Публикации "Народное творчество и бережное отношение к природе"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Народное творчество и бережное отношение к природе"
Автор: Заира Хазмиевна Гаглоева

Государственное казенное учреждение «ЦССВ «Хуры тын»«Я – ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ»ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙСрок реализации: 4 года                                                           Возраст воспитанников: 6-17 лет Разработчик:Педагог ГКОУ ДД «Хуры тын»Гаглоева З.Х.Владикавказ, 2021 годСодержание:  1. Паспорт программы.2. Введение. Пояснительная записка.3. Актуальность программы «Я – гражданин и патриот».4. Цель и задачи программы.5. Механизм реализации Программы.6. Основополагающие принципы реализации Программы.7. Формы и методы реализации программы8.Ожидаемые результаты реализации Программы.9. Направления деятельности, способствующиереализации Программы.10. Содержание программы.11. Методическое обеспечение. 1. Паспорт программы Наименование программы: «Я - гражданин и патриот России» Разработчик программы: педагог, Гаглоева Заира Хазмиевна. Цель программы: воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества. Срок реализации программы: 2021- 2024 гг Исполнители мероприятий программы: воспитатели и воспитанники детского дома.Ожидаемые результаты реализации Программы: в 2020 году.Участники реализации программы:ПедагогиВоспитанникиСоциумТип программы: образовательная.Социальная значимость программы: направлена на создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта, расширение знаний о родине воспитанников2. Введение. Пояснительная записка.В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.Любой регион нашей страны, в том числе и Осетия, нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитанияЧто мы наблюдаем в образовательных учреждениях? Подмена ценностей, детская агрессия, часто причиной тому неправильная информация, поступающая к детям (« зло, насилие, компьютерные игры). Зачастую дети трактуют понятия «воин, защитник Родины» как человека с оружием, разрушающего, а не созидающего, несущего спокойствие. Особенность данной программы в том, что в доступной форме, от простого к сложному даётся представление воспитанникам об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей,   социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.Правовой базой для составления программы являются:• Конвенция ООН о правахребенка.                                                                                                      • Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016-2020 годы».• Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”• Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.3. Актуальность программы «Я – гражданин и патриот»«Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которогозависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детейчувства безграничной любви к Родине»                                                                                                                В.А. СухомлинскийВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.         Также одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример, не владеют родным языком, представителями которого они являются.    Актуальность программы определяется потребностью общества в гражданско-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.4. Цели и задачи программы.Цели программы: создать условия для гражданско-патриотического воспитания воспитанников в условия детского дома. Заложить основы гражданско-патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.Задачи программы: Внедрение современных технологий по патриотическому воспитанию.· Совершенствование системы мониторинга достижений воспитанников.· Совершенствование предметно-развивающей среды.· Создание  условий  для  развития  у  ребенка  патриотических  чувств,  любви  и  привязанности  к  своей  семье,  дому,  Родине,    дать воспитанникам  возможность  почувствовать  себя  участником   жизни  современного  социума.·  Усиление роли семьи в вопросах патриотического воспитания детей, формирования представлений о формах традиционного семейного уклада.·  Организация взаимодействия со школой по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей на разных ступенях развития.·  Формирование  уважения  и  признания   к  себе,  к  другим людям.-овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами проведения в социуме на основе первичных ценностно материальных представлений о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»; -развитие эмоционально ценностного воспитания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного мира природы);- формировать навыки проектной деятельности у детей ; - создать условия для приобщения детей к истокам народной культуры, познакомить с культурой других народов; - сформировать у детей желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую оберегали предки; -формировать понимания того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к семье, Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед ним. Каждая из задач программы, решаемая в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, проектной, художественной, способствует повышению эффективности педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию детей разного возраста в условиях образовательного учреждения, воспитанию патриотических чувств и формированию гражданской позиции.5. Механизм реализации ПрограммыМеханизм реализации Программы основывается на совершенствованииметодов работы детского дома и всех заинтересованных сторон в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, консолидации и координации деятельности. Основополагающие принципы реализации ПрограммыК числу определяющих принципов, которые являются важным условиемреализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся:принцип научности, гуманизма, демократизма;принцип участия;принцип гарантии;принцип комплексного сквозного подхода;принцип блочного подхода;принцип приоритетности исторического, культурного наследияРоссии, ее духовных ценностей и традиций;принцип системности, преемственности и непрерывности в развитииобучающихся;принцип многообразия форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания.Условия успешной реализации Программы.Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическомувоспитанию воспитанникам детского дома созданы следующие условия: функционирует воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательно-воспитательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического и детского сообщества;функционирует система дополнительного образования;разработана система традиционных мероприятий и творческих проектов в детском доме;развивается самоуправление воспитанников;используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотическоговоспитания;используются современные средства оценивания результатов воспитания7.Формы и методы реализации программыФормы работы:- беседы;- воспитательные часы;- концерты;- викторины;- кинолектории;- информационные часы;- выпуск газет, листовок, буклетов;- выставки детского творчества, различного уровня;- конкурсы;- игры;- поисковая работа;- встреча с ветеранами ВОВ, интересными людьми;- оформление уголков в группах;- сочинение;- посадка деревьев;- военно-спортивные игры, эстафеты;- музыкально-литературный салон;- КТД;- книжные тематические выставка;- поездка в музей;- волонтерское движение.Форма организации работы по программе в основном — коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.8.Ожидаемые результаты реализации Программы:1. В результате реализации Программы ожидается на уровне образовательного учреждения:создание системы гражданско-патриотического воспитания;обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.2. В результате реализации Программы ожидается на уровне развития личности воспитанника:осознание воспитанниками того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и преумножает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордиться Родиной, готов защищать свое Отечество;формирование чувства гордости у подрастающего поколения за свою Родину, за ее национальную культуру, героическое прошлое;повышение степени готовности воспитанников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, ответственности за будущее своей страны;формирование активной жизненной позиции к борьбе за сохранение мира на Земле;рост ответственности за реальный вклад подрастающего поколения в деле процветания родного края и Отечества.Программа отражает социальный заказ общества и государства на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников как основа личности будущего гражданина России.Ожидаемые результаты по этапам реализации Программы:1. Проектный этап: получение целостной картины состояниягражданско-патриотического воспитания в детском доме исформированности гражданственности как личностного качества увоспитанников.2. Практический этап: активация деятельности в рамках гражданско-патриотического воспитания.3. Аналитический этап: изменение социальной и гражданскойпозиции воспитанников; определение системыдальнейшей деятельности по воспитанию воспитанников детского дома.9. Направления деятельности, способствующиереализации ПрограммыВедущими направлениями деятельности, способствующими реализации данной Программы, являются:Духовно-нравственное. Осознание воспитанниками в процессегражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов иориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни,способность руководствоваться ими в качестве определяющихпринципов, позиций в практической деятельности.Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных напознание историко-культурных корней, осознание неповторимостиОтечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости засопричастность к деяниям предков и современников и историческойответственности за происходящее в обществе, формирование знаний ородном городе.Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий наформирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике. Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений,формирование активной жизненной позиции, проявление чувствблагородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилоговозраста.Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества,дисциплинированности в процессе занятий физической культурой испортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности кзащите Родины.Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческихспособностей воспитанников через приобщение их к музыкальномуфольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников,знакомство с обычаями и традициями русского и осетинского народа.Патриотическое воспитание на примере героев-земляков.Воспитание молодого поколения на примере жизни известных людей. Одно из направлений в работе по патриотическому воспитанию. Для нас не остаются в тени герои – земляки, люди достойные уважения, у которых есть чему поучиться. 10. Содержание программыОценка эффективности реализации ПрограммыВ результате осуществления Программы ожидается:повышение эффективности патриотической работы;повышение качества и количества мероприятий по организации ипроведению патриотической работы с детьми и подростками;формирование гражданской грамотности воспитанников;внедрение новых форм работы в гражданско-патриотическоевоспитание и повышение эффективности патриотической работы;обеспечение духовно-нравственного единства в детском доме, снижениестепени идеологического противостояния, возрождение духовныхценностей детей;развитие толерантности;улучшение условий для формирования патриотических чувств.Контроль за реализацией ПрограммыДиректорЗам. директора по учебно-воспитательной работе.11. Методическое обеспечения 1. Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М.: 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения).5. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно- ориентированного воспитания /Е. В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.6. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.7. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2015. - 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).8. Ожегов С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. 9. Ожегов, Н. Ю. Шведова – М.: Москва. 1999.-796с10. Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника// «Воспитание школьников» 4. 2002.11. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова, Народное образование. - 2012. - № 9. 12. Пашкович И.А.. Патриотическое воспитание 2006г.13. Воспитательная работа в школе 2009гРыбальченко Л.И. Педагогический эффект военно-патриотического проекта«Мы пишем ваши имена» / Л.И. Рыбальченко, Тиме Юргенд, Н.И. Ралдугина и др. // Методист. - 2014. - № 7. – С. 29-36..14. Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте / Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. – 2011. - № 5.15. Нечаев М.П. Диагностическая деятельность в управлении воспитательным процессом// Воспитание школьников 2010г.16. Быков А.К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны// Воспитание школьников 2010г.17. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1