Публикации Развитие математических способностей при формировании навыков табличного умножения и деления.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие математических способностей при формировании навыков табличного умножения и деления.
Автор: Шувалова Лариса Сергеевна

Развитие математических способностей при формировании навыков табличного умножения и деления.«Люди, никогда не упражняющие своих способностей, становятся нечувствительными к их существованию»(Л. Малори)Мы обращаемся к понятию «способность», когда хотим указать на продуктивность какой-то конкретной деятельности данного человека. Поэтому редко употребляют выражение «способный человек», а, как правило, говорят «способный ученик» «способный музыкант»», «способный футболист» и т.д. Многие психологи исследовали сущность понятия «способность», такие как С.Л.Рубинштейн, Н.В.Кузьмин, Н.С.Лейтес. Во всех приведённых ими определениях отмечается, что способности, с одной стороны, связаны с индивидуально–психологическими особенностями человека, а с другой стороны определяют продуктивность осуществляемой деятельности. Учитывая это, в качестве определения способностей можно принять следующее. Способности – совокупность индивидуально–психологических свойств личности, которые определяют скорость и успешность овладения какой-либо деятельностью и совершенствования в ней. По одной из классификации способностей, они делятся на природные (естественные) и специфические. В специфических отдельную группу составляют математические способности. Компоненты математических способностей в младшем школьном возрасте представлены лишь в своем “зародышевом” состоянии.Люди самых разных профессий должны обладать высокой математической культурой. Именно это и делает математику одним из ведущих предметов в школе.  Она задает стандарты правильного, рационального мышления на всю жизнь вперед, дает огромный толчок для умственного развития. Учителя этого предмета должны дать прочные и глубокие знания, всемерно развивать способности учащихся этой области. В любом курсе математики начальной школы уделяется большое внимание изучению таблицы умножения и деления. Многим учащимся очень трудно дается ее запоминание. Сколько усилий приходится прилагать для того, чтобы помочь ребёнку осознать смысл умножения, его значение в жизни человека, необходимость знания наизусть. От учителя требуется изучения различных методик, критического осмысления и переработки информации, отбора приемов и средств, способных оказать положительное влияние на процесс обучения младших школьников, а также на формирование вычислительных навыков и математических способностей. В связи со всем сказанным выше, необходимо разработать такую систему заданий , которые способствуют развитию психических процессов и математических способностей. Приведем примеры заданий, опробованные на практике, которые влияют на развитие этих способностей при изучении темы «Табличное умножение и деление». Мы не раз использовали на практике таблицу умножения в стихах..Ещё одним увлекательным способом умножать является умножение на пальцах. Решение так называемых «весёлых задач» тоже способствует добиться необходимых результатов, а также способны вовлечь учащихся в процесс обучения, и он уже не кажется таким сложным. Есть и такие задачи в стихах (они же весёлые задачи) к которому предлагается и весёлый ответ. Рассмотрим ещё один вариант решения проблемы – дидактическая игра. Во время проведения дидактических игр дети преодолевают серьезные трудности при изучении табличного умножения и деления. Наряду с дидактическими играми, не малую роль играют и развивающие упражнения и задания. Их мы использовали в дополнительных карточках для каждого учащегося, а также во время урока для тех, кто справился с заданием чуть раньше. На уроке математики необходимо выделять 5 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях. Такие задания не только формируют вычислительные навыки, но и развивают устойчивость внимания, увеличивают его объем, учат распределять и переключать его, а также влияют на развитие математических способностей. В связи с относительно недавним введением новых стандартов в школы, на уроках интенсивно используются компьютерные технологии. Здесь детей тоже ждет широкий и разнообразный выбор заданий на данную тему: электронные тренажеры, диски с заданиями, презентации Также на практике мы использовали такие приемы, как: карточки, математический диктант, математические раскраски, математическая эстафета,Таким образом, наши упражнения, задания, игры требуют от школьника активной мысли, творчества, самостоятельного выполнения. Они мотивируют школьника выучить таблицу умножения, успешно запомнить ее, что дает основание для суждения о развитии его математических способностей.Список использованной литературы:
  • Дыгун М.А. Конспект лекций по психологии: пособие для учащихся шк. отд-ния сред. пед. учеб. заведений Респ.Беларусь; под общ. ред. М.А. Дыгуна. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. – 99, [1] c. – Ч.2.
  • Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968, с.380-390, 397-400