Публикации Кружковая работа «С Фребелем играем-речь развиваем!» с детьми, имеющими ментальные нарушения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кружковая работа «С Фребелем играем-речь развиваем!» с детьми, имеющими ментальные нарушения
Автор: Гончарова Ксения Александровна

Кружковая работа «С Фребелем играем-речь развиваем!» с детьми, имеющими ментальные нарушенияСовременная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что на всех возрастных этапах развития дошкольников проблема речевого развития занимает одну из центральных мест.Ф. Фрёбель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей, адаптированные к особенностям восприятия детей, которые впоследствии были названы «Дарами Фрёбеля», «Подарки или «Дары» Фрёбеля» и имели огромный успех во всем мире. Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта - дерева, чем безопасен для реализации и применении ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.В настоящее время на рынке обычно встречается 14 видов образовательных материалов Фрёбеля, которые впоследствии были названы «дарами»: «Шерстяные мячики», «Основные тела», «Куб из кубиков», «Куб из брусков», «Кубики и призмы», «Кубики, столбики, кирпичики», «Цветные фигуры», «Палочки», «Кольца и полукольца» «Фишки» «Цветные тела», «Мозаика. Шнуровка», «Башенки», «Арки и цифры». Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.Работая на группе с детьми, имеющими ментальные нарушения и, как следствие, тяжелые нарушения речи с целью коррекционно-логопедического воздействия мною использовался игровой набор «Дары Фребеля». Прежде чем приступить к работе по использованию игровых модулей с детьми своей группы я ознакомилась с пособием и разработала перспективный план. Для проведения игр необходимо было подобрать песни, художественную литературу, физминутки для обогащения содержания игры, дальнейшего развития сюжета и возможностей модификации. Для привлечения к участию в игре большего количества участников рекомендуется использовать все модули игрового набора «Дары Фрёбеля».Использование деталей набора Фребеля на коррекционных занятиях логопеда позволяет повышать речевую активность, развивать внимание, мышление, логику и другие психические процессы. Игры с «дарами» с детьми, имеющими ментальные нарушения, можно использовать для:
  • социально-коммуникативных умений;
  • сенсорного развития, тактильных ощущений;
  • развития мелкой моторики, умения захватывать, удерживать предмет 1, 2-мя руками, согласовывать движений рук;
  • формирования элементарно-математических представлений;
  • развитие логических способностей;
  • формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
  • выполнения соотносящих действий (понимает смысл действий, самостоятельность, действия на основе зрительного соотнесения
  • Приведем примеры некоторых игр.Первый дар «Шерстяные мячики» используются в играх на развитие мелкой моторике, на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя. Разноцветные текстильные мячики дают представление о цвете и форме, развивают мелкую моторику и тактильные ощущения. Можно научить ребенка дуть на мячик, который педагог держит за веревочку перед лицом ребенка на уровне его рта. «Кто дольше?»: устроить соревнования между детьми или дуть вместе с ребенком -чей мячик будет дольше летать. Следить, чтобы вдох был через нос, а выдох -ротовой, плавный. речи. Игра «Волшебный мешочек»: ребенку предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море.Набор «Куб, цилиндр и шар» также направлен на знакомство  с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков.«Куб из кубиков» (куб, разбитый на 8 кубиков) позволяет развивать понимание целого и частей («сложное единство» а набор «Куб из брусков» понимание взаимоотношений между различными частями целого.Набор «Кубики и призмы» знакомит с понятиями квадрата и треугольника, способствует развитию зрительно-моторной координации, а «Кубики, столбики, кирпичики» направлен на развитие  пространст-венного  мышления.Сортировка и упорядочивание фигур по цвету и форме возможно с набором «Цветные фигуры» и «Палочки». Также из них можно выкладывать предметы и буквы на плоской поверхности, обучать счету.С набором «Кольца, полукольца» можно выкладывать узоры и составлять картины. Протягивание различных гласных звуков возможно с комплектом мозаика, шнуровка: вложить в ладонь ребенка длинный шнурок из комплекта и предложить спрятать его в кулаке. Другой рукой ребенок берется за кончик шнурка и, вытягивая его из кулака, непрерывно поет заданный гласный звук. При длительном выдохе голос звучит долго, при коротком – быстро обрывается. Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более 250 лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. Игровой набор «Дары Фребеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей улучшились социальные и коммутативные умения, мелкаямоторика, познавательно-исследовательская деятельность, логические способности. Результат изменений уровня развития речи можно увидеть в процессе педагогического мониторинга за образовательной деятельностью детей. Отмечена положительная динамика развития всех компонентов речи.Системный подхода в коррекционном процессе с использованием наборов «Дары Фребеля», сочетая с традиционными методами и приемами обучения, обогащают интересы и впечатления детей, повышается речевая активность. Многообразие материалов позволяет детям получить новую информацию, а так же, повышает мотивацию к активному речевому общению. У детей присутствовало желание делиться своими эмоциями, впечатлениями. Это, безусловно, положительно влияло на речевое и мыслительное развитие дошкольников.Система воспитания по Ф. Фребелю, известна много лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна.Дары Фрёбеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!