Публикации "Русская изба" как средство художественно-эстетического развития дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Русская изба" как средство художественно-эстетического развития дошкольников
Автор: Колачко Лариса Михайловна

«Русская изба» как средство художественно-эстетического развития дошкольниковПодготовила: воспитатель МАДОУ №1 «Аистёнок», г. Псков Колачко Лариса Михайловна Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста возможно в процессе приобщения к народному искусству. Ведь волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию. Художественная деятельность ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи художественно-эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка. Народное искусство как проявление творчества народа по своей природе близко творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. Очень важно научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок, а это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго.Художественно–эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно–эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.Известно, что творчество детей базируется, в первую очередь, на впечатлениях от окружающего мира, природы, предметов и игрушек, которыми они пользуются. Познание окружающей действительности происходит посредством зрительного, слухового, осязательного восприятия, что и дает пищу для развития эмоциональной сферы ребенка. Когда мы знакомим ребенка с новыми предметами, новой сферой деятельности, необходимо не только заинтересовать его рассказом и внешним видом, но и дать ребенку потрогать эту вещь, попользоваться ею, проявить свои познания. Только так можно добиться наиболее эмоционального отклика детской души и пробудить желание действовать, творить. Особенно это характерно для детей младшего возраста. Именно поэтому, в целях приобщения к культуре и традициям родной страны, детей необходимо знакомить с подлинными, «живыми» предметами русской старины, которые окружали людей, и были им необходимы в повседневной жизни. Совместными усилиями педагогов и родителей в нашей группе был создан мини-музей предметов народного быта «Русская изба», где воспроизведен интерьер крестьянской избы. Экспонатами для нашего музея служат предметы домашней утвари и быта русской деревни. Дети не только знакомятся с экспонатами музея, но и играют в русские народные игры. Непосредственное общение с предметами, представленными в музее, когда их можно потрогать, попробовать пользоваться ими, так как пользовались наши предки, вызывает у детей живой отклик и непосредственный интерес к народной культуре. В избе есть русская печь, домашняя утварь: ухват, кочерга, чугунки, люлька с младенцем, сундук, старинный утюг, глиняная посуда, стол с лавками и много разной утвари. В переднем «красном» углу находится стол, на нём чашки для чая. Над столом расположен иконостас, где находится образ-иконка девы Марии с младенцем. Этот образ выражает как бы защиту детей, покровительства святой Девы Марии детям. В другом углу избы стоит русская печь (имитация), на которой лежит подушка с лоскутным одеялом, на печи сушатся грибы и ягоды. Возле тёплого места в избе стоит люлька (детская кровать). В люльке лежит младенец (кукла), люльку можно качать, напевая колыбельные песни. Дети могут всё трогать руками, рассматривать. На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.В рамках приобщения к народной культуре проводится знакомство детей с декоративными народными росписями: Хохломской, Дымковской, Городецкой, Гжельской, Жостовской, Псковской керамикой. Дети рисуют народные костюмы, головные уборы, предметы русского быта.Говоря о том или ином промысле, например: хохломская роспись, дымковская игрушка, гжельская роспись, мы называем вид искусства и показываем предмет быта, который находится в нашей избе. Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Почти все игрушки - это свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень просты. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелeный, жeлто-оранжевый цвета.Хохлома - старинный русский народный промысел, это самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, символ русского народного искусства.Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Гжель – самая популярная в России техника росписи на глиняных изделиях. Выполнена в бело-голубых тонах. Вся техника работы выполняется исключительно вручную, за что она имеет свою ценность, ведь каждое сделанное изделие – это единичный экземпляр с полностью вложенной душой человека. Псковская керамика. Псковские гончарные народные промыслы имеют очень давние традиции, уходящие вглубь веков. Скульптурные псковские гончарные изделия привлекают сочностью пластики, убедительной основательностью каждого предмета. Посуда либо матовая, либо политая однотонной поливой. «Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусстваН.М. Мерцалова. В нашем мини-музее имеются русские народные костюмы, которые служат нам наглядными образцами. Правильно организованная предметно – развивающая среда имеет неоспоримое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности. Изобразительное искусство имеет важное психологическое значение для формирования характера и личности ребенка. Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.Важно широко применять народное декоративное искусство в работе с дошкольниками, ведь это воспитывает чувство глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувство патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Так как воспитание любви к своей Родине, чувства патриотизма является одной из важнейших задач воспитания. Дети должны заинтересоваться историей и традициями своей страны, почувствовать тепло народного искусства, его положительную направленность.