Публикации
Роль сохранных анализаторов в развитии детей с нарушениями зрения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль сохранных анализаторов в развитии детей с нарушениями зрения
Автор: Кузьменко Анастасия Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль сохранных анализаторов в развитии детей с нарушениями зрения
Автор: Кузьменко Анастасия Александровна
Роль сохранных анализаторов в развитии детей с нарушениями зрения. На первый взгляд данная тема актуальна только для педагогов, работающих со слепыми детьми. Я хотела бы остановиться на проблемах общих для всех коррекционных групп. Зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорнымисистемами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховымвосприятием. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормальновидящих людей ведущую роль, выдвигает у слабовидящих на первый план другиеанализаторы. В зависимости от характера объекта то один, то другой анализатор,функционируя совместно с остальными, может выдвигаться на первый план. Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные, вибрационные изрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем. Ребѐнку снарушениями зрения, в отличие от нормально видящего ребѐнка, недостаточнолишь зрительно наблюдать предмет. Для создания целостного образа предметанеобходимо подключение всех сохранных анализаторов. Восприятие предмета спомощью разнообразных органов чувств (осязание, обоняние, слух, вкусовыеощущения) даѐт более полное и правильное представление о предметах. Целостное восприятие предметов обеспечивает накопление жизненного опыта,так как образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководятдальнейшим восприятием окружающего мира. Глаз и другие органы чувстввоспринимают похожие предметы более ускоренно, в соответствии с жизненнымизадачами. Это необходимо для успешного обучения ребѐнка в школе. Анализ контингента д/с показывает, что наряду со снижением зрения различной степени тяжести, у детей имеются нарушения со стороны центральной нервной системы (ЗПР,ММД, синдром пирамидной недостаточности и др), со стороны речи (ОНР, ЗРР, ФФНР,заикание и др.) и другие виды нарушений. Все патологии связаны с нарушениями функционирования различных систем мозга.Так нарушения лобной области мозга влекут за собой отклонения в поведении ребенка (гиперактивность, гиперпассивность).Нарушается функция контроля и регулирования: ребенок начинает какую-либо деятельность и бросает ее. Снижается внимание, способность к сравнению, нарушается абстрактно-логическое мышление. При нарушении в теменной области мозга наблюдается снижение мотивации деятельности, эмоциональные всплески, либо их отсутствие. Имеются трудности в пространственной организации деятельности (установление последовательности цифрового, звукового, буквенного, словесного, смыслового ряда). Снижается моторная поисковая деятельность. В этом случае ребенок нуждается в помощи – в подсказке последовательности деятельности. Височная область отвечает за прием и переработку слуховой информации. Здесь происходит прием и анализ речевых звуков и неречевых сигналов ( оттенки тона, тембра, восприятие музыки, шумов)Глубинный отдел височной области связан с функцией памяти (запоминание и воспроизведение).Затылочная область мозга отвечает за прием и переработку зрительной информации. А при нарушенном зрении активизируется деятельность сохранныханализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видовчувствительности (слуховой, тактильной, температурной, мышечно суставной). Всвою очередь, совместное использование частичного зрения, слуха осязания,обоняния дает значительно лучшие результаты при узнавании любого предмета. Активная тренировка сохранных анализаторов компенсирует недостатки зрения в процессе познания окружающего мира, когда дети уверенно двигаются впространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов, быстрееадаптируются в незнакомом месте. Необходимо помнить, что процесс компенсацииза счет включения сохранных анализаторов спонтанно не происходит .В работе сдетьми с нарушением зрения следует учитывать, что наиболее успешно ребенокпознает окружающий мир на основе знакомства с реальными предметами, а затемуже на макетах, муляжах и иллюстративном материале. Зрительно-двигательная (моторная) координация. Что же это такое? Как говорят учёные, - это контроль зрения за движением руки. И. М. Сеченова указывал, что мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения, связывают их в единое целое.Именно Сеченову принадлежат слова о том, что «20 двигательных связей сильнее, чем 20 зрительных». Рассматривая двигательные связи как компонент моторной памяти, можно предположить, что зрительно-моторная память (ЗМП) представляет собой один из важнейших механизмов ЗМК. При обследовании детей со зрительными нарушениями были выявлены особенности зрительно-моторной координации и зрительно-моторной памяти.А, именно,Снижен зрительный контроль; Частые возвратные движения глаз; Трудность удержания в поле зрения ориентира; Вот некоторые приемы,которые можно использовать в работе по развитию ЗМК:Прием опосредованного запоминания: например, ребенок пишет графические элементы, сравнивая движения руки со знакомым ему движением («Как будто я сматываю клубок, завязываю узелки, вращаю педали») Прием совместного движения «рука в руке» важен, чтобы ребенок воспринял движение не только зрением, которое неполноценно, но и кинестетически. Необходимо передать ребенку правильное мышечное ощущение, «вложить» зрительно-двигательный образ в руку. Оречевление деятельности по обследованию, где задействованы не только тактильно-мышечные ощущения, но и слуховой анализатор. Выработка точных изолированных движений, которые помогают развивать тонкие пальцевые дифференцировки и кожно-мышечную чувствительность. Развитие соощущений помогает связать в единое целое зрительные, двигательные, слуховые ощущения (например, при обследовании букв, цифр из бархатной бумаги) и, затем, опознание их на ощупь. Трансформация – это изменение модальности поступающей информации по одному каналу и осознанная фиксация её по другому (если ребенок ошибается в выборе направления движения – звенит колокольчик, таким образом, зрительно - двигательные ощущения переводятся – трансформируются в слуховые; на этой основе дети начинают контролировать свои действия). Прием многопланового обследования – это представление движений через обведение указкой, пальцем по шершавой поверхности, широкое прорисовывание в воздухе одной или обеими руками.Таким образом, из изложенного понятно, что преодоление последствий нарушений у детей возможно при условии системной деятельности ЦНС, а в области восприятия- с полисенсорным его характером, т.е.включением в познавательный процесс не только зрения, но и других органов чувств (осязания, обоняния, слуха). Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным иосознанным. Ребятам дают следующие установки: «Посмотри внимательно»,«Послушай…», «Потрогай, пощупай, попробуй», «Понюхай…», «Почувствуй…»,«Ощути…» (восприятие температурных изменений, дождя, снега, воды и т.д.).Задают следующие вопросы: «Что ты видишь вокруг?», «Что ты видишь отсебя, близко, рядом с собой?», «какие звуки ты слышишь?», «Какие запахиощущаешь?» и т.д. Каждая игра детей связана с определенной предметной деятельностью, игрушками, инструментами и т.д. Эти предметы характеризуются различными признаками: формой, размером, запахом, цветом, весом, материалом,фактурой, звуком Необходимо придать этим признакам смысловое значение, чтобы от качества их восприятия и правильности оценки зависел успех или неуспех игры. В содержание сенсорного воспитания детей с патологией зрения основной упор следует делать на формирование способов и приемов познавательной деятельности. Конкретно эта работа должна выражаться в развитии зрительных, слуховых, осязательных анализаторов. Они одновременно возбуждают двигательную зону коры головного мозга, что вызывает усиление результативности урока, а также перенос в реальную действительность сформированных чувств уверенности и удовлетворенности от возможности самостоятельно передвигаться.Список литературыСолнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения. // Дефектология. № 4, 1998. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. // Науч.-исслед. Ин-т дефектологии. Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1980. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. // СПб. Изд-во им. А.Г.Герцена, 1998.