Публикации
Из опыта проведения нестандартных уроков по русскому языку в 5-м классе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Из опыта проведения нестандартных уроков по русскому языку в 5-м классе
Автор: Канаева Татьяна Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Из опыта проведения нестандартных уроков по русскому языку в 5-м классе
Автор: Канаева Татьяна Анатольевна
Канаева Татьяна Анатольевна, учитель первой квалификационной категории МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП», Республика Хакасия, город СорскИз опыта проведения нестандартных уроков по русскому языку в 5-м классе Повторение и обобщение материала – очень важный этап в закреплении знаний у ребят по тому или иному разделу русского языка. На основании своего многолетнего опыта преподавания русского языка я пришла к выводу о необходимости завершения сложных тем нетрадиционными уроками (урок-путешествие, урок-соревнование, урок-игра и т. д.). Поэтому я разработала систему нестандартных уроков повторения и систематизации материала по русскому языку в пятых – седьмых классах. Ведь в один - два урока повторения и обобщения невозможно включить всё, что изучалось. Не следует забывать и возрастные особенности ребёнка: в 10 – 11 лет тяжело заниматься однообразной работой, как бы учитель ни старался сделать урок интересным и доступным. Поэтому в 5-м классе я провожу нестандартные уроки по повторению следующих тем: «Фонетика и графика». Урок-путешествие в историю русской азбуки: «Такой незнакомый знакомый алфавит». Урок проводится почти в начале темы «Фонетика и графика». Это благодатный материал для решения многих задач: изучение истории русской азбуки, которую не все дети хорошо знают, и подчас имена Кирилла и Мефодия оказываются пустым звуком для них; «лишние» буквы и их исчезновение из алфавита; реформы в области русского алфавита и так далее. Этот урок позволяет детям совсем по-другому взглянуть на изучаемую тему «Фонетика», а самое главное, возникает интерес к тому, что делаем на уроке. А учитель этого и добивается.«Лексика». Урок-КВН (повторение и обобщение знаний).«Словообразование». Урок-игра (повторение и систематизация знаний по теме).«Морфология и орфография» (Имя существительное, Прилагательное и Глагол). Три больших темы в разделе «Морфология и орфография» дают мне право выбора формы и темы нестандартного урока исходя из способностей детей, их интереса к теме и т.д. В одном 5-м классе я провожу урок по глаголу, с другими пятиклассниками работаем по теме «Имя существительное» или «Имя прилагательное».В качестве примера привожу урок-игру по теме «Словообразование и орфография» (повторение и обобщение знаний), проведённый в 5-м классе в 2022-2023 учебном году. Данный урок-игра был составлен по традиционной программе изучения русского языка в 5-м классе (учебник под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 5 класс» Москва, «Просвещение», 2022).Класс был небольшой, 15 учеников, что позволило составить две команды для игры. Класс общеобразовательный, в нём собраны дети с разными способностями – и сильные ученики, и слабые, и «середнячки». Это был третий урок в учебном году из числа нестандартных, и уже были видны первые серьёзные результаты: желание ребёнка не подвести свою команду, ответить правильно, получить хорошую оценку. Главное – не было равнодушных.ХОД УРОКАЦели урока:повторить и обобщить изученный материал по теме «Словообразование и орфография»; развивать у детей любознательность и интерес к предмету. Оборудование: карточки с напечатанными материалами для работы на уроке, таблица приставок и суффиксов, два листа ватмана со словами для морфемного анализа, магнитофон с музыкальными записями.Оформление доски: на доске изображены военный форт и ведущие к нему две разноцветные (жёлтая и зелёная) тропы; на каждой тропе точками обозначены препятствия, которые придётся преодолевать командам для достижения цели – взятия форта; в начале каждой тропы – тотемы команд (символы животных).Вступительное слово учителя. Организация игры.Сегодня мы будем играть на уроке в старую детскую игру – в индейцев. Но боевые топоры бросать не будем, за скальпами охотиться тоже не будем. Наша игра в индейцев – это игра по русскому языку. Мы будем вспоминать и закреплять правила по теме «Словообразование и орфография», изучение которой только что закончили. Класс делится на две группы, два племени: делаверы и омоги. Вождем племени делаверов будет В.М., и звать его Белое Перо. Вождём омогов станет В.