Публикации Дополнительная общеобразовательная программа "Скетчинг. Креативное рисование"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная программа "Скетчинг. Креативное рисование"
Автор: Савина Дарья Дмитриевна

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛУГИМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ГАЛАКТИКА» ГОРОДА КАЛУГИДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Скетчинг. Креативное рисование»Возраст учащихся: 9-12 летСрок реализации программы: 16 часов Уровень сложности: стартовыйАвтор-составитель программы:Савина Дарья Дмитриевна,педагог дополнительного образованияКалуга, 2023Паспорт программы1. Комплекс основных характеристик краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная запискаОбщеразвивающая программа дополнительного образования «Скетчинг. Креативное рисование» (далее Программа) является краткосрочной модифицированной программой художественной направленности.Программа реализуется в соответствие со следующими нормативными документами:
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 год. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Утверждена постановлением Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».
  • Вид программы: модифицированная программа, уровень освоения – общекультурный.Актуальность программы: Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию у ребенка художественного умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях, воплощать идейный замысел посредством образного звучания цвета или же графического изображения объектов. При этом выбор формата обучения играет основополагающую роль. Разнообразие нестандартных техник, представленных в программе (которые включают в себя множество приемов рисунка и живописи), позволяет вызвать у ребенка живой интерес к изотворчеству, воспринимать занятия как увлекательный процесс. Педагогическая целесообразность программы: состоит в том, что в процессе её реализации, обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на интеллектуально-творческое развитие и самовыражение в процессе творчества.Новизна программы: программа дает возможность познакомиться с различными нетрадиционными техниками изобразительного искусства, применить их на практике, детям, не умеющим рисовать. Вследствие активизируется творческий потенциал, развивается креативность, конструктивное мышление, повышается уровень художественной подготовки и расширяется творческий диапазон.При подготовке программы обобщен опыт турецких и японских мастеров, чьи работы выполнены в технике эбру и марблинга (суминагаши), применяется методика и приемы правополушарного рисования (Бетти Эдвардс), художников-импрессионистов, постимпрессионистов, неоимпрессионистов и тех, чьи работы выполнены в технике пуантилизм (Джордж Сера, Шарль Анграм, Максимилиан Люс, Винсент ван Гог, Поль Синьяк).Адресат программы: программа рассчитана на детей 9-12 лет. Группы формируются по 12 человек. Набор в группы производится на основании заявлений родителей (законных представителей) обучающихся. Уровень готовности учащихся к освоению программы определяются по результатам первичной аттестации.Язык реализации программы: русскийОбъем программы – 16 часов в год.Форма организации образовательной деятельности: очнаяРежим занятий:
  • Занятия проводятся 2 раза в месяц по 2 академических часа. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут с перерывом 10 минут.
  • Занятия проводятся в течение 2 месяцев 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут с перерывом 10 минут.
  • Формы проведения занятий групповая, практические занятия, игровое занятие, занятие-выставка 1.2 Цели и задачи программыЦель программы: Способствовать формированию художественно-творческих способностей детей, через экспериментально-художественную деятельностьЗадачи программы:Обучающие:
  • обучать основам художественно-изобразительной грамоты:
  • формировать умение пространственно видеть и передавать форму и пропорции предметов действительности,
  • учить видеть в натурных предметах простейшие геометрические формы, передавать форму или объем предметов с помощью линии и пятна;
  • формировать начальные представления о видах перспективы;
  • обучать основам колористической грамоты и цветоведению
  • учить работать с различными видами графических и живописных материалов
  • Развивающие:
  • развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, фантазию, наблюдательность, пространственное мышление;
  • развивать способность передавать свое эмоциональное состояние и снимать психологическое напряжение
  • развивать умение неординарно мыслить и видеть красоту окружающей действительности, проявлять склонность к самостоятельному творческому поиску и эксперименту
  • Воспитательные:
  • воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного искусства, уважение к труду художника;
  • воспитывать активное эстетическое отношение к миру изобразительного искусства и окружающей действительности.
