Публикации Профилактика травм головного мозга

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профилактика травм головного мозга
Автор: Коротина Юлия Геннадьевна

Конспект урока в 4 классе по миру природы и человека на тему:«Профилактика травм головного мозга».Цель: создание условий для формирования представлений о профилактике травм головного мозга.Задачи:Коррекционно-образовательная: формирование условий для представления о профилактике травм головного мозга.Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, познавательной активности. Уточнение и активизирование словарного запаса по теме: «профилактике травм головного мозга».Коррекционно-воспитательная: воспитание интереса к живому миру.Ход урока1 Организационный момент.- Здравствуйте, ребята! Сегодня на урок к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как мы умеем работать.- Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:1) На уроке будь старательным, Будь спокойным и …. (внимательным).2) Говорите четко, внятно,Чтобы всё было …. (понятно).3) Если хочешь отвечать –Надо руку …. (поднимать).- Я желаю вам хорошего настроения и активной деятельности!- Ребята, а какое сегодня число?- День недели?- Какой урок по счету?А как наш урок называется?- Чему мы учимся на уроках живого мира? (Верно, мы изучаем окружающую нас природу).2. Актуализация знаний.- Ребята, давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Да, мы изучали тему: Мозг человека).- А что же такое головной мозг? (Головной мозг – это главный орган человека, который управляет работой всего организма).- Где находится мозг у человека? ( Мозг у человека расположен в голове).- Что защищает головной мозг от ударов и сотрясений? (Мозг защищен костями головы, которые называются черепом).- Назовите, какие органы чувств расположены на голове человека? (У человека есть глаза, рот, нос, уши).- А зачем нам нужны эти органы чувств? (Органы чувств помогают человеку видеть, слышать, дышать, разговаривать, двигаться, думать, чувствовать различные запахи и вкусы. Они помогают человеку познавать мир).- Как вы думаете, а есть ли мозг у животных? (Есть).- Почему животные не умеют говорить и думать, как люди? (Потому что мозг человека развит намного лучше).- Хорошо. Головной мозг устроен очень сложно. Ребята, посмотрите, как выглядит мозг человека на рисунке!- Он состоит из большого количества нервных клеток и разделен на два полушария. Правое – управляет левой половиной тела, а левое – правой половиной. У большинства людей левое полушарие развито больше, поэтому они активнее пользуются правой рукой. У левшей, наоборот, больше развито правое полушарие мозга. Еще есть мозжечок – расположен в затылочной части головного мозга. Этот отдел мозга отвечает за координацию движений и равновесия тела.- Хорошо! Вы всё верно рассказали.3. Введение в новую тему.- Ребята, а что необходимо соблюдать, чтобы наш мозг хорошо работал? - Правильно, его нужно беречь и соблюдать определенные правила. А точнее говоря, профилактику. Вы, наверное, уже догадались, о чем сегодня пойдет речь?! И тема нашего урока: «Профилактика травм головного мозга».- Давайте вспомним, что такое травма? (Травма – это внезапное нарушение здоровья с повреждением органов или тканей).- Какие виды травм вы знаете? (ушиб, растяжение, ожоги, падения с высоты, падения на ровном месте – поскользнулись, зацепились; занозы, сотрясение и ушиб головного мозга).- А какие их этих травм можно отнести к травмам головного мозга? (ушиб и сотрясение).- Какие признаки ушиба и сотрясения головного мозга вы можете назвать?- Признаками ушибов головного мозга являются головные боли, подташнивание, рвота, но сознание сохранено. Сотрясение головного мозга сопровождается потерей сознания, тошнотой, рвотой, сильными головными болями, головокружением.- Какие правила оказания первой помощи при ушибе и сотрясении мозга вы можете назвать? (Первая помощь заключается в создании полного покоя пострадавшему и применения холода на голову).- Хорошо. При отсутствии сознания нужна фиксация языка, при отсутствии дыхания и остановки сердца следует немедленно приступить к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции легких.- Молодцы! Всё правильно назвали.4. Изучение нового материала.- Сегодня мы поговорим о профилактике травм головного мозга. К видам травм головного мозга относят также переутомление головного мозга.Переутомление – состояние, возникающее вследствие долгого отсутствия отдыха организма человека.Утомление – это усталость, истощение организма.Переутомление очень опасно для здоровья человека. Особенно опасно оно для детского организма. Основной причиной возникновения переутомления служит несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, отсутствие отдыха, плохое питание, психические нагрузки на организм.- Ребята, наш мозг работает всегда. Для работы ему нужно питание и свежий воздух.Если нарушить эти правила, то у человека начинает болеть голова.Мозгу нужно давать отдых. Он отдыхает, когда человек спит. Но даже во сне он продолжает работать, т.к. контролирует работу сердца, дыхания и других органов.После сна человек встает отдохнувшим. Нужно ложиться спать в одно и то же время и спать не меньше 9 часов.- Ребята, мы с вами хорошо поработали и сейчас немного отдохнем.5. Физкультминутка.Для здоровья, настроеньяДелаем мы упражненье:Руки вверх и руки вниз,На носочки поднялись.То присели, то нагнулисьИ опять же улыбнулись.6. Работа по теме с учебником.- Мозг, как и другие органы, нужно беречь. Нельзя в жаркую и холодную погоду ходить без головного убора. Это очень опасно. Очень опасны и ушибы головы.Запомните, ребята: нельзя никого бить по голове, играть в игры, которые могут привести к падению вас или кого-нибудь из ваших сверстников.- Откройте учебник на странице 54 – 55. Сейчас мы с вами рассмотрим основные правила профилактики травм головного мозга.Рассмотрите иллюстрации. Запомните эти правила и старайтесь их соблюдать. (Чтение учебника обучающимися).- А сейчас мы с вами откроем тетради и кратко запишем эти правила к себе в тетрадь.- Запишите число, классная работа, тему урока: «Профилактика травм головного мозга».Не забываем соблюдать правильную посадку при письме: спину держим прямо, локти на столе, тетрадь под наклоном от себя влево.- Записали? Надеюсь, что соблюдение этих правил поможет вам в жизни избежать многих проблем и прежде всего сохранить своё здоровье.7. Закрепление нового материала.А теперь, ребята, откройте учебники на странице 53. Рассмотрите рисунки и объясните, что делают неверно дети на картинках. (Обучающиеся открывают учебник, рассматривают иллюстрации. Объясняют, рассказывают, какие правила нарушили дети).- Покажите и расскажите, к чему может привести неправильное поведение детей?- Хорошо, молодцы! Правильно ответили.- А сейчас, в качестве закрепления нашего материала, выполним задание на карточках.(Обучающиеся выполняют самостоятельную работу).8. Рефлексия. Оценки.- Наш урок подходит к концу.Понравился ли он вам? Довольны ли вы своей работой?Если вы можете сказать «Я доволен собой, у меня всё получилось. Хочу знать больше» - поднимите карточку с веселым смайликом. «Мне ничего не понятно», - картинку с изображением грустного смайлика.Оценивание обучающихся.9. Разбор домашнего задания.- Итак, давайте еще раз повторим, какую тему мы сегодня изучали на уроке?- Как вы считаете, эта тема важна для вас и почему?- Я очень надеюсь, что вам сегодня было интересно на нашем уроке!- Молодцы! Урок окончен. Спасибо, ребята!