Публикации Формирование психологической защиты при подготовке фехтовальщиков

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование психологической защиты при подготовке фехтовальщиков
Автор: Иванова Татьяна Александровна

Формирование психологической защиты при подготовке фехтовальщикаПсихологическая защита – это такое психологическое состояние фехтовальщика, которое обеспечивает психологическую и эмоциональную устойчивость и, таким образом, способствует успешной тренировочной и соревновательной деятельности. Создание ее тренируется задолго до ответственных стартов. Она характерна высоким уровнем регуляции эмоций всех специализированных функций. Психологическая защита создается как тренером так и спортсменом в тренировочном процесс, а также проведением бесед, убеждений, психологических установок.Общая последовательность формирования психологической защиты следующая.
  • Составление карты личностных качеств спортсмена и определения сильных и уязвимых сторон психики.
  • Определение тех факторов деятельности фехтовальщика, которые более всего влияют на дестабилизацию психологического состояния фехтовальщика.
  • Выбор методов тренировки, которые способствуют формированию психологической готовности.
  • Распределение средств по степени воздействия на спортсмена:
  • – создание шкалы от меньшего к большему по степени привыкания;– создание концентрированного целенаправленного воздействия.5. Формирование положительного отношения к соревновательными тренировочным нагрузкам. При составлении карты личностных особенностей спортсмена более значимыми, с нашей точки зрения, являются такие свойства темперамента, как, реактивность, сензитивность, эмоциональная возбудимость, активность пластичность поведения. В сочетании этих свойств проявляется эмоциональная стрессоустойчивость каждого спортсмена к влиянию стрессов на соревнованиях, агрессивность, доминантность и активность его поведения, способность не терять голову в критических ситуациях.Для выявления этих свойств личности темперамента тренеру достаточно наблюдать за фехтовальщиками. Это можно сделать по следующей схеме.
  • Оценка спортивного характера:
  • – целеустремленные и настойчивые самотренировки;– соревноваться до тех пор пока не победит;– требователен к себе и другим;– стремиться со всеми соревноваться;– стремиться быть первым во всем.2. Оценка активности:– все время старается быть занятым делом;– трудности только подзадоривают;– в бою действует инициативно; – тренируется с желанием;– активно включается в обсуждение и выполнение новых проектов.3. Оценка доминантности:– склонен отстаивать свою точку зрения;– в бою напорист, стремится навязать свою инициативу;– любит руководить;– оказывает влияние на других;– проявляет независимость во взглядах и поведении.4. Оценка реактивности:– с легкостью отвечает на вызовы, попадая в тактические ловушки;– не сдержан в своих ответах;– чувствителен к оценке другими своих качеств;– зачастую действует необдуманно, под влиянием момента;– решения принимает молниеносно, но часто ошибается;5. Оценка эмоциональной возбудимости:– плохо концентрирует внимание в стрессовой ситуации или при возникновении помех; – плохо спит перед соревнованиями, проявляет беспокойство; – старается не делать то, что плохо получается;– легко загорается новым делом ,но и легко от него отказывается;– теряет контроль над собой в критических ситуациях.6. Оценка тревожности:– мнителен и проявляет излишние опасения;– реагирует на новых людей (может воспринимать как потенциальную опасность), новую обстановку (может теряться);– старается избегать возможных неудач;– беспокоится о возможности допустить ошибку;– предвидит действия и намерения соперника в бою.7. Оценка регидности (непластичности в реакциях и поведении):– отлично удерживает в памяти боевые ситуации;– трудно переключаться к новым боевым действиям;– в критической ситуации становится прямолинейным и однообразным;– предпочитает работать по отработанной тактической схеме;– упрямо отстаивает свою точку зрения.8. Оценка агрессивности:– бывает инициатором драк и ссор;– подавляет волю и инициативу соперника в бою;– неуправляем в «жестком» противостоянии;– бывает груб в ответном действии на грубость соперника;– после проигрыша не сдержан в поведении, может вымещать злость на других;9. Оценка эмоциональной устойчивости:–анализирует ситуацию и управляет собой в ожидании боя и перед соревнованиями;– эффективность деятельности повышает в соревнованиях;– в критической ситуации не теряет голову;– в общении спокоен и уровновешен;– иногда не замечает предсигналы об опасности.Определив степень выраженности этих свойств, тренер имеет возможность:–объективно сформировать индивидуальный стиль деятельности в бою;– управлять фехтовальщиком в тренировочной и соревновательной деятельности;–сопоставить их с факторами внешней среды, которые оказывают сбивающее воздействие на поведение спортсмена в соревнованиях и на тренировке, а также составить индивидуальный набор средств для десенсибилизации [32].Теперь тренер сопоставляет эту диаграмму с теми факторами тренировочной и соревновательной деятельности фехтовальщика, которые влияют на дестабилизацию его психического состояния. При этом он получает возможность предвидеть те трудности, с которыми столкнется спортсмен в соревновательной деятельности.