Публикации
Что означает "речевая готовность к школе"?
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Что означает "речевая готовность к школе"?
Автор: Колотова Анастасия Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Что означает "речевая готовность к школе"?
Автор: Колотова Анастасия Викторовна
Что означает «речевая готовность к школе»?Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.1. Умение слушать и слышать другихЕсли ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме.2. Сформированность звуковой стороны речиумение четко и внятно произносить все звуки речи; возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания; умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации). Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе.3. Умение различать звуки речи на слухВ норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав и обозначать его буквой на письме.4. Функции языкового анализа и синтезаРебенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:Умение выделять звук на фоне слова Умение выделять звук в начале и конце слова Определение места звука в слове Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ). Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ). 5. Словарный запасКак правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов; употребление в связной речи слов с обобщающим значением; умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая); умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.); умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор); понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький); понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный); понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба); понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»); понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»); умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка). Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.6. Грамматический строй речиРебенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:использование развернутой фразовой речи; работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в предложении и т.д. умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять предложение по картинке и опорным словам; пересказ текста с сохранением его смыслового содержания. 7. Связная речьГотовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка; нормальное общение со сверстниками и взрослыми; умение развернуто описывать окружающие предметы; внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось); умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас; умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины. Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды.Готовность к школе определяется именно уровнем речевого развития ребенка. Если у него хорошо развита речь, то он без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми, может правильно выразить свои желания, мысли, а также задает вопросы. И наоборот, если речь ребенка невнятна, то это существенно усложняет коммуникацию с окружающими его людьми и, как следствие этого, процесс обучения протекает с большими трудностями.