Публикации "Методы и приёмы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методы и приёмы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников"
Автор: Махлушева Юлия Васильевна

Махлушева Ю. В.,учитель музыки.МБОУ «НОШ № 41» гереповцаМетоды и приемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьниковПроблема развития эмоционально-музыкальной отзывчивости приобретает особое значение в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В требованиях к результатам освоения программы по музыке ФГОС указывает на формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека; формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; развитие умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; использование музыкальных образов при создании театральных и музыкально-пластических импровизаций, исполнении вокально-хоровых произведений. [3, с. 13] Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся. Образовательный стандарт ставит перед учителем задачу гармоничного развития всех музыкальных способностей учащихся.Одной из важных составляющих музыкальных способностей личности, согласно исследованиям психологов и педагогов Б. М. Теплова, Н. А. Ветлугиной, К. В. Тарасовой, является эмоционально-музыкальная отзывчивость на музыку и приоритетное развитие именно этой способности положительно влияет на развитие всех остальных. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в чувствовании и соответствующем реагировании на структурные характеристики средств музыкальной выразительности и понимается нами как способность личности к смысловой рефлексии, переживанию содержания (идеи и средств выразительности) музыки. Очень важно начать формировать эмоционально-музыкальную отзывчивость с начала обучения в школе, потому что младший школьный возраст, по мнению педагогов и психологов, является наиболее сензитивным для музыкального воздействия. В этом возрасте дети стремятся к максимальному художественному самовыражению, поэтому у них отсутствует «зажатость» или боязнь быть осмеянными одноклассниками. Зато освоение нужного навыка поможет им при его дальнейшем углублении в следующих классах. Развитие вербальной стороны эмоционально-музыкальной отзывчивости позволяет учащимся выходить на новый уровень владения музыкально-определительным лексиконом. Дети приобретают навык давать музыкальному произведению не одиночные определения, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов. В последующем, они смогут его перенести на новые, изучаемые в дальнейшем, музыкальные произведения.На уроках музыки применяем различные методы в совокупности с учетом источника приобретения знаний, видов музыкальной деятельности детей, типов урока, а также задач развития музыкально-творческих способностей. Наиболее эффективными методами развития эмоционально-музыкальной отзывчивости, с нашей точки зрения, являются следующие:
  • Метод размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский) подразумевает не усвоение учащимися готового знания, а решение той или иной проблемной ситуации на уроке. Столкновение мнений вызывает «творческий конфликт», который приводит к открытию новых, точнее, к осознанию давно уже известных, но ранее не осознававшихся истин и способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.
  • Метод эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин) активизирует эмоциональное отношение школьников к музыке на основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения и развития одного эмоционального тона.
  • Метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова) развивает музыкальную культуру школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы).
  • Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д. Б. Кабалевский) формирует у детей целостное представления о музыке. В программе данный метод реализуется на нескольких уровнях связи между этапами обучения, темами четвертей и музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы.
  • Метод создания эмоционально-нравственного фона (А. А. Пиличаускас) способствует активизации восприятия музыкальных произведений, включает подбор интересных фактов из жизни композитора, его этических и эстетических взглядах, истории создания произведения и т.д.
  • Методы развития эмоционально-музыкальной отзывчивости включают в себя комплекс уточняющих и детализирующих их методических приемов. Реализация задач урока осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, основными из которых являются:
  • вокально-хоровая работа;
  • слушание музыки и размышления о ней;
  • пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
  • игра на детских музыкальных инструментах;
  • Приведём примеры различных приемов для развития эмоционально-музыкальной отзывчивости, которые используем на уроках.Вокально-хоровая работаСоздание краткого опорного конспекта. Этот прием помогает сохранить высокий уровень мотивации и положительный эмоциональный настрой при разучивании текста песни.Прием «соревнование». Необходимо разделить класс на две или три группы, затем каждая группа поет либо фрагмент мелодии, либо какой-то из куплетов. Учитель или сами дети дают оценку исполнению, какая группа спела мелодию точнее.Прием «ритмического исполнения песни». Это подготовительный этап перед вокализацией мелодии песни. Ребятам предлагается «проговорить песню в ритме», при этом имеющиеся паузы можно заполнить очень легкими хлопками.Прием «эхо». Этот прием заключается в следующем: сначала весь класс поет фрагмент мелодии песни или какую-то ее часть, например, припев, относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике.Прием «пение по цепочке». Учитель говорит о том, что каждый ученик, пропевая по фразе, должен бережно передать друг другу мелодию. Прием «пение про себя». Для того чтобы реализовать этот прием необходимо сначала выяснить с ребятами, что же значить «петь про себя». Далее детям дается задание исполнить мелодию песни «про себя», а по сигналу учителя – петь вслух. Произнесения текста «по секрету». Этот прием способствует формированию навыка четкой дикции. Даём детям задание проговорить текст песни шепотом, но при этом четко произносить слова. Возвращаясь к пению, важно, исключив излишнюю утрированность движений губ, сохранить четкость и ясность произнесения текста.Прием «перекличка». Данный прием предполагает две группы исполнителей. Сначала поет одна группа, затем ее же фразу повторяет вторая. На различных этапах работы последовательность исполнителей меняется.Работа над выразительностью исполненияРезультат работы на данном этапе оказывается наиболее важным, поскольку однообразное, малоэмоциональное исполнение перечеркивает всю предыдущую работу над текстом песни и чистотой интонирования мелодии. Прием «составление исполнительского плана». В ряде песен такой план дети успешно составляют, опираясь на текст. Прием инсценировки. Использование этого приема позволяет максимально полно раскрыть творческие и актерские возможности ребенка. Необходимо подобрать такой музыкальный репертуар, который был бы удобен для инсценировки. Слушание музыки и размышление о нейЭтап урока, во время которого учащиеся слушают музыкальные произведения, а затем их анализируют словесно, в музыкально-педагогической литературе принято обозначать термином «восприятие». На этом этапе учим детей словесно оформлять свои впечатления о музыке, рассказывать о ее эмоциональном содержании. Выполнение таких творческих заданий улучшает усвоение музыки, развивает эмоциональную сферу и обогащает словарный запас учащихся.Копилка музыкальных настроений. Прежде всего, создаём наглядный «словарь музыкальных настроений». Он представляет собой ряд синонимичных прилагательных, то есть схожих по смыслу, но отражающих разные эмоциональные состояния. Вокализация инструментальной мелодии. Детям порой бывает нелегко охарактеризовать мелодию, которая уже завершилась, перестала звучать, а запомнить мелодию с текстом более легко и привычно. Доступным для вокализации оказывается ещё целый ряд произведений. Это, например, «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Вечер» В. Салманова, Главная тема I части Концерта №3 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова.Видеометод. Особенно ярко воздействует музыкальное произведение на ребёнка, если отрывки из опер и балетов он может увидеть в сценической постановке. Кроме того, демонстрация видеофильмов опер и балетов способствует восприятию этих жанров как синтетических видов искусства. С большим интересом учащиеся смотрят фрагменты из балетов: «Конек-горбунок» Р. Щедрина, «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева, а также эпизоды оперы «Кармен» Ж. Бизе, «Война и мир» С. С. Прокофьева.Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движенияОчень эффективным приемом, с точки зрения развития активного восприятия является пластическое интонирование. Воспроизведение художественного образа в пении, пластике, умение выдерживать определённую скорость движения возбуждает и развивает эмоциональную память, чувства детей. Для того чтобы заострить внимание учащихся на ярком моменте в звучании или драматургии музыкального произведения можно сначала дать задание слушать с закрытыми глазами, а затем добавить движение. Очень увлекают ребят такие задания при восприятии пьесы Э. Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», фрагмента «Купание в котлах» из балета «Конёк-горбунок» Р. Щедрина.С помощью движений корпуса и кистей пластически можно выразить жанровые особенности вальса, например, при слушании Вальса из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Также движения корпуса помогут ребятам определить жанр колыбельной песни, когда в 4 классе учимся восприятию «Колыбельной Клары» из оперы «Порги и Бесс» Д. Гершвина, исполненную на английском языке. Учитель играет только аккомпанемент, а ребятам предлагает найти нужное движение. Дети улавливают в музыке покачивание, ласковое, нежное настроение, поэтому определение жанра этой песни не вызывает у них затруднений.Игра на детских музыкальных инструментахНа уроке обычно используются инструменты, которые не имеют четко выраженной звуковысотности, поэтому их принято называть шумовыми. К ним относятся треугольники, погремушки, деревянные палочки, бубен. При первом знакомстве рассказываем детям о том, как называется тот или иной музыкальный инструмент, показываем, как на нем играют, а также учим бережному обращению с ним. К каждому отдельному музыкальному произведению проводим индивидуальный подбор музыкальных инструментов для его сопровождения. Например, работая над восприятием «Арагонской хоты» М. И. Глинки знакомим ребят с совершенно новым для них инструментом – кастаньетами. Затем дети слушают и участвуют в исполнении, играя на кастаньетах. При работе над некоторыми произведениями интересно противопоставить звучание деревянных и металлических инструментов. Например, при участии в исполнении «Камаринской» сильную долю подчеркиваем звучанием треугольников, а слабую – деревянных палочек. Добавление к звучанию фортепиано или детского хора звуков шумовых инструментов создает эффект новизны, яркости, тем самым привлекая детей к творческой активной работе на уроке. Опыт работы показывает, что использование различных методов и приемов развития музыкальной отзывчивости на уроках музыки позволяет развивать эмоциональную сферу младшего школьника. Литература1. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учебное пособие. Под ред. Г. М. Цыпина. – М.,2003.2. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студач. фак. Педвузов. – М., 2001.3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. - 31 с.