ас-Сунны единогласны в том, что все сподвижники пророка честны и надежны. Единогласное мнение в этом вопросе приводят многие ученые, как ибн Солях: «Вся община единогласна в надежности сподвижников…». Также имам ал-Куртуби говорит: «Сподвижники все честны и надежны, являются аулия Аллаха и Его избранниками, лучшими творениями после посланников и пророков. Это является мазхабом ахл ас-Сунны и на этом стоят имамы этой уммы».Качества сподвижников пророка, упоминаемые в тафсире имама ал-Матуриди1. Сподвижники – лучшая община.Говорит Всевышний Аллах: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха».Также, как пророк Мухаммад является лучшим из посланников, его община, является лучшей из общин. В этом Аяте обращение идет к сподвижникам пророка, с.а.с., и сообщается, что перед Аллахом сподвижники – это лучшая община. Об этом сообщил и посланник Аллаха: «Лучшее поколение – мои сподвижники, а затем идущие за ними». Также в этом Аяте указывается причина, по которой сподвижники являются лучшей общиной: они повелевают совершать одобряемое, а это единобожие и Ислам; и удерживают от предосудительного, а это многобожие.Говорит имам ал-Матуриди в своем тафсире: «Лучшие люди те, кто наиболее полезен для людей. Слова «повелевают совершать одобряемое», то есть повелевают засвидетельствовать «ля илаха илля Аллах» и уверовать в то, что ниспослал Аллах. И «ля илаха илля Аллах» - это самое великое, к чему можно призвать».Из этих слов мы понимаем, что перед Аллахом сподвижники – это лучшие люди, которые удостоены принять от пророка и передать призыв к Исламу и единобожию, и удерживать от того, что этому противоречит.В другом Аяте Всевышний Аллах говорит: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих».Придерживающиеся середины – не впадающие в крайность: не допускают ни упущений, ни чрезмерности. Так, Всевышний Аллах наделил умму Мухаммада серединностью. Они придерживаются середины во всем: в вероубеждениях и в поклонениях, во взаимоотношениях и в этикете. Поэтому эта община вобрала в себя все самое лучшее.Говорит имам ал-Матуриди: «Придерживающиеся середины — значит справедливости. Всевышний Аллах сообщил, что Он сделал эту общину справедливой. Обладая качеством справедливости делает достойным в принятии его свидетельства. И в этом указание на то, что иджма’ (единогласное мнение) является доводом. Так, если они единогласны в чем-то, это обязательно нужно принять». Таким образом, сподвижники – лучшая община перед Аллахом, в их время ниспосылался Коран, и они лучше, чем кто-либо понимают Слова Аллаха. И стало так, что их слова являются доводом после Корана и слов пророка.Далее, продолжая комментировать этот Аят имам ал-Матуриди приводит доводы о необходимости следовать за сподвижниками: «Говорит Всевышний: «Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми», здесь сообщается, что они (сподвижники) – правдивы, поэтому за ними необходимо следовать. Также Всевышний говорит: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!»».2. Довольство Аллаха сподвижникамиЕще одним качеством сподвижников – это то, что Аллах доволен ими и они довольны Аллахом. Говорит Всевышний Аллах: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой».Это присяга, когда сподвижники присягали пророку при Худайбийе. Их количество достигало тысячи четыреста человек. Ее еще называют «присяга довольства». Говорит имам ал-Матуриди: «Слова: «Аллах доволен верующими» - когда они были полны решимости выполнить то, на что присягнули посланнику Аллаха, с.а.с. и были правдивы в этом, Аллах сообщил о Своем довольстве ими». Так, Всевышний Аллах сообщил, что эти сподвижники, которые дали присягу, имеют такое высокое положение, что лучше, чем этот мир и будущий – а это довольство Аллаха ими. 3. Они – избранные Всевышним Аллахом.Говорит Всевышний Аллах: «Скажи: «Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам!»Избранные рабы – это сподвижники пророка, как на это указывает ат-Табари в своем тафсире.Говорит имам ал-Матуриди: «Избранные – указывает на то, что никто не достоин иметь качество избранность, кроме как от Аллаха».4. Они – истинно верующие.Всевышний Аллах свидетельствует о сподвижниках: о мухаджирах и ансарах, что они - истинно верующие: «Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище и оказали им помощь, являются истинно верующими. Им уготованы прощение и щедрый удел».То есть, нет никакого сомнения в их вере, ведь они подтвердили свою веру совершая переселение (хиджру), совершая сражение и тратя свое имущество для победы религии.Говорит имам ал-Матуриди: «Мухаджиры и ансары «они истинно верующие». Ведь они подтвердили свою веру делами: совершили переселение из своих земель, семей и своего имущества, чтобы спасти свою веру, повинуясь посланнику Аллаха в этом. А также ансары поселили их в своих домах, тратили на них свое имущество и помогали им против их врагов. Все они подтвердили свою веру своими делами».