К., и имя его будет Соколиный Глаз. Задача каждого племени пройти через испытания, то есть выполнить определённые задания по русскому языку, добраться до форта бледнолицых и добыть там для себя пятёрки или четвёрки.Далее учитель обращает внимание на оформление доски. Племя делаверов будет двигаться к форту по жёлтой тропе. Их тотем – дикобраз. Омоги – по зелёной тропе. Дикий кабан – тотем омогов.Учитель представляет жюри. В него входят старшеклассники. Ребята будут подсчитывать баллы за каждое состязание и подводить итоги.Учитель. Начинаем урок. Слышите, стучат барабаны? (на 20 – 30 секунд включается запись боевых индейских барабанов). Но это не призыв к войне, а приглашение к мирным состязаниям.- Племя делаверов, готово? – Да!- Племя омогов, готово? – Да!- Тогда начинаем.1 состязание. И начинаем мы с устной разминки. Вожди племён, вы должны поприветствовать друг друга. Кто знает больше этикетных слов и выражений, тот получит больше баллов. За каждое приветствие – 0,5 балла.Примерные этикетные слова и выражения.Здравствуйте. Рад вас видеть (приветствовать). Добро пожаловать. Я так рад вам. Доброе утро (день, вечер). Привет. Здорово. Лёгок на помине. Моё почтение. Приветствую вас. Салют. Позвольте приветствовать вас. Доброго здоровья (здоровьица). Наше вам. Здравия желаю. И т.д. Учитель. Молодцы, с заданием вы справились. Двигаем тотемы вперёд по зелёной и жёлтой тропе к следующему состязанию.2 состязание. Хорошо ли вы знаете морфемный разбор слова? Перед вами на доске листы ватмана со словами. От каждого племени к доске выходит по одному представителю для разбора слов по составу.Жюри оценивает работу. Каждое правильно разобранное слово – 1 балл. За ошибки баллы снимаются.[Комментарии в скобках. К морфемному разбору слов на уроках нужно, с моей точки зрения, обращаться постоянно. Ведь многие правила русского языка связаны с умением детей «видеть» морфемный состав слова (например, то же правописание приставок на з-, с-), что формирует у ребёнка способность подбирать однокоренные слова, развивает желание сравнивать, обобщать, делать вывод. Морфемный разбор слов заставляет ученика думать, а не просто машинально делить слово на морфемы.]Учитель. Идут индейцы дальше по тропе и чувствуют, что уводит их тропка в сторону от намеченной цели. Сбились они с пути! Чтобы выбраться снова на правильную дорогу, нужно выполнить самое трудное задание.3 состязание. Учитель раздаёт карточки с напечатанным текстом сказки В.А. Сухомлинского «Дед Осенник». Нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания.«В ч_рном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой листве и ч_тко прислушивается к ш_роху леса и пению птиц. Как только услышит грус_ную песню журавлей – курлы-курлы, поднимается и говоритПришло моё время.Бе_страшно выходит из лесу дед Осенник. Где пройдёт, там листья становятся ж_лтыми. Выходит дед на опушку садит_ся прислоняет_ся к дубу расч_сывает бороду и тихо что–то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода р_стёт разв_вается по ветру. Вот она прот_нулась на лугу. Луг _делался серым.Осенний туман говорят люди. Они и не догадываются, что это борода деда Осенника.”Карточки сдаются на проверку жюри. Пока старшеклассники проверяют работы и готовятся подвести итоги за три предыдущих состязания, учитель с ребятами продолжает работать по тексту.- Читаем текст вслух.- Определим тему текста и его основную мысль.- Тип и стиль текста.- Найдём в тексте слова со знакомыми орфограммами, которые изучались в теме «Словообразование и орфография». Объясним их.Жюри подводит итоги и определяет по количеству баллов лидирующее «племя». Звучат победные барабаны. То темы на доске продвигают вперёд.[Комментарии в скобках. Для работы классу была предложена сказка В.А. Сухомлинского «Дед Осенник». На этом тексте учениками решались не только пунктуационные и орфографические задачи по теме, но проводилась первоначальная работа над анализом текста. Текст сказки не так прост, как кажется на первый взгляд. Анализ даже небольшого текста на уроках русского языка – это работа на перспективу. Ребенок учится чувствовать красоту русского слова, анализировать текст (определять тему и основную мысль, тип и стиль текста, способ связи предложений, умение членить его на абзацы). И в итоге ученик со временем учится создавать свой текст, то есть писать сочинения на разные темы.]Учитель. На пути индейцев к форту встретилась бурная горная река, в которой водится золотая форель. Поймаем эту рыбу и двинемся дальше. Итак, игра «Рыбалка».4 состязание. К доске выходят поочерёдно по одному представителю “племени”. Они с помощью игрушечной удочки «вылавливают» из «аквариума» записки с вопросами по теме.