Публикации Мастер-класс "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Автор: Инна Пархоменко

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 31»Мастер-класс для воспитателейРазвитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьВоспитатель подготовительной группыПархоменко И.А.2021 годЦель: 
  • повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений
  • Задачи:
  • познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП;
  • вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр;
  • представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Здравствуйте, уважаемые коллеги!Воспитатель. Рада видеть всех, кто нашел время побывать у меня в гостях – царицы Математики!Я открываю свою математическую сокровищницу. В ней у меня много интересного и увлекательного. И я хочу поделиться моими математическими сокровищами с вами.Для начала скажите, пожалуйста, какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный: Какое настроение вызывает у вас такая погода?Воспитатель. А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться! (Звучит песня «От улыбки хмурый день светлей)Воспитатель. Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас всех. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе тепло. Так порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! (звучит продолжение песни, припев).Вот на таком позитиве я хотела бы продолжить нашу работу.- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? -Назовите все зимние месяцы. Сколько их? -А сейчас какой месяц, какой он по счету месяц года?-Сколько месяцев в году? Какой месяц год открывает? А какой завершает? Сколько времен года? Назовите их.-Какой сегодня день недели? Каким он будет по счету? А сколько всего дней в неделе? Сколько дней выходных? Назовите их. Молодцы!Уважаемые, коллеги, сегодня я хочу поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по математике.Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно. Я с этим не согласна. Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее правильно организовать. Математика – наука хороша и всем нужна, без нее прожить нам трудно. Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием! Всем известно, что:Послушаешь – и ты узнаешь! Посмотришь – и ты поймешь, а сделаешь – и ты научишься.Все мы любим играть. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.Начиная работу с детьми по математике нужно изучить его эмоциональное самочувствие, его отношение к математике. И в этом нам поможет один из тестов, который предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Я применяю с детьми вот такие 5 домиков:«Математический домик»-он украшен цифрами.2 «Домик для грамоты»- он украшен буквами.Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изодеятельностидомик с игрушками – здесь можно играть.Сказочный домик – здесь живут сказки, которые можно послушать.( предлагаю подойти к доске одному из воспитателей)-Я спрашиваю у ребенка, в какой домик тебе хотелось бы войти? В каком тебе будет интереснее всего? В какой домик тебе еще хотелось бы зайти? Почему? А в какой домик тебе совсем не хочется заходить? Почему?Этот простой тест определяет предпочтение ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремится «посетить» этот домик. Дети в первую очередь выбирают конечно же игровой домик и сказочный.Наша с вами задача - привить детям любовь к математике. В детском саду эту любовь можно привить через игру, через сказки. Ведь математика в сказках это не та обычная математика к которой мы привыкли. Здесь есть волшебная история, которая чему то учит. А, наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваивают математические понятия (сложение 1+1 в сказке «Теремок», большой – маленький, порядковый счет, навыки пространственного мышления и т.д. Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр.. Сами сказки есть с математическим началом: «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и многие другие. И в каждой сказке есть целая уйма математических ситуаций. Проведение таких сказок с использованием дидактических игр способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Сегодня я хочу остановиться конкретно на дидактических играх, которые можно применять на занятиях по математике, так и дома родителям с детьми.- Я вам предлагаю принять участие в этих играх. Приглашаю к столам 10 человек и окунуться в детство, на некоторое время превратиться в детей. Согласны? Спасибо! Тогда занимайте свои места за столами.Для начала сделаем массаж пальчиков.«Игра – разминка».1,2,3,4,5 – научились мы считать.1,2.3,4,5 – надо нам умнее стать!Молодцы!А сейчас послушайте: «Соберем яблоки»Круглое, румяное, оно растет на ветке.Любят его взрослые и маленькие детки! Что это? (яблоко).Ну, конечно же, яблоко! Оно соку сладкого полно.Руку протяните, яблоко сорвите.- Нужно сорвать яблоко с дерева, с обратной стороны пересчитать семечки и встать в обруч, где находится соответствующая цифра.Молодцы!Все справились с заданием. Правильно нашли соответствующую цифру в обруче. А сейчас поиграем в загадки – отгадки. Но не простые, а геометрические. Отгадки вы будете не говорить, а рисовать пальчиком на песке.Загадки – отгадки
  • У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелку, колесо
  • Эта фигура похожа на книгу, дверь. крышку стола. У нее 4 угла, 4 стороны, 2 стороны длиннее, а 2 короче.
  • У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Фигура похожа на платочек, сиденье стула.
  • Следующая игра, ее можно проводить, разделив игроков на 2 команды.Игра «Живые числа»-Каждый игрок берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - команда должна построиться в последовательности от 1 до 5или от1-10. Молодцы обе команды правильно выстроились.-А сейчас я буду загадывать загадку о цифре, а вы должны вылепить ответ.«Вылепи цифру»Как – то ночью старый стул спинкой вниз перевернул. И теперь у нас в квартире стал он цифрою (4)Эта циферка с секретом. И зимой, и жарким летом различишь едва-едва, где в ней ноги,где голова. (8)Цифру эту угадайка! Она большая зазнавайка. Единицу сложишь с двойкой и получишь цифру (3).-А сейчас я предлагаю вам игру, которая может служить динамической паузой на занятии«Полминутки для шутки»
  • Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (8).
  • Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас ( 5).
  • Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (9)
  • Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (7)
  • Сколько точек в круге, столько раз поднимем руки. (6)
  • Молодцы!Немного отдохнули, а сейчас посмотрим, кто у нас самый внимательный.Игра «Кто самый внимательный»Раздаю счетные палочки, показываю карточку с узором в течение 1-2мин, затем убираю. Вы должны воспроизвести узор на столе.Далее давайте еще поработаем со счетными палочками: (здесь мы развиваем моторику и математические знания)
  • Сделайте из палочек 2 треугольника. Сложи их так, чтобы получился квадрат.
  • Выложите квадрат и прямоугольник. Какая фигура больше? Сколько палочек понадобилось?
  • Выложи треугольник внутри квадрата. Сколько получилось треугольников?
  • Положите желтую палочку между красной и синей. Над синей положите 5 зеленых, под желтой – 4 красных и т.д. Вариантов в игре множество.
  • На занятиях по математике детям очень нравится тренажер «Цветные ладошки».Он развивает цветовосприятие, ориентировку в пространстве, обучает счету и развивает умение пользоваться схемами.
  • Сколько ладошек ( красного, зеленого, синего, желтого) цвета?
  • Сколько квадратов (красного, зеленого, синего, желтого) цвета?
  • Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
  • Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
  • Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
  • Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
  • На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать 3 шага вправо и 2 вниз, где мы окажемся?
  • Загадай маршрут товарищу.
  • Молодцы! Хорошо поработали!- Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями. И напоследок, давайте с вами закрепим то, что вы сегодня увидели и узнали. Я предлагаю вашему вниманию «Старую» сказку на новый лад.(участникам раздаются маски)Воспитатель: Купил дед компьютер. Установил его, а как включить не знает. Ходит вокруг него. Думает, что за аппарат, на что похож. Напоминает какую-то фигуру.Воспитатель: А компьютер включится в том случае, если правильно ответите на вопросы.- А на какую геометрическую фигуру похож монитор компьютера?Дед: - А похож он на прямоугольник.Воспитатель: - А какие еще вы знаете предметы похожие на прямоугольник? (ответы)- А какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы)Но компьютер все равно не включается. Позвал дед бабку. Пришла бабка, охает, ахает, ходит вокруг него. То с одной стороны зайдет, то с другой.- А скажите, где стоит бабка? (ответы: слева, справа, за, перед….)Но компьютер не включается. Позвала бабка внучку. Пришла внучка и говорит:Внучка: - Компьютер уже не модно, я в планшетах и смартфонах лучше разбираюсь.Воспитатель: - А давайте сравним компьютер, планшет и смартфон (ответы)Но все-таки компьютер нам включить не удалось. Позвала внучка Жучку. А жучка в это время за двором бегала.(на ковре 2 ленты: длинная и короткая)- А скажите, пожалуйста, по какой дороге Жучка быстрее добежит до дома (предлагаем на выбор 2дорожки, разные по длине).- Это дорожка какая? (короткая)- А эта?  длинная)- Почему выбрали эту дорожку? (ответы)(Бежит жучка по короткой дорожке)Воспитатель: - Жучка полаяла на компьютер, а он не включается. Позвала Жучка кошку. Легла кошка на теплый системник и уснула.Воспитатель: - А скажите, пожалуйста, когда мы спим? (ночью)- А когда в детский сад идем? (утром)- Обедаем когда? (днем)- Когда возвращаемся домой? (вечером)- Сейчас какое время суток? (день)- Мы с вами что делаем? (играем)- Давайте и кошку разбудим.Кошка проснулась, позвала мышку. Мышка прибежала, хвостиком махнула, кнопочку зацепила компьютер и включился.Воспитатель: - Теперь нужно ввести пароль. Для этого вспомним.- Который по счету был дед? (1-й) Найди карточку с цифрой 1.- Которая по счету была бабка? (2-я) Найди карточку с цифрой 2.- Которая по счету была внучка? (3-я) -Найди карточку с цифрой 3.- Которая по счету была Жучка? (4-я) -Найди карточку с цифрой 4.-Которая по счету была кошка? (5-я) -Найди карточку с цифрой 5.-Которая по счету была мышка? (6-я) -Найди карточку с цифрой 6.Воспитатель: И для того чтобы компьютер открылся нужно выстроиться по порядку. (1, 2, 3, 4, 5, 6)И компьютер включился!- Ну, теперь, уважаемые коллеги, просмотрев сказку «Репка», я думаю вы ответите мне на вопрос.- С помощью чего, в дошкольном возрасте, можно сделать математику яркой и увлекательной игрой? (с помощью сказки и игры)- И какие математические понятия мы закрепили данной сказкой? (порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный - короткий»«больше – меньше», части суток, пространственная ориентация)Здесь мы увидели, как ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.Рефлексия:- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучениявзрослых является опыт, похлопайте в ладоши.- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическаяинформация, чем теоретическая, потопайте ногами.- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, то помашите рукой.- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!Спасибо всем, кто принимал участие в нашей встрече. И мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.Упражнение «Дружественная ладошка».Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется (раздаю ладошки).Предлагаю: написать на ней свое имя. Затем оставить свои пожелания на ладони (предлагаю эти ладони поместить на доску к солнышку)- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный моментНастоящее воспитание - это не только счастливый ребенок, но и счастливый педагог. Предлагаю вам универсальный рецепт счастья, который приумножит количество прекрасных мгновений вашей жизни.Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви.Добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте, как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам, каждому, кто встретится вам на Пути.Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого. Спасибо за внимание!