Публикации МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
Автор: Калязинцева Вера Николаевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММДополнительное образование является неотъемлемой частью воспитания детей. Оно предназначено для индивидуально-личностного развития ребенка, направленность которого он выбирает сам или с помощью родителя, основываясь на его потребностях, интересах и склонностях.Правительство РФ поддерживает дополнительное образование и утвердило  развития дополнительного образования детей до 2030 года. Её планируется реализовать в два этапа, первый пройдёт уже в 2022–2024 годах, а второй — с 2025-го по 2030-й.В документе отмечается, что на текущий момент уже проведён комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования детей. Речь идёт о:
  • приоритетном проекте «» федерального проекта «Успех каждого ребёнка», входящего в состав национального проекта «Образование»;
  • федеральном проекте «», он входит в состав национального проекта «Культура».
  • То есть новый документ дополняет то, что уже было начато. Отмечается, что в 72 регионах уже появилась целевая модель регионального дополнительного образования. К 2024 году она распространится на все субъекты РФ.Целевая модель предполагает, в частности, такие планы:
  • создать сеть региональных модельных центров и муниципальных опорных центров дополнительного образования детей;
  • внедрить механизмы персонифицированного учёта и финансирования дополнительного образования детей;
  • обновить содержание программ дополнительного образования;
  • внедрить модели доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями;
  • осуществить деятельность региональных навигаторов дополнительного образования детей.
  • Так как написание качественной программы дополнительного является одной основных целей внедрения концепции, необходимо составить четкую структуру данных программ. Программы могут быть нескольких видов: дополнительная общеразвивающая программа, либо дополнительная предпрофессиональная программа или дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации, либо программа профессиональной переподготовки).Тем не менее, каждая программа должна начинаться с нормативно правовой базы, которая отражает все документы, на основании которых ведется образовательная деятельность.В программе необходимо учитывать направленность, уровень реализации программы, ее актуальность. Должны быть прописаны отличительные особенности программы, адресат, объем программы, срок освоения программы, форма обучения, форма организации образовательного процесса и режим занятий. Необходимо поставить цель (цель должна быть одна), задачи, отвечающие цели, а так же результаты, соотносящиеся с задачами.В содержании программы должен быть составлен учебный план, где педагог должен расписать количество часов отведенных на теоретические и практические занятия, конкретного раздела учебного плана, прописан контроль.Далее необходимо в содержании учебного плана расписать теоретические и практические аспекты всех разделов плана.Если программа рассчитана на несколько лет обучения, в программе должны быть прописаны задачи, учебные планы и их содержание, планируемые результаты на каждый год обучения. В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должны быть включены такие пункты как:- Календарный учебный график- Условия реализации программы- Формы аттестации- Методические материалы - Материально-техническая база - Список используемой литературы. Приложениями к программе должны быть календарно-тематическое планирование, расписанное на каждый час, а так же оценочные материалы, на основании которых можно подвести итоги, достигнуты ли поставленные результаты. ПриложениеПример оформления ДООППояснительная записка.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «_______» разработана на основе следующих нормативно-правовых актов и методических рекомендаций: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 3. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р)4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая . № 996-р); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); 7. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря ., протокол № 3);8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 11. Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; 13. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ». 14. Примерные требования к программам дополнительного образования детей в приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844.15. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242); 16. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016); 17. Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2.06.2020 г. ( ); 18. Методические рекомендации по разработке программ воспитания.19. Устав20. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденное приказом директора по учреждению от 01.03.2023 года №30.Направленность программы: социально-гуманитарная, техническая, художественная, естественнонаучная, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная.Уровень реализации программы: стартовый (ознакомительный), базовый, продвинутыйАктуальность программы (выражается в соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу и запросам родителей и детей. (Обоснование актуальности должно базироваться на фактах – цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы);Отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы указываются, если конкретная программа чем-то отличается от уже существующих. Автору — составителю модифицированной образовательной программы следует указать предшествующие аналогичные программы, взятые за основу при разработке. Педагог, модифицирующий какую-либо аналогичную программу, может указать на внесенные им в нее изменения. Это может быть:
  • дополненные темы, разделы;
  • применяемые на занятиях новые формы и методы;
  • самостоятельно разрабатываемые диагностические, дидактические материалы и т.п.
