Публикации Правильный подход к детям с разными типами восприятия

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Правильный подход к детям с разными типами восприятия
Автор: Наталья Николаевна Мокеева

Визуалы, кинестетики или аудиалы: правильный подход к детям с разными типами восприятия информацииКаждый ребенок усваивает материал удобным ему способом. Кто-то рисует рядом с терминами ассоциативные изображения, другие перечитывают записанное вслух по несколько раз, а третьим нужны схемы или таблички, чтобы лучше все понять. Нет идеального метода, ведь все люди уникальные. Главное, чтобы ребенок понял, как ему проще получать информацию извне, воспринимать и запоминать ее. Классификация восприятия информации у детей Теорией о каналах восприятия мы обязаны представителю школы Новой Зеландии по имени Нил Флеминг. Он объяснил, что каждый человек воспринимает новую информацию при помощи пяти чувств. Они и являются теми самыми каналами восприятия, а именно:
  • Вкусовой;
  • Обонятельный;
  • Зрительный;
  • Звуковой;
  • Тактильный.
  •   Это позволило выделить три типа восприятия данных — кинестетик, визуал и аудиал. Если ребенок относится к визуалам, это не значит что он получает информацию только зрительно. Это означает, что лучше всего ему дается обработка данных с помощью глаз визуальной их обработки. Этот канал связи — доминирующий. Но параллельно ребенок задействует и другие способы восприятия. Бывает и такое, когда два канала одинаково сильно развиты, а третий намного слабее. Рассмотрим все три способа восприятия. 1АудиалыДети-аудиалы воспринимают информацию через органы слуха. Все, что они услышат, запоминается в разы быстрее, чем все что, они узнают через другие органы чувств. Обычно такие ребята внимательно слушают учителей, любят заниматься в небольших группах, чтобы им досталось достаточно внимания и они успели задать все интересующие их вопросы. Нередко аудиалов называют занудами и надоедливыми, потому что они любят рассказывать обо всем долго, смакуя каждую деталь.  К ребенку, который воспринимает информацию через уши, нужен особый подход в обучении. Вот несколько советов учителям и родителям аудиалов:
  • Подключать музыку и аудиокниги;
  • Выбирать тихие места для учебы, где можно сконцентрироваться и сосредоточиться;
  • Учить проговаривать и вслух, и про себя;
  • Разрешить детям иногда слушать аудиокниги, а не читать;
  • Придавать словам эмоции, рассказывать истории с чувством.
  • Отличительная черта аудиалов заключается в том, что они проговаривают вслух полученную информацию или порядок своих будущих действий.  2ВизуалыДети-визуалы получают новую информацию через органы зрения. Если учитель что-то рассказывает, они могут часто переспрашивать. Любят вести заметки, чтобы не видеть произнесенные слова преподавателя глазами. Дополнительно рисуют графики, таблицы, а иногда и рисунки, которые у них ассоциируются с отдельными словами, текстом. Такие дети мыслят образами, придумывают в голове картинки и цвета, чтобы лучше запомнить услышанную историю. В обучении детей-визуалов можно использовать такие приемы:
  • Развивать коммуникативные навыки, чтобы ученики не уходили в книги и интернет, а жили полноценной жизнью и общались со сверстниками;
  • Использовать карточки с изображениями животных, растений, фигур;
  • Разрешить ребенку пользоваться маркерами, цветными карандашами, фломастерами, стикерами;
  • Внедрить в обучающий процесс метод «глобального чтения», когда все предметы подписываются, чтобы малыши учили новые слова. Это отличная техника для изучения английского для визуалов.
  • Чтобы выучить новое понятие, детям лучше посмотреть на него и прочитать, чем услышать. 3КинестетикиДети-кинестетики изучают мир через кожу, мышцы, нос. Они буквально впитывают информацию в себя из окружающей среды. Это очень тонкие натуры. Чтобы что-то запомнить или осознать, ребенок трогает руками предметы, вдыхает запахи, кусает, пробует на вкус. Малыши разбирают игрушки на части, чтобы понять, как они устроены. Такие дети обожают лего и различные механизмы. Малышам сложно вникать в сказку, которую читает родитель, если его не обнимают или не поглаживают по спине.  Ученикам-кинестетикам нужно ввести в обучающий процесс такие правила:
  • Использовать предметы, которые можно потрогать — муляжи фруктов и овощей, сухофрукты, камни;
  • Учить детей при помощи интересных энциклопедий с иллюстрациями;
  • Посещать музеи, выставки, галереи, зоопарки;
  • Позволить детям писать одно слово по несколько раз, чтобы лучше запомнить его.