Примерный перечень вопросов.Назови морфемы слова. Что такое корень (приставка, суффикс)? Какая буква - о или е - пишется, как правило, в корне слова после шипящих? Назови слова-исключения из правила «Правописание приставок на з-, с». Перечисли корни с чередующимися гласными о//а. Вспомни и расскажи правило “Правописание букв и - ы после ц ”. И т.д. Каждый правильный ответ жюри оценивает 1 баллом. Тотемы на доске передвигают вперёд к следующему препятствию.Учитель. Первый музей в России был открыт в эпоху Петра Первого. Это была Кунсткамера, где было собрано много редких, необычных и интересных предметов. Сейчас каждое из «племён» попытается тоже создать свой музей, музей слов. Создавать новые слова будем с помощью редко употребляемых приставок и суффиксов.5 состязание. На доске вывешивается таблица приставок и суффиксов.С помощью этих приставок и суффиксов дети придумывают и записывают слова. Жюри оценивает ответы и подсчитывает баллы за 4-е и 5-е состязания. Объявляется лидирующее «племя». Тотемы на доске передвигаются вперёд.[Комментарии в скобках. Урок обобщения материала должен обязательно включать, с моей точки зрения, и повторение теоретической части темы. Изучение языка основывается на трёх «китах»: твёрдое знание правил, выполнение упражнений для закрепления этих правил, постоянная работа со словарными словами для расширения словарного запаса ученика и повышения его грамотности. В процессе игры ученик забывает, что должен вспоминать скучные правила, он хочет хорошо ответить, не подвести, поэтому чаще всего дети, заранее подготовившись дома, отвечают неплохо.Когда же дети приступают к созданию своего «музея» слов, обнаруживается «болезнь» многих: мало читают. Это сказывается на игре, потому что иногда слова с данными суффиксами и приставками подбираются не сразу. Мало читаешь – мало знаешь. На это учитель обратит ещё раз внимание учеников при разборе урока.]6 состязание. Учитель предлагает детям послушать отрывок из книги шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».«Города не было. Нильс увидел, как погружается в морскую пучину циферблат башенных часов. Стрелки их сошлись на цифре «12». Мелькнул купол городского цирка. Панцири воинов на крепостной стене сверкнули последний раз, и всё исчезло. Нильс уцепился за камень и привстал на цыпочки, чтобы посмотреть, не уцелело ли что-нибудь. Но было поздно. Как театральная декорация уезжает за кулисы, город ушёл под воду».Учитель.- С какой орфограммой текста будем работать? (и – ы после ц).- Я буду читать текст по предложению, а вы поднятием сигнальных карточек ци – цы должны показать правильное написание слов на это правило.Жюри оценивает работу учеников. За допущенные ошибки снимает баллы. Тотемы продвигаются вперёд.Учитель. Друзья, уже близок форт. Последнее состязание – и цель будет достигнута.7 состязание. Каждое племя прошло по своей тропе. Пришла пора прощаться. Вспомним, с помощью каких этикетных слов люди прощаются друг с другом. Кто больше назовёт таких слов и выражений, тот получит больше баллов (за каждое выражение – 0,5 балла).Примерные этикетные слова и выражения.Желаю удачи. До свидания. В добрый путь. Счастливого пути. Позвольте откланяться. Счастливо оставаться. До скорого. Бывай. Имею честь откланяться. Жму вашу руку. Пока. Звоните. Спокойной ночи. Прощай. Всего доброго. Будьте здоровы. Не поминайте лихом. И т.д. Жюри подсчитывает количество баллов за 6-е и 7-е состязания, подводит общий итог за всю игру и объявляет победителя. Победившее «племя» получает пятёрки, отставшее «племя» – четвёрки. Звучат победные барабаны.[Комментарии в скобках. Шестое состязание было посвящено только одной орфограмме: правописанию букв и – ы после ц. Это правило в процессе изучения темы оказалось трудным для слабых детей. Поэтому я посчитала необходимым повторить её на небольшом отрывке из книги о любимом герое Нильсе, о котором многие с удовольствием читали.Седьмое задание «закольцовывало» урок. Уж если мы начали урок со слов приветствия, то и закончить необходимо было словами прощания, что расширяло знания ребят об этикетных словах.]После урока остается чувство удовлетворения. Главное, что в процессе таких уроков идёт прочное закрепление материала. Детям нравятся такие уроки, они хотят получать хорошие оценки, хотят чувствовать себя на высоте. И это важно. Но тревожит, что ученики мало читают, следовательно, не очень грамотные. Привить вкус к чтению, а значит, способствовать повышению грамотности учащихся – вот к чему должен стремиться учитель в процессе преподавания русского языка в среднем звене школы.