  • изменение режима занятий, сроков реализации программы
  • и т.д.
  • В этом случае необходимо обосновать вносимые изменения, объяснив их целесообразность. Обязательно включить в отличительные особенности программы (вставить):Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.Адресат программы – краткая характеристика обучающегося, его возрастные особенности, иные медико-психологические характеристики (для адаптированных программ).Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения.Срок освоения программы – количество недель, месяцев, лет, необходимых для освоения программы.Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная (выбрать свою).Форма организации образовательного процесса – индивидуальные, групповые и т.п. (написать своё); группы сформированы из обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы).Режим занятий – общее количество часов в год, количество часов и занятий в неделю, периодичность и продолжительность занятий. Цель и задачи программы.Цель программы – это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна.Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат. Задачи программы: (для каждого года обучения свои) в программе указываем либо воспитательные, либо личностные и т.д.Воспитательные (личностные). Предполагают формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни Развивающие (метапредметные). Предполагают развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п. Образовательные (предметные). Предполагают развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п. Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.Содержание программыУчебный план (для каждого года обучения свой)Содержание учебного плана (должно соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам реализации программы)Раздел 1. (указать название)Теория: Практика:Контроль:Планируемые результаты - формулируются с учетом цели, задач и содержания программы.Например: К концу первого года обучения обучающиеся будут знать:
  • технологии изготовления …..;
  • теоретические и практические основы ……
  • и т.д.
  • будут уметь:
  • работать с инструментами ……..
  • и т.д.
  • У обучающихся будут развиты (сформированы):
  • навыки (компетенции) в области …….
  • навыки работы в группе, культура общения
  • и.т.д.
  • Комплекс организационно-педагогических условийКалендарный учебный график.Условия реализации программы Реализация Программы проходит в следующих формах организации образовательной деятельности: аудиторные и внеаудиторные групповые теоретические и практические занятия: учебное занятие, беседа, дискуссия, ролевая игра, круглый стол. Программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с использованием систем дистанционного обучения. В целях качественной подготовки обучающихся к промежуточной аттестации предусмотрено участие в конкурсных мероприятиях. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов. Программа реализуется в учебном кабинете с возможностью зонирования пространства как для индивидуальной, так и для групповой работы. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СанПиН 2.4.3648-20, правилам техники безопасности и пожарной безопасности. Формы аттестацииРезультативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений учащихся на начальном этапе обучения, а также индивидуальных и возрастных особенностей каждого обучающегося.Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы. Входная диагностика проводится в случае, если это предусмотрено условиями набора обучающихся. Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные работы, выставки, тестирование, конкурс, защита творческих работ, проектов, конференция, фестиваль, соревнование, турнир, зачетные занятия.Формы контроля и оценочные материалы служат для определения результативности освоения обучающимися Программы. Текущий контроль проводится по окончании изучения каждой темы – выполнение обучающимися практических заданий. Промежуточный контроль проходит в конце учебного года в форме открытого занятия. Методические материалы Методические материалы– краткое описание методики работы по программе. Включают в себя:- особенности организации образовательного процесса: очно, очно-заочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.;- методы обучения (словесный, наглядный практический, исследовательский, игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение. Поощрение. Стимулирование мотивация и др.);- формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая; выбор зависит от профиля деятельности объединения и категории обучающихся;- формы организации учебного занятия – акция, выставка, мастер-класс, лекция, турнир, наблюдение. Соревнование и др.;- педагогические технологии;- алгоритм учебного занятия- краткое описание структуры занятия и его этапов;- дидактические материалы – раздаточные материалы, технологические карты, упражнения, образцы изделий и т.п.