Публикации
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое перо"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое перо"
Автор: Булгакова Елена Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое перо"
Автор: Булгакова Елена Владимировна
Пояснительная записка Современное обучение развитию речи не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрении, формировании основ умения учиться и способности организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Проблема развития познавательной активности детей является чрезвычайно важной для современной образовательной системы. Сегодня на первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности, поэтому современным детям необходимо давать ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания (Н.Н. Поддъяков). Между тем, как замечают педагоги, в нашей стране в настоящее время во всех звеньях системы образования – от дошкольных учреждений до университетов – отмечается, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний, уровня познавательного развития обучающихся. Младший школьный возраст – период, оптимальный для когнитивного развития, познавательных интересов, познавательной активности. В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований, ребенок, обучающийся в начальных классах, может не только познавать внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления учащихся. Программа направлена на:•создание благоприятных условий для развития ребенка;•создание мотивации к познанию и творчеству;•обеспечение эмоционального благополучия ребенка;•интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;•развитие качеств личности: внимания, усидчивости.Программа отражает:•принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);•дифференцированное обучение.Основные требования к программе:•связь содержания программы с изучением программного материала;•учёт желаний учащихся;•использование занимательного материала;•наличие необходимой литературы у учителя.Цель программы: Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной общим недоразвитием речи обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.Задачи программы: •развивать, совершенствовать и обогащать речь;•создать условия для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности;•повышать эмоциональный уровень ребенка;•формировать позитивное отношения к учебе;•использовать на занятиях различные методы и приёмы;•повышать нравственность;•формировать речевые умения;•уметь слушать и понимать других;•уметь использовать развивающие игры для организации своего досуга.Занятия выстроены следующим образом:1. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.2. Развивающие игры.3. Творческие задания.Формы работы: Формы работы ориентированы на индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Используются как фронтальные, так и индивидуальные формы работы. На занятиях дети не только рассматривают картины, отвечают на вопросы, составляют рассказы по картине. Они играют в развивающие игры. Детям даются творческие задания.Ожидаемые результаты освоения программы.Занятия должны помочь учащимся:•обогатить речь учащихся;•формировать творческое мышление, воображение;•воспитать у учащихся добрые чувства;•формировать речевые умения;•развивать связную речь. Учащийся будет уметь:•выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность;•устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;•объединять разрозненные впечатления в целостную картину;•осуществлять самостоятельный поиск решений.Реализация:Программа ориентирована на учащихся 7-10 лет.Сроки реализации образовательной программы 4 года с детьми первой ступени обучения в разновозрастных группах.Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность. Занятия проходит 1 раз в неделю. Занятия по времени строго не ограничены (длительность зависит от интереса детей, но не более 30 минут). Тематическое планирование 4 класс «Золотое перо» Литература:Н.Н. Каландорова «Уроки речевого творчества» Изд. Москва «Вако» 2009 г. 1-2-3-4 классы.Демонстрационный материал:1. «Я и другие». Наглядное пособие для воспитателей, учителей начальной школы. Материал можно найти в интернете.2. Внеклассное чтение «В зной и стужу я читаю». Материал есть в интернете.3. Беседы по рисункам «12 месяцев». Беседы, загадки, народные приметы, игровые упражнения, творческие задания. Материал есть в интернете.4. Н.Е. Ильякова «Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи».5. Методическое пособие с вопросами и заданиями для трёх уровней подготовки «Музей в моем классе».6. Словари.Дидактические игры