Высокая агрессивность или низкая активность, высокая тревожность или высокая доминантность – это не просто свойства личности или темперамента. За этими характеристиками – огромный пласт индивидуальной человеческой Природы. В нем скрывается направленность деятельности ожиданий, реакций, а в результате – успех и неудачи. Как известно, изменить свойства темперамента и личности невозможно, но оформить их в соответствующие поведенческие рамки, выработать способы коррекции – можно и очень желательно.Теперь тренеру предстоит выбрать соответствующие средства и способы, которые, по его мнению, помогут создать:– психологическую готовность и стрессоустойчивость в соревновательной и тренировочной деятельности;– индивидуальный стиль работы на соревнованиях и тренировках.Выбор этих средств представляется нам не совсем простым, так как допускает предвидение их положительного воздействия на психику спортсмена. Но он не является раз и навсегда окончательным. Тренер может всегда отказаться от одних средств, выбрать другие, внести коррективы. Более того, это необходимо заранее предвидеть, потому что, имея дело с девушками и юношами, мы активно взаимодействуем в процессе интенсивной перестройки и становления личности.Теперь рассмотрим некоторые возможности формирования устойчивости к помехам.Исходным пунктом подхода является тот факт, что соревновательный процесс позволяет комплексному выявлению многих психических качеств, причем некоторые поддаются коррекции, а другие лишь незначительно изменяются даже при продолжительном направленном воздействии. В связи с этим обстоятельством индивидуализация деятельности должна быть такова, чтобы недостаточное развитие отдельных качеств не являлось помехой в достижении высокого результата.Выявление сбивающих факторов необходимо не только для того, чтобы определить основное направление психологической подготовки и ее промежуточные этапы, но и для выбора средств психотренинга. Тренировка спортсмена на этапе углубленной специализации связана с большими нагрузками. Этот факт требует особо пристального внимания тренеров в связи с интенсивными возрастными изменениями, характерными для юношей и девушек. Большие объемы и высокая интенсивность тренировочного процесса способствуют переходу организма, как биологической и сложноорганизованной психической системы, на более высокий уровень обеспечения спортивной деятельности.Как показала эволюция живых организмов, только экстремальные (предельные) условия среды являются стимулом для качественных изменений всех биологических систем, включая и человека. Поэтому и экстремальность соревнований, и очень большие требования тренировки, и уникальность самих фехтовальщиков являются тем плацдармом, на котором проявляются предельные возможности человеческого организма.Долговременные адаптационные изменения, которые необходимы для успешного выполнения специализированной деятельности, связаны с изменениями в структуре рибонуклеиновой кислоты. В результате повышаются мобилизационные возможности, экономизируется функционирование систем обеспечения этой деятельности. Спортсмен должен привыкнуть к неприятной мысли, что процесс адаптации бывает болезненным. Он связан с разными трудностями, болями в мышцах, во всем теле, с преодолением усталости.В этом состоянии фехтовальщик часто раздражается идет на конфликт. Но от этого никуда не денешься. В таких условиях тренер и фехтовальщик должны помогать друг другу, быть едины. Это время долгих бесед и внушений. Для укрепления единства тренер может использовать некоторые пути воздействия:
  • научить спортсмена радоваться преодолению слабостей, позитивному отношению к большим нагрузкам на тренировках;
  • учить спортсмена анализировать свою деятельность, понимать насколько она нужна для улучшения спортивного мастерства, как ее результаты могут быть использованы в следующей соревновательной деятельности;
  • научить находить мотив для победы в преодолении себя не избегать неудач, усталости и боли; развивать честолюбие, желание быть первым;
  • отработать формулу мотивационной защиты: «я тренируюсь не только ради себя, но и ради тех, кто мне дорог»;
  • обучать спортсменов способам:
  • а) позитивных самоубеждений и самонастройки;б) аутотренингу, как средству восстановления, мобилизации и специальной психорегуляции состояний.Успешно использовать все средства психотренинга возможно при положительном отношении спортсмена к нагрузкам. Основным условием формирования такого отношения является осознание необходимости и правильности таких нагрузок.К такому осознанию спортсмен должен прийти сам. Неопределенность у любого человека может вызывать тревогу. Если спортсмен не понимает, зачем нужно так интенсивно и много тренироваться, если он не понимает необходимость средств применяемых тренером, то и положительного эффекта не будет. У него сформируется отрицательное отношение к нагрузкам, и выполнение различных видов тяжелой тренировочной работы будет связано с повышенным уровнем психического напряжения.Чтобы избежать этого, тренеру следует не только поставить конкретную и реальную цель, но также разъяснить, как она может быть достигнута. Постоянно убеждать в том, что она может быть достигнута только в результате такой, а не иной работы. И обязательно, подчеркнуть исключительность его личности.