  • Формирование навыков как самостоятельной, так и коллективной работы, умений правильно организовать рабочее место
  • формировать культуру труда, умение контролировать свое эмоциональное состояние и бесконфликтно взаимодействовать в группе
  • 1.3 Содержание программы Учебный план, 16 часовСодержание программы1. Вводное занятие. Знакомство с понятием скетчинга.Теория: что такое скетчинг, виды скетчинга, обзор рабочих материалов.Практика: упражнения на типы линий, контурные зарисовки простых предметов, различными материалами. Свет, цвет, тон. Упражнения на освещение.(материалы: простой карандаш, гелиевая ручка, маркер)2. Линия, точка и пятно.Теория: понятия «линия», «точка», «пятно».Практика: разбор темы на примере несложного пейзажа (материалы: акварель, чёрная ручка)3. Линейная перспективаТеория: понятие «линейная перспектива».Практика: зарисовки городского пейзажа (городского) с разбором линейной перспективы и одной точкой схода с ведением силуэтов людей (материалы: тушь/акварель, простой карандаш, ручка)4. Рисуем животных. Передача форм и фактуры.Теория: понятия «форма», «фактура», основные геометрические формы.Практика: передача форм и фактуры. Зарисовки птиц. (материалы: простой карандаш, цветные карандаши)5. Food-иллюстрация. Подготовка мини-проекта.Теория: понятия «food-иллюстрация», «композиция», понятие контраста и нюанса.Практика: сложное блюдо (компоновка, фактура, цвет). Разработка мини-проекта в малых группах, презентация проекта (материалы: цветные карандаши)6. Рисование с натуры «Живой цветок».Теория: правила рисования с натуры, приемы сочетания маркера, ручки, карандаша.Практика: зарисовка живого цветка с натуры с элементами класса (фон)(материалы: цветные маркеры, чёрная ручка, белый карандаш)7. Ретро-транспорт. Подготовка мини-проектаТеория: виды ретро-транспорта Практика: зарисовка ретро-мопедов/транспорта. Построение предмета. Компоновка на листе. Возможно, с элементами экстерьера. Подготовка и презентация мини-проекта – работа в парах (материалы: простой карандаш, акварель, цветные карандаши).8. Анимированные персонажи. Итоговое занятие.Теория: правила анимации, пропорции тела, передача движения.Практика: зарисовки анимированных персонажей, передача пропорций тела, изображение фигуры в движении, силуэта (материалы: простой карандаш, гелиевая ручка, маркер, тушь, акварель на выбор). Подготовка и презентация индивидуального мини-проекта. Подведение итогов работы по программе.1.4 Планируемые результатыВ результате реализации программы обучающийся освоит основы художественно-изобразительной грамоты, овладеет практическими умениями и навыками работы в различных техниках скетчинга, научится создавать художественные работы, используя разнообразный материал, научится использовать специальные термины в практической работе в различных жанрах и техниках изобразительного искусства. Будет знать:
  • Основы рисунка и создания декоративных композиций (виды выполнения рисунка — с натуры, по воображению, по представлению; графические способы выполнения рисунка—абрисный, тонально-пятновой, силуэтный, штриховой;
  • Основы живописной грамоты (понятие цвета и тона, тоновая градация и растяжка цвета, правила смешения цветов, виды мазков, приемы заливки; способы нанесение краски «по сухому», «сухое по мокрому» и другие, понятие фактуры и оптических иллюзий в живописи, понятие контраста и нюанса).
  • Будет уметь:
  • Передавать форму и фактуру предметов, соотношение света и тени с помощью различных материалов и в разных техниках.
  • Компоновать рисунок, передавая пропорции.
  • Использовать различные виды мазков в живописи.
  • Создавать рисунок с помощью различных графических материалов и их сочетаний.
  • Создавать креативные художественные работы в комбинированных техниках.
  • В результате занятий по программе у обучающегося разовьются следующие компетенции и личностные качества:
  • умение обретать гармонию и самовыражаться в творчестве, стирая барьеры «я не смогу и у меня не получится»;
  • умение включать работу обоих полушарий, проявляя интуицию.
  • У обучающегося получат развитие такие личностные, метапредметные и предметные результаты, как:
  • умение взаимодействовать в условии групповых занятий, нести ответственность;
  • умение соотносить свои действия с прогнозируемыми результатами, осуществлять самоконтроль;
  • усидчивость, трудолюбие;
  • толерантность, а также живой интерес к искусству и культуре разных стран;
  • научится самостоятельно создавать живописные работы, используя разнообразный материал, в различных жанрах и техниках изобразительного искусства.
  • 2. Комплекс организационно-педагогических условий.2.1. Календарно-учебный график 2.2 Условия реализации программыУсловие реализации программы:Программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования и в школе. Кадровое обеспечение:Педагог дополнительного образования, обеспечивающий реализацию программы.Критерии отбора педагогов для реализации программы:
  • профессионально – педагогическая компетентность: наличие
  • теоретической и практической подготовки (в соответствии с профилем деятельности);
  • уровня профессионально – педагогической информированности;
  • умения творчески применять имеющиеся знания на практике;
  • программировать свою деятельность;
  • анализировать и развивать свой опыт с учетом современных условий;
  • знания основных законодательных и нормативных документов по вопросам образования и защиты прав обучающихся;
  • обладание духовно - нравственными качествами, эрудицией, эмпатией и креативностью, способностью принимать решение и нести за них ответственность;
  • ориентированность на принципы гуманизма;
  • умение создавать обстановку психологического комфорта и безопасности для личности обучающегося.Материально-техническое обеспечениеУспешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материально-техническая база.Наличие:
  • учебного кабинета для занятий с детьми, имеющее хорошее освещение (до 200 лк) и вентиляцию;
  • аптечка;
  • информационного стенда;
  • оборудования:
  • столов и стульев, соответствующих росту обучающихся,
  • зажимов для крепления и демонстрации учебных схем и плакатов;
  • телевизора; аудио-видеоаппаратуры;
  • цифрового фотоаппарата;
  • компьютера, мультимедийного аппарата и т.д.;
  • реквизитов для игр, упражнений;
  • канцтоваров: простые и цветные карандаши, маркеры, шариковые ручки, тушь, акварель, бумага для рисования)
  • (примечание: инструменты, принадлежности, материалы и необходимое оборудование имеются в достаточном объеме из расчета на 12-15 обучающихся).Дидактическое обеспечение программы:
  • Методические разработки занятий;
  • Методическая литературы по данной тематике.
  • Ауди и видеотека;
  • Подборка методик, проведения оценки эффективности программы;
  • Информационное обеспечение
  • 2.3 Формы аттестацииОсновные формы текущего и итогового контроля - опрос, групповая рефлексия, конференция, анкетирование, тестирование, анализ продуктов исследовательской деятельности (в том числе и в рамках участия в конкурсах).2.4 Оценочные материалыСистема психолого-педагогического мониторингаобразовательной программы2.5 Методические материалыОрганизуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.Педагогические условия для реализации программы:
  • создание художественно-развивающей среды;
  • разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация
  • взаимодействие с родителями учащихся.
  • Обучающие и педагогические технологии:
  • Технология личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков);
  • Технология проблемного обучения (Д.Дьюи);
  • Технология здоровьесберегающего обучения (И.И.Брехман, Смирнов Н.К., Н.М.Амосов, Сонькин В.Д.);
  • Технология игрового обучения (Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин, Б. П. Никитин, А.А.Вербицкий, А.П.Панфилова , Ю.С. Арутюнов) .
  • Занятия по данной программе предполагают различные формы работы. Это:
  • Индивидуальная и групповая работа.
  • Практические занятия.
  • Занятие-конференция
  • Среди методов обучения предпочтение отдается следующим:
  • словесные методы;
  • демонстрационные методы;
  • методы практико-ориентированной деятельности;
  • методы мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование.
  • методы контроля и коррекции: наблюдение, коррекция,
  • беседа, самоанализ, рефлексия, самоконтроль
  • творческое проектирование
  • Используемые методы:
  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
  • Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей:
  • Уголок художественного творчества в группе.
  • Кабинет по изобразительной деятельности.
  • Выставка рисунков в холле дошкольного учреждения.
  • Наглядный материал:
  • Иллюстрации и репродукции картин художников;
  • Наглядно - дидактический материал;
  • Игровые атрибуты;
  • Стихи, загадки;
  • Открытки для рассматривания;
  • Авторские рисунки;
  • Художественные материалы:Цветные карандаши, простые карандаши, ластики, фломастеры, акварельные, гуашевые краски (в том числе и флуоресцентные), цветные маркеры, пастельные мелки, матерчатые салфетки для просушивания ворса, бумажные салфетки, кисточки (большие и маленькие, толстые и тонкие), палитры, подставка под кисти, клеенки, стаканчики для воды,листы белой и тонированной бумаги в формате А 4, А3, альбомы для детского художественного творчества, ватман, мягкая бумага (салфетки, газеты), печатки, пробки, губки, колпачки фломастеров или авторучек, вата, ватные диски, ватные палочки.3. Литература для педагога:1. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы в России. — М.: Народное образование, 2005.2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. — М, 1981. 3. Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография.—М.: МГПУ, 2011. — 320с.4. Величко Н.К. Русская роспись: Техника, Приемы, Изделия: энциклопедия / Н.К. Величко. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 224с.5. Воробьева Н.Г. Точечная роспись. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016—208 с.: ил. — (Золотая библиотека увлечений).6. Голдман К. Акрил: Основы живописи акриловыми красками: Пер. с анг. / Кен Голдман. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2005. - 31c.7. Ивановская В.И. Индийские орнаменты. — М.: ООО «Изд-во В.Шевчук»,2007.8. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. — 5-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2012. — 46с.9. «Изобразительное искусство 5–9 класс. Рабочая программ для общеобразовательных учреждений» / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2013 г.10. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. Л.: Просвещение, 2015. — 128с.11.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для пед. училищ / В.С. Кузин, 1984. — 318 с. 12. Кон-Винер. История стилей изобразительного искусства / Кон-Винер; пер с нем. – М.: ООО «Из-во В. Шевчук»; 2001-222с.: ил.-136=80(ЦГБ).13. Лукьянова В.А. Роспись по стеклу: пошаговые мастер-классы / Виктория Лукьянова. — Москва: Эксмо, 2015. — 64 с. — (Азбука рукоделия).14.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. — М.: «Владос», 2005. -161с.15. Люси Ванг. Китайская живопись. — М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2007, -35 с.16.  Макарова М.Н. Рисунок и перспектива. Теория и практика: Учебное пособие для студентов художественных специальностей. — 2-е изд., испр. — М.: Академический Проект, 2014. — 382 с.17. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: книга для учителей. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с.18. Основы техники акварели/ под ред. Г.Альберта и Р.Вулф; пер. с англ. П.А.Самсонов. — 2-е изд. — Минск: «Попурри», 2010.20. Шаров В.С. академическое обучение изобразительному искусству / Шаров В.С. – М.: Издательство «Э», 2015. — 648 с. Ил.21. Эдвардс Б. Откройте в себе художника. — Изд-во «Попурри», 2009.22. Якушева М.С, Ивановская В.И. Искусство витража. Принципы построения композиции: Учебное пособие. — М.: ООО «Из-во В. Шевчук», 2011. — 220с. Литература для детей и родителей.1.Армфельд Д.Р. Как укротить самую капризную в мире краску. — Изд-во «Попурри», 2015.2. Бялик В.М. Графика / В.М. Бялик. — М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2010. — 112с. : илл. — («Искусство—это интересно!»).3.Дюхтинг Хайо. Пуантилизм. — М.: Изд-во «Арт-Родник», 2005.4. Максимова О. Как рисовать пастелью. — М.: 2Астрель», 2003 — 35с.5.Стерхов К. Полный курс акварели. Портрет: Учебное пособие. — С.-П.: Планета музыки, 2014.6.Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца. — М.: Просвещение, 1981.7. Шматова О.Б. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс-курс: учимся рисовать с нуля шаг за шагом / Ольга Шматова. — 2-е изд., обновл., переработ. И доп. – М.: Эксмо, 2015. 80с.: ил. — (учимся рисовать с Ольгой Шматовой).