Публикации
Театрализованное представление поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театрализованное представление поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин"
Автор: Богомазова Евгения Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театрализованное представление поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин"
Автор: Богомазова Евгения Васильевна
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение«Белгородский строительный колледж»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ЛИТЕРАТУРА»ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «ВАСИЛИЙ ТЁРКИН» ПО МОТИВАМ ОДНОИМЕННОЙ ПОЭМЫ А.Т. ТВАРДОВСКОГОПодготовила преподаватель первой категории Богомазова Е.В.Белгород, 2021Аннотация к методической разработке внеурочного мероприятия по литературе «Театрализованное представление «Василий Тёркин» по мотивам одноименной поэмы А.Т. Твардовского».Преподаватель: Богомазова Е.В.Эхо войны не замолкает по сей день. Обращение к образу бойца-балагура Василия Тёркина призвано заинтересовать обучающихся поэзией Великой Отечественной войны, раскрыть творческие способности, пробудить патриотические чувства. Не ищите здесь одного Тёркина. Каждый из исполнителей – Тёркин. Сердце русского солдата, истинного защитника Родины, не унывающего бойца, бьется в каждом из них. Цель: 1. Погружение в творчество А.Т. Твардовского и атмосферу Великой Отечественной войны, знакомство с особенностями изображения писателем русского солдата в образе Василия Теркина; формирование уважения к русской речи, понимания взаимосвязей видов искусств: литературы, музыки, театра и кино.2. Развитие творческого потенциала обучающихся: музыкальных, изобразительных, сценических способностей, навыков выразительного чтения; интереса к литературе в целом.3. Воспитание патриотических чувств: любви к Родине, уважения к военной поэзии, готовности в любой минуту встать на защиту Отечества. Формируемые компетенции: коммуникативные, личностные, ценностно-смысловые. Форма мероприятия: театрализованное представление. Форма работы обучающихся: групповая, индивидуальная.Длительность мероприятия: 60 минут. Оборудование: военная форма периода Великой Отечественной войны на пять участников (гимнастерки, брюки-галифе, сапоги, взятые на прокат в драмтеатре им. Щепкина); шинель, гармонь, гитара, еловые ветви, плакаты с изображением берёз и защитников Родины (выполненные обучающимися); плотные шторы, прожектор, металлический меч с деревянной рукоятью, древесные бревна, фляга; портупеи (пять), фотография девушки военной поры, «Книга про бойца» А.Т.Твардовского мелкого формата, пистолет, пять автоматов, крест, изготовленный из необработанных стволов деревьев, фронтовое письмо-треугольник, танкистские шлемы, пилотки. Музыкальное оформление: песни под гитару: «Звезда по имени Солнце», автор В. Цой; «Война», группа Фактор-2; аудиозаписи указаны в приложении; звуки спецэффектов: взрывы, перестрелка, залпы салюта. Участники: студенты групп I курса (пять обучающихся играют роль Теркина, они же за автора, один из них за Смерть; 5 человек отвечают за музыкальное сопровождение, свет, изготовление реквизита).Зрители: студенты I-II курсов.Место проведения мероприятия: актовый зал или кабинет русского языка и литературы, оборудованный под сцену и зрительный зал (занавес, шторы для затемнения, плакаты, еловые ветви, меч висит на стене, бревна деревьев и т.д.).Примечание: ввиду ограничения объема методической разработки, в работе освещены лишь отдельные моменты представления; некоторые слова текста автора поэмы и пунктуация изменены. В качестве элемента здоровьесберегающих технологий использованы смена различных видов деятельности: выразительное чтение, актерская игра, песня, танец, приглашение зрителей к исполнению песни «Звезда по имени Солнце»Ход выступленияВступительное слово преподавателя:Кто спас нас ото зла и горя, кто мир в ладонях подарил?