Публикации
Из опыта инновационного подхода в работе с детьми при подготовке к предметным олимпиадам
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Из опыта инновационного подхода в работе с детьми при подготовке к предметным олимпиадам
Автор: Карюгина Марина Леонидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Из опыта инновационного подхода в работе с детьми при подготовке к предметным олимпиадам
Автор: Карюгина Марина Леонидовна
Доклад на тему: «Из опыта инновационного подхода в работе с детьми при подготовке к предметным олимпиадам»(Карюгина Марина Леонидовна, зам. директора по УМР, г. Шардара, Туркестанская область, Республика Казахстан)«Нет детей одарённых и неодарённых, талантливых и обычных.Одарены, талантливы все без исключения дети»В. А. Сухомлинский Одной из общепризнанных форм работы с одаренными детьми являются олимпиады. Организуются олимпиады во всех городах и районах страны. Существует необходимость участия в олимпиадах и введение его в систему обучения и воспитания. Почему вы спросите? Потому что у молодежи ощущается нехватка патриотизма, гордости за свою школу, город, страну, ответственности перед собой и обществом. И вот здесь большую роль играет участие в олимпиадах. Участие в олимпиадах воспитывает ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие, чувство патриотизма. Возникает другой вопрос: Как пробудить у школьника интерес к его предмету и воспитать у подрастающего поколения умение работать самостоятельно? Не просто дать ученикам определённую систему знаний, а научить детей самостоятельно добывать знания – вот главная задача современной школыРоль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка и активизировать познавательный интерес, подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы быть успешным в работе по этому направлению? (схема 1)Схема 1. Качества учителя, работающего с олимпиадникамиВ представленном опыте даны рекомендации по организации подготовки обучающихся к участию в предметных олимпиадах.Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам:Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету. Отбор необходимо осуществлять в ходе наблюдений на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий. Отбор в нашей школе ведется с 5 класса. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия. Суть этого условия состоит в организации развивающей среды, которая стимулирует любознательность, обеспечивает ее удовлетворение. Осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективные курсы, участие в дистанционных предметных олимпиадах Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий. Отношения между учителем и учащимися должны быть партнерскими. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний умений и его способности передать их ученику. При подготовке к олимпиадам учащихся, прошу своих коллег придерживаться в своей работе следующих принципов (схема 2)Схема 2. Принципы подготовки учащихся к олимпиадеС целью удержать ученика и заставить его участвовать в олимпиаде по своему предмету абсолютно неприемлем принцип «административного давления». Это не принесет должного результата. Учитель должен постоянно расти профессионально, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела быть интересным ребятам. Должен сам быть образцом для ребёнка и тогда ученик стремиться не подвести своего учителя. Подготовка к олимпиаде должна проходить в условиях тандема учитель-ученик-родитель. При подготовке школьников к олимпиадам очень важно взаимодействиес семьёй, с родителями школьника. Родители должны понимать педагога и поддерживать ребенка. Значение семьи в процессе подготовки школьника к олимпиаде очень высоко.Требования к участникам олимпиад ежегодно растут, но вместе с тем появляется больше возможностей для хорошей подготовки, в том числе и через интернет. Знания и навыки можно улучшить с помощью онлайн-тестов, задач, упражнений. Подходят они для учащихся любого возраста.Онлайн-обучение позволяет экономить личное время, иногда достаточно 15-20 минут занятий ежедневно. Кроме того, можно получить доступ к базе знаний, усвоить дополнительную информацию, проверить познания в разных дисциплинах. В сочетании с классическим репетиторством онлайн-обучение дает превосходные результаты: ребенок уезжает на олимпиаду с достаточным уровнем психологической и интеллектуальной подготовки.Начинать подготовку ребенка к олимпиаде нужно заранее, чтобы была возможность узнать его слабые стороны и приступить к их коррекции. В этом важную роль играют опытные педагоги и репетиторы, а также онлайн-тренажеры, платформы и курсы, разработанные с учетом специфики олимпийских соревнований. При таком подходе можно быть уверенным, что ребенок достойно покажет себя в олимпиаде и поверит в свои силы.Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления. В целом, педагог должен помнить, что всё знать и всё прорешать – невозможно. Должна быть золотая середина, необходимый минимум задач.Никто не укажет его границы, он индивидуален для каждого школьника.Перечень использованных Интернет-источников?*= Методические рекомендации по подготовке школьников к успешному участию в олимпиадах Как подготовить школьника к олимпиаде, чтобы он стал победителем Распространение и обобщение опыта по подготовке учащихся к Республиканской олимпиаде Обобщение опыта работы "Система подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам различного уровня Королѐва Е.В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления – генератора инноваций // Исследовательская работа школьников. 2010.№1. «Одаренные дети - приоритетное направление развития современного образования»: Сборник материалов семинара .Сыктывкар: ГАОУДПО (пк) С РК «КРИРО», 2011.