Публикации
Использование русских народных сказок в детском саду
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование русских народных сказок в детском саду
Автор: Игнатенкова Галина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование русских народных сказок в детском саду
Автор: Игнатенкова Галина Николаевна
Использование русских народных сказок в детском саду.Автор О.С. Ушакова предлагает определенную последовательность ознакомления младших дошкольников со сказкой: 1. Рассказывание сказки и одновременное рассматривание иллюстраций. (Для ребёнка младшего возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего). 2. Показ настольного кукольного театра с одновременным рассказыванием. 3. Игра-инсценировка по сказке. (Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи). 4. Игра-драматизация по мотивам сказки.Для усиления эмоционального воздействия, лучше сказки рассказывать, а не читать так же это способствует лучшему понимания основного смысла сказки.Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Использование народных сказок в работе с дошкольниками позволяет решить следующие задачи:1. Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения.2. Обогащение словаря.3. Развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку.4. Развитие представления об окружающем мире.5. Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.6. Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.Использовать можно следующие варианты работы со сказками.Постановки кукольных спектаклей по русским народным сказкам. Цель: развитие творческих способностей детей в процессе работы в кукольных спектаклях.Постановки театрализованных представлений, спектаклей по теме русских народных сказок. Цель: развитие творческих и музыкальных способностей детей и знакомство с русскими народными сказками.Рассматривание иллюстраций и просмотр м/ф русских народных сказок Цель: визуальное знакомство с персонажами сказокЧтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке Цель: знакомство с содержанием русских народных сказок.Рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой» Цель: развитие творческих способностей детейИзготовление поделок «Герои наших любимых сказок» Цель: развитие творческих способностей детейВажно использовать в работе сказки подходящие по возрасту. Например такиеПодготовительная группа (6-7 лет) «Дикие лебеди» - Х.К. Андерсен; «Сундук –самолет» - Х.К. Андерсен; «Кот на велосипеде» - С. Черный; «У лукоморья дуб зеленый…» - А.С. Пушкин; «Конек – горбунок» - П. Ершов; «Спящая царевна» - В. Жуковский; «Господин Ау» - Х. Мякеля; «Гадкий утенок» - Х.К. Андерсен; «Лягушка – путешественница» - В. Гаршин; «Денискины рассказы» - В. Драгунский; «Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин; «Мороз Иванович» - В. Одоевский; «Госпожа Метелица» - Бр. Гримм; «Сказка о потерянном времени» - Е. Шварц; «Золотой ключик» - А.Н. Толстой; «Гарантийные человечки» - Э. Успенский; «Черная курица, или Подземные жители» - А. Погорельский; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - А.С. Пушкин; «Слоненок» - Р. Киплинг; «Аленький цветочек» - К. Аксаков; «Цветик – семицветик» - В. Катаев; «Кот, который умел петь» - Л. Петрушевский. Старшая группа (5-6 лет)« «Царевна – лягушка» (обр. Булатова); «Хлебный колос» - А. Ремизов; «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк; «Финист – ясный сокол» - р.н.сказка; «Случай с Евсейкой» - М. Горький; «Двенадцать месяцев» ( пер. С.Маршака); «Серебрянное копытце» - П.Бажов; «Доктор Айболит» - К. Чуковский; «Бобик в гостях у Барбоса» - Н. Носов; «Мальчик – с - пальчик» - Ш. Перро; «Доверчивый ежик» - С. Козлов; «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого); «Царевна – льдинка» - Л. Чарская; «Дюймовочка» - Х. Андерсен; «Цветик – семисветик» - В. Катаев; «Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков; «Собачкины огорчения» - Б.Захадер; «Сказка про трех пиратов» - А. Митяев. Средняя группа (4-5 лет)«О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» - А. Введенский; «Бодливая корова» - К. Ушинский; «Журка» - М. Пришвин; «Три поросенка» (перевод С. Маршака); «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова); «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова); «Лиса и козел» ( обр. О. Капицы; «Про Иванушку – дурачка» - М. Горький; «Телефон» - К. Чуковский; «Зимняя сказка» - С. Козлова; «Федорино горе» - К. Чуковский; «Бременские музыканты» - братья Гримм; «Собака, которая не умела лаять» (перевод с датск. А. Танзен); «Колобок – колючий бок» - В. Бианки; «Кто сказал «Мяу!»?» - В. Сутеев; «Сказка о невоспитанном мышонке». II младшая группа (3-4 года)«Волк и козлята» (обр. А.Н. Толстого); «Бычок – черный бочок, белое копытце» ( обр. М.Булатова); «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой); «У солнышка в гостях» (словацкая сказка); «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка); «Цыпленок» – К. Чуковский; «Лиса, заяц, петух» – р.н. сказка; «Руковичка» (украинская, обр. Н. Благина); «Петушок и бобовое зернышко» - (обр. О. Капицы); «Три брата» - (хакасская, пер. В. Гурова); «Про цыпленка, солнце и медвежонка» - К. Чуковский; «сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» - С. Козлов; «Теремок» (обр. Е. Чарушина); «Лиса-лапотница» (обр. В. Даля); «Хитрая лиса» ( корякская, пер. Г. Меновщикова); «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской); «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова); «Перчатки» - С. Маршак; «Сказка о рыбаке и рыбке» - А. Пушкин. Таким образом, русская народная сказка, является эффективным средством воздействия на развитие основных компонентов речи дошкольника. Добрые и поучительные, обязательно оставят у малыша впечатления и наполнят разнообразными чувствами и эмоциями, а речь дополнится красивыми словами и оборотами.