Далее он продолжает: «Слова «они истинно верующие» имеется в виду, они правдивы как внутри (в своих сердцах), так и снаружи. И это ни вера лицемеров, у которых проявляется снаружи, но нет ее внутри (в их сердцах)».5. Любовь сподвижников друг к другуИз качеств сподвижников любовь их друг к другу. Они как одно тело: каждый из них любит для своего брата тоже, что любит для себя. Одним из Аятов, описывающих это качество: «Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду»Качества сподвижников, да будет доволен ими Аллах, приводимых в этом Аяте – это твердость к неверующим, которые отрицают единственность Всевышнего Аллаха и проявление мягкости, благосклонности, любови между собой. Говорит Абу Мансур: «Слова Всевышнего: «Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой…» - такое описания, эти качества относятся к сподвижникам. И Каждое качество, которое здесь приведено, относится к ним…». Далее он говорит: «Всевышний Аллах сделал милость и мягкость качеством верующих, когда они милосердны друг к другу, как приводится в сообщении от пророка, с.а.с., что он сказал: «не войдете в рай, пока не будете милосердны друг к другу»Проявление этих двух качеств твердости и милосердия является признаком здравого суждения и мудрости, как приводится в Аяте: «… Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими…». Всевышний Аллах наделил сподвижников пророка Мухаммада с.а.с. высокими нравственными качествами. Суровость к неверующим и милосердие между собой – из тех качеств, которые указывают на их правдивость по отношению к Всевышнему Аллаху.6. Любовь их к тем, кто переселился к нимИз качеств сподвижников, да будет доволен ими Аллах, любовь их к тем, кто переселился из Мекки вместе с посланником Аллаха с.а.с., как приводится в Коране: «А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими» Говорит Абу Мансур: «В словах Всевышнего: «любят переселившихся к ним» - это значит, что Аллах внушил им любовь так, что они поселили переселенцев (махаджиров) в свои дома и стали расходовать на них из своего имущества. Слова Всевышнего: «и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им» - это значит, что, когда посланник Аллаха делил добычу при Хайбаре между мухаджирами, он оставил ансаров, и при этом у ансар не появилось в сердцах никакой нужды к тому, что было дано мухаджирам. Также, под «нуждой» здесь имеется в виду «злоба, ненависть, зависть». То есть, Всевышний Аллах очистил их сердца так, что нет в них такой «нужды».Как видим из этого Аята и комментария к нему, что Всевышний Аллах свидетельствует за сподвижников пророка в том, что они являются преуспевшими, так как сердца их очищены и они обладают высокими нравственными качествами. Их любовь и предпочтение своих братьев верующих стало для них путем успеха и преуспевания.7. Милость Аллаха к ним продолжается, чтобы они достигли рая.Говорит Всевышний Аллах: «Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его».Говорит Абу Мансур в отношении этого Аята: «Требование поддержки от сподвижников для пророка не потому что в этом есть нужда, ведь Аллах помогает Своему посланнику как пожелает, но Он требовал поддержки, чтобы они (сподвижники) получили награду для себя. Также, Он требовал благодарности за Его милости не потому что в этом есть нужда, но, чтобы Его милость к ним продолжалась, и они достигли постоянного, вечного (рая)»8. На их лицах след от земного поклона.Из качеств сподвижников, которыми описал их Аллах, они постоянно в земном поклоне стремясь к Его довольствию, из-за чего на их лицах свет от поклонения. Говорит Абу Мансур: «сказал Всевышний Аллах: «Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах» - это в судный день, и это белизна их лиц от земного поклона и омовения. Также приводится от пророка Аллаха с.а.с., что он сказал: «Я узнаю свою общину среди других» - его спросили: а как ты узнаешь, о посланник Аллаха, свою общину? – ответил: моя община будет со следами земного поклона в судный день».Следы от земного поклона имеется в виду от поклонения. Но используется слово земной поклон, так как в полном виде отражает смиренность, повиновение и набожность перед Аллахом. Но также сводит на нет такие качества как надменность и высокомерие, а на их место приходит благородное смирение и чистота, которые увеличивают свет на лице верующего.Так, Всевышний Аллах сделал у Своих лучших рабов отличие в покорности Ему, и сделал черты веры, которые освещают их лица. Да будет доволен ими Аллах! Обязанности мусульман по отношению к сподвижникам в, приводимые в тафсире имама ал-МатуридиКак было упомянуто выше, сподвижники имеют высокое положение перед Аллахом, они приложили огромные усилия в становлении этой религии, отдавали свое имущество и самих себя на пути Аллаха, сохранили эту религию сохранив книгу Аллаха и сунну Его посланника: изучая их, практикуя и обучая этому других, и они распространили эту религию по земле. Поэтому у мусульман есть определенные обязанности по отношению к сподвижникам, такие как:1. любить их, как приводится со слов пророка: «Любит ансаров только верующий, а гневается на них только лицемер. Кто их любит, того любит Аллах, а кто гневается на них, на того гневается Аллах». Это из-за их достоинств, и это относится к каждому сподвижнику, как говорит Бадр ад-Дин ал-‘Айни, комментируя этот хадис: «Это относится к каждому сподвижнику, будь это халиф, или десять обрадованных, или мухаджир. Но к каждому сподвижнику, ведь каждый их них оставил хороший след в религии. Поэтому, любить их – это есть чистая вера, а ненавидеть их – лицемерие».Также, любить сподвижников – это то, с чем можно искать приближения к Аллаха. Ведь сами сподвижники приближались к Аллаху тем, что любили Абу Бакра и Умара, и считали это из лучших своих дел. Как приводится в хадисе у ал-Бухари, что один человек спросил пророка о часе. Ему ответил пророк: «А что ты приготовил для этого?» - «Ничего, кроме того, что я люблю Аллаха и Его посланника», тогда сказал пророк: «Ты с теми, кого любишь». После этого Анас говорил, что их ничего так не обрадовало, как слова пророка «Ты с теми, кого любишь». И сказал Анас: «И я люблю пророка, Абу Бакра и Умара, и надеюсь находиться с ними из-за любви к ним, хоть я и не совершил дел подобных им».2. Чистота помыслов и языка по отношению к сподвижникам. Поскольку они занимают высокое положение так, что человек не может описать их достоинства, их богобоязненность, то любой, кто имеет немного веры не должен покушаться на их честь. Посланник Аллаха запретил ругать их, сказав: «Ругать мусульманина – грех (фиск), а сражение с ним – неверие». Если обычного мусульманина ругать является грехом, то что говорить о тех, кто ругает сподвижника?!Также, посланник Аллаха сказал: «Не ругайте моих сподвижников. Если любой из вас потратит на пути Аллаха золото с размером с гору Ухуд, это не сравнится и с пригоршней одного из них, и даже половиной».Что касается того, что произошло между ними, то нам нужно воздерживаться от обсуждений этого. Не нужно забывать, что Аллах сообщил, что принял их покаяния и простил их, а также их действия также исходили от их иджтихада. Многих, кого мы видим поносящих сподвижников, это шииты-имамиты или хариджиты, приводят в довод то, что некоторые из сподвижников запоздали в сражениях, как Хунейн или Табук. Но они забывают, что Аллах уже простил их прошлые и будущие. А если Он их простил, то какая польза упоминать об этом?!Говорит имам ал-Матуриди: «Слова Всевышнего Аллаха: «А те, которые пришли после них, говорят: "Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!» означают, что Аллах знал, что в мусульманской общине будут те, кто станут проклинать первых предшественников, поэтому Он приказал (в противоположность этому) просить прощения за них у Аллаха».3. Следовать и подражать им в словах и делах, ведь при них ниспосылался Коран, и они лучше знают, чем кто-либо еще о значении и смысле, который вложил Всевышний Аллах в Свои слова во время их ниспослания, а также лучше других понимают изречения пророка, с.а.с. Их дела больше всех соответствуют тому, что в Коране и Сунне и они дальше, чем кто-либо от привнесения искажений в религию или новшеств.Говорит Всевышний Аллах: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние».В этом Аяте Аллах сообщил Своем довольстве мусульманами, их высоком положении и о Своем предпочтении их над всеми остальным. Это первые опередившие, которые имеют три категории. Две первые из них – это сподвижники. А третья – следующие за предыдущими двумя в вере и послушании.Говорит имам ал-Матуриди в отношении этого Аята: «В этом указание на разрешенность следовать за сподвижниками, подражать им и брать пример. Ведь Аллах похвалил тех, кто последовал за мухаджирами и ансарами, сказав: «которые последовали строго за ними». А потом сообщил, что Он доволен ими, что указывает на то, что подражать им необходимо, а следовать за ними – обязательно. Так, если они извещают о чем-то или говорят что-то, обязательно следовать этому и не позволено оставлять».Литература
  • Абу ал-Лейс ас-Самарканди, Бахр ал-улюм, Бейрут: 2009
  • Ибн Касир, Тафсир, Дар тоййиба, 1999 г
  • Ибн Манзур, Лисан ал-араб
  • Ибн Салях, ал-Мукаддима, Бейрут: дар ал-фикр ал-муасир
  • Ибн Хаджар ал-Аскаляни, ал-Исоба фи тамйиз ис-сахаба, Калькутта: 1853
  • Ибн Ханбал, Муснад ал-имам Ахмад ибн Ханбал, Бейрут: дар ал-котоб ал-илмийа, 1971
  • Коран
  • Ал-Куртуби, Тафсир, Бейрут: ар-ресала, 2006
  • Мухаммад б. Исмаил ал-Бухари, Сахих ал-Бухари, Дар тук ан-наджа, 1422 г.х.
  • Мухаммад ибн Мухаммад Абу мансур ал-Матуриди, Та’вилят ахл ас-сунна, Станбул: Mizan yayinevi, 2005
  • Ан-Навави, Рийад ас-салихин, Бейрут: ар-ресала, 1984
  • Ат-Табари, Джами’у-ль-баян, Бейрут: ар-ресала, 1994
  • Ас-Суюти, Тадриб ар-рови, Бейрут: мактаба ал-каусар, 1995
  • Ал-Хатыб ал-Багдади, ал-Кифая фи илм ир-ривая