Мы имя этого героя все знаем, потому что нашим был.Он Вася Тёркин у поэта, здоровый парень-балагур,Забавный, как весна и лето, солдат России – верный сын.А сколько их имен мы помним, что вынесли всё на плечах –Сергеи, Дмитрии, Максимы, простой Иван и Михаил.О них расскажем Вам немного, они прошли нелегкий путь.Пускай для вас это не ново, но всё ж позвольте дать взглянуть.(названы имена участников, автор слов Богомазова Е.В.) I. Сцена «Грянул год». Бойцы спорят, кто из них Теркин. Каждый участник произносит по две-четыре, шесть и более строчек, тире в тексте означает следующего исполнителя. Роль играется с жестами, движениями.– Не прожить как без махоркиОт бомбежки до другой…– Без тебя, Василий Теркин…– Вася Теркин!– Мой герой. [10; 124]Что вы вроде оробели?–Теркин лично?– Я и есть!– В самом деле?– В самом деле!– Стойте, братцы, Теркин здесь! (все смеются)– Как же?–Так!– Новый Теркин! –Ну, и лихо!– Не поймешь,– Неразбериха!– Где солдат, где старшина?– ЧТО ТАКОЕ? (все построились) ТИШИНА!!!Что вы все не разберете,Не поймете меж собой?По уставу в каждой роте Будет придан Теркин свой! [6; 180-181]От Ивана до Фомы – Мертвые, живые –Все мы вместе – это МЫ,Тот народ РОССИЯ!!! [10; 134]– Грянул год, пришел черед,Значит, МЫ в ответе– За Россию, за народ И за все на свете.На последних словах звучит «Священная война», автор В.И. Лебедев-Кумач (минус). Маршируют на фронт под «Прощание славянки». II. Сцена «Гармонь». Идет известный диалог гармониста и танкистов. Гармонист играет на гармони. После слов:– Отморозил парень пальцы!– Надо помощь скорую.– Знаешь, брось ты эти вальсы!Дай-ка ту, которую!– И-и-и… ЗАБЫТО, НЕ ЗАБЫТО,ДА НЕ ВРЕМЯ ВСПОМИНАТЬ,ГДЕ И КТО ЛЕЖИТ УБИТЫЙИ КОМУ ЕЩЕ ЛЕЖАТЬ.И КОМУ ТРАВУ ЖИВОМУ НА ЗЕМЛЕ ТОПТАТЬ ПОТОМ…До жены б прийти, до дому…Где жена и где тот дом!? [10;143]– Э-Э-Э-Х!!!поют песню «Шар голубой» под минус (1.5 мин) и танцуют. Затем звучит на тот же мотив без музыкального сопровождения другой текст (1.5 мин):Десять винтовок на весь батальон,В каждой винтовке последний патрон.В рваных шинелях в дырявых лаптях, Били мы немца на разных путях! [5]III. Сцена «На привале».– Всех, кого взяла война,Каждого солдатаПРОВОДИЛА ХОТЬ ОДНА ЖЕНЩИНА КОГДА-ТО…И дороже этот час, Памятный, особый –ВЗГЛЯД ПОСЛЕДНИЙ ЭТИХ ГЛАЗ, что забудь –ПОПРОБУЙ…Сидя на бревнах у костра, бойцы говорят о жизни, о любимой, танцуют с воображаемой девушкой под «Синий платочек» (30 сек.), исполняют отрывок из песни «Темная ночь» под минус (1,5 мин). Под песню «Давно мы дома не были», (В. Соловьев-Седой, в исполнении О. Погудина) один из бойцов смотрит на маленькое фото своей возлюбленной, гладит рукой еловые ветви (1,5 мин). Звучат песни под гитару в исполнении одного бойца: «Звезда по имени Солнце» (В. Цой, 2 мин., приглашает зрителей спеть вместе); «Война» (группа «Фактор-2», 2 мин.). IV. Сцена «Поединок». Звуки спецэффектов: взрывы, бой, перестрелка. Звучит известный текст автора из главы «Поединок» в исполнении одного обучающегося. Во время драки с воображаемым противником мигает прожектор, звучит главная музыкальная тема из к/ф «Пираты Карибского моря» фоном для текста (1 мин). После слов:– Жалко жизни той приманки,Малость хочется пожить…– Тула, Тула, что ж ты Тула…Тула, Тула… Это ж я…Тула – родина моя…[10; 138] (ложится на землю, умирая) звучит 2 мин. песня «Знаешь, так хочется жить…» (группа «Рождество»). После письма Теркина из палаты поют песню «Батальонная разведка», И. Морозов (минус, 2 мин.) V. Сцена «Смерть и воин» Звуки боя, перестрелки, взрывов. Мигание прожектора. Входит Смерть с крестом в руках (не в черном балахоне, а один из солдат, в военной форме) под песню «Легенда» в исполнении В. Цоя (1, мин). Четыре бойца лежат на полу, раненые. Происходит известный диалог, но отвечают Смерти четверо по очереди и вразнобой. Затем на последних словах звучит «Симфония №7 («Ленинградская»), Д. Шостаковича и после слов Теркина:ТАК ПОШЛА Ж ТЫ ПРОЧЬ, КОСАЯ!!! Я СОЛДАТ ЕЩЕ ЖИВОЙ!!! (хором)– БУДУ ПЛАКАТЬ,– ВЫТЬ ОТ БОЛИ,– ГИБНУТЬ В ПОЛЕ БЕЗ СЛЕДА!– НО ТЕБЕ ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ – Я НЕ СДАМСЯ НИКОГДА!!! [4; 348] (хором)поверженная Смерть с яростью кидает крест прочь и становится вместе с солдатами в один ряд. VI. Сцена «Дорога на Берлин». Маршируют под музыку «Дан приказ».Вновь отныне дело СВЯТО!!! Где ни свет, то НАША ХАТА,Где ни стук, ТО НАШ ТОПОР,НАШ МАРШРУТ И НАШ МОТОР!!! (хором)– Праздник близок, мать Россия!Оберни на запад взгляд,Далеко ушел Василий,Вася Теркин, твой солдат… (все вместе тихо вполголоса)– Золотое бабье лето,Оставляя за собой,Шел уже далёко где-то,НА БЕРЛИН!!! (хором)В ПОСЛЕДНИЙ БОЙ!!! (хором)Поют песню «Последний бой» под минус (М. Ножкин, 2 мин.)ЗАЛПЫ САЛЮТА!– Грянул залп многоголосыйНад Рейхстагом по весне,СТОП МАШИНЫ, СТОП КОЛЕСА…– Тихо, брат…. (трель соловья, пауза)КОНЕЦ ВОЙНЕ!!! (почти шёпотом)Суда живых – не меньше павших суд.И пусть в душе до дней моих скончаньяЖИВЕТ, ГРЕМИТ ТОРЖЕСТВЕННЫЙ САЛЮТПОБЕДЫ И ВЕЛИКОГО ПРОЩАНЬЯ!!! [8]Каждый участник говорит на фоне музыки «Прощание славянки»:«Моему деду (бабушке) – имя, фамилия…» (речь об участниках Великой Отечественной войны).Затем двое: «И ВСЕМ ТЕМ, КТО ПОДАРИЛ НАМ ЖИЗНЬ,ПОСВЯЩАЕТСЯ!» (хором, подбрасывают пилотки вверх).Поклон. Под песню «Побывал на войне», группа «Рок 200» (4 мин.). Один из солдат в шинели возвращается домой, пьет из родного колодца воды. И вдруг видит перед собой погибших боевых товарищей (четверо участников выстраиваются перед ним в строй) отдают честь и смотрят ему в глаза. Затем медленно по одному выходят на центр сцены и кланяются.Рефлексия: самоанализ выступающих после просмотра видеозаписи и фото в виде беседы (письменного анкетирования), отзыв зрителей в письменной и устной форме в виде аннотации; рейтинга наиболее запомнившихся исполнителей и моментов выступления. До мероприятия зрителям дается задание принести цветы, георгиевские ленточки. И во время поклона они вручают их наиболее запомнившимся участникам. А также раздаются бумажные смайлы, на обратной стороне которых зрители пишут имена и фамилии участников и выражают ими свои впечатления.ИсточникиВасилий Тёркин (1973). Фильм, режиссер Б. Щедрин. [Электронный ресурс] . Военные песни. [Электронный ресурс] https://b-track.com/ artist/. Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека. [Электронный ресурс] . Кравцова Н.В. Использование приемов театральной педагогики на уроках литературного чтения // Молодой ученый. – 2017. – № 15.2. – С. 99– 102. Литература XX века. 11 класс. Хрестоматия для общеобразовательных учреждений: Ч.2/Авт. Сост. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 632 с. Песня Максима, фронтовая. [Электронный ресурс] Сборник боевых документов Великой Отечественной войны.– М.: Воениздат, 1947-1960. Так хочется жить. – Рождество. [Электронный ресурс] Твардовский А.Т. Собрание сочинений в 6 томах. Художественная литература. – М.: 1983. – 3000 с. Твардовский А.Т. Лирика: Стихотворения и поэмы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.– 368 с. Твардовский А. Стихотворения и поэмы /Составление, предисл. и примеч. А.А. Мигунова. – М.: Просвещение, 1983. – 272 с. Хуторской А.В. Современные педагогические инновации на уроке.// Интерннет –журнал «Эйдос».–2007.– 5 июля. [Электронный ресурс] . Приложение