  • Кинестетики — это дети-практики, которые писать начинают раньше, чем читать.  Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников ( тест для детей аудиал, визуал, кинестетик).Ребенок поймет и прислушается к словам родителя, воспитателя, учителя, если сообщать информацию, строить предложения  на “его языке”. Тест для детей аудиал, визуал, кинестетик предназначен для определения способа познания окружающего мира или, как его называют, ведущего канала восприятия ребенка. Данная методика будет полезна, в первую очередь для родителей детей  5-8 лет. Инструкция. Читая материал опросника, отмечайте черты, присущие вашему ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты. Одно из определений – аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) – соберет большее количество отметок. Это определение и будет означать тот способ познания, который наиболее характерен для ребенка. Тестовый материал.
  • ОБЩЕНИЕ. Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то…
  • Визуал: - Он говорит, используя самые простые обороты речи - Он неправильно произносит некоторые слова и звуки - Он пропускает наречия и предлоги Аудиал :- Он использует те же обороты речи, что и взрослые - Он использует грамматически правильные предложения - Он рассказывает тщательным образом продуманные истории Кинестетик :- Его речь тяжело понять - Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями - Он стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них 2. ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. Во время игры мой ребенок… Визуал: - Отдает предпочтения головоломкам и настольным играм - Наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором - Узнает о новых вещах, наблюдая Аудиал: - Любит слушать аудиозаписи - Любит книги и игру фантазии - Учится новому, читая инструкции Кинестетик:  - Любит играть на свежем воздухе - Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке - Почти каждой игрушке находит полноценное применение 3. СЛОЖНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то… Визуал :- Он пишет старательно - Его художественные изделия очень аккуратны и красивы - Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает Аудиал :- Он пишет достаточно неплохо - Во время работы он разговаривает сам с собой - Его художественные изделия достаточно привлекательны Кинестетик: - Ему очень тяжело писать - Многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми –  Его художественные работы неопрятны 4. ПРОСТЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Когда мой ребенок начинает двигаться… Визуал :- Настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе - Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается - Любит игры с четко установленными правилами Аудиал :- Он больше разговаривает, чем играет - Отдает предпочтение играм, требующим вербального общения - Во время какой бы то ни было деятельности, разговаривает сам с собой Кинестетик: - Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр - Имеет хорошую координацию - Не ходит спокойно, а носится 5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ. Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то… Визуал :- Даже в толпе остается одиноким - Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие - Долго привыкает к новым людям Аудиал :- Буквально расцветает в кругу друзей - Может мешать во время занятий в классной комнате, поскольку, очень много разговаривает - Часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно Кинестетик: - Коллективистский, но не очень разговорчивый - Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям - Любит пошалить 6. ЭМОЦИИ. Когда ребенка что-то тревожит, то он… Визуал :- Вообще не очень эмоционален - Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других Аудиал :- Свободно рассказывает о своих ощущениях - Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений Кинестетик: - Эмоционально зависим и легко обижается - Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь 7. ПАМЯТЬ. Когда мой ребенок занимается, он… Визуал - Может воспроизводить буквы и цифры по памяти - Помнит о том, что ему показывали Аудиал: - Лучше всего учится, заучивая наизусть - Знает звуки, соответствующие буквам алфавита Кинестетик: - Плохо запоминает - Легко отвлекается 8. ШКОЛЬНЫЕ НАВЫКИ. Когда мой ребенок находится в классной комнате, он… Визуал: - Следит за опрятностью своей одежды - Следит за чистотой своего рабочего места - В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел - Медленно привыкает к новой ситуации Аудиал :- Его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен - Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место - Он внимательный и послушный - Он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем-то неправильном поведении Кинестетик :- Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен - Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут - Проявляет большую активность во время игр - Вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извиваетсяВыводыЗадача каждого родителя и учителя — распознать тип ребенка и понять, каким каналом восприятия он пользуется лучше всего. Это позволит организовать максимально эффективный образовательный процесс, а малышам поможет быстрее познакомиться с